Детский хирург Ольга Горбатюк: «Сейчас аппендицит встречается даже у новорожденных»
Ребенок — не маленькая копия взрослого человека, как считают многие родители. Причины и признаки болезни у детей не такие, как у взрослых, отличаются также диагностика и лечение. Пытаясь помочь ребенку, у которого болит живот, с помощью проверенных на себе рецептов, мамы и папы нередко ухудшают его состояние. Что делать, если у малыша возникла острая боль в животе? Как оперируют паховую грыжу детям? Правда ли, что подростки стали чаще болеть язвой желудка, желчнокаменной болезнью? На эти и другие вопросы наших читателей во время прямой линии «ФАКТОВ» отвечала заслуженный врач Украины, профессор кафедры детской хирургии Национальной медицинской академии последипломного образования имени
* — Здравствуйте, Ольга Михайловна! Вас беспокоит Анна из Белой Церкви. Моя пятилетняя племянница вчера проглотила иголку. Но хирург сказал, что ничего делать пока не надо: игла должна выйти сама. Сколько времени нужно для этого?
— Многие люди ошибочно считают, что игла обязательно должна проткнуть кишку. Но кишечные стенки работают так, что иглы, которые люди глотают, поворачиваются ушком вперед и выходят тупым концом вместе с содержимым кишечника. Обычно мы рекомендуем два-три дня наблюдать за опорожнением ребенка. Если у малышки нет болей, рвоты, напряжения брюшной стенки, не стоит тревожиться. Хуже, когда ребенок ткнет иголку в мягкие ткани живота. Недавно пришлось оперировать шестнадцатилетнюю девочку, которая из-за того, что родители не разрешали ей встречаться с парнем, натыкала себе иголок в живот. Пришлось потрудиться, доставая их. Дело в том, что когда работаешь хирургическим инструментом, игла уходит глубже и меняет свое месторасположение. Только к ней подберешься, она опять ускользает.
Часто родители тревожатся, когда малыш нечаянно или подросток специально глотает ртутные шарики из разбитого градусника. Ртуть — это жидкий металл, который не вредит пищеварительному тракту и выходит вместе с содержимым кишечника. Вредно вдыхать пары ртути — можно отравиться. Если в доме или квартире разбился градусник, нужно вызывать санитарную службу и обезвреживать помещение.
* — «ФАКТЫ»? Меня зовут Алена Максимовна, звоню из Киева. Дочка готовится стать мамой: сейчас на четвертом месяце беременности. Недавно делала УЗИ, а гинеколог опять просит повторить обследование. Я боюсь, что это навредит будущему ребенку. Зачем так часто делать это исследование?
— Возможно, УЗИ показало какое-то нарушение, и врач хочет подтвердить патологию. Диагностика будущего ребенка в утробе матери очень важна. Большинство пороков развития можно увидеть на УЗИ еще до рождения младенца. Беременная женщина, даже если ее ничего не беспокоит, должна проходить УЗИ на 12—13, 20—21 и 33—34 неделях беременности, а при подозрении на патологию — еще чаще. Сегодня у 80 процентов детей с патологией развития сразу несколько пороков. Их оперировать сложно. Если порок несовместим с жизнеспособностью плода, беременность лучше прервать. Но решать это должен не только акушер-гинеколог, а перинатальный консилиум, куда входят еще и детский хирург, эндокринолог, генетик.
— Какие врожденные пороки встречаются наиболее часто?
— На первом месте пороки развития желудочно-кишечного тракта. Он наиболее протяженный, имеет много сегментов и отделов, и на пути от пищевода к толстой кишке встречается немало аномалий. На втором месте — врожденные заболевания сердца. Многие из них — дефекты перегородок, предсердий, желудочков, овальные окна — проходят сами, но ребенка должен наблюдать хирург или кардиохирург, кардиолог. Бывают жизненно важные экстремальные пороки сердца, когда новорожденному, чтобы выжить, нужна немедленная операция, а есть требующие многоэтапной коррекции. На третьем месте — пороки центральной нервной системы, мочеполовой сферы, в частности почек.
* — Прямая линия? Меня зовут Людмила, я из Умани Черкасской области. У сына (ему исполнилось полгода) до сих пор не опустилось одно яичко. Врач говорит, что позже понадобится операция. Это правильно?
— Операция ребенку, страдающему неопущением яичка (крипторхизм), нужна однозначно. Но врач неправ, утверждая, что ее надо делать попозже. Лучшее время для операции — от шести до 12 месяцев, а японцы, например, оперируют даже новорожденных. Пока мальчику не исполнилось полгода, яичко у него может опуститься самостоятельно. А после года в неопущенном яичке начинаются необратимые изменения сперматогенного эпителия. Во взрослой жизни это может обернуться «мужскими» нарушениями, вплоть до бесплодия. Около трети мужчин, которым приходится лечить бесплодие, в детстве поздно перенесли операцию на яичке или паховом канале.
Яички у мальчиков закладываются у нижних полюсов почек. Оттуда они спускаются к мошонке. На любом участке пути яичко может задержаться. Если это произошло высоко, хирургу сложнее низвести его в мошонку. Не хватает длины сосудов, чтобы протянуть яичко. У грудничков паховый канал короткий — до полутора сантиметров, но с возрастом он удлиняется. Поэтому старшим детям нередко приходится проводить операцию в два этапа. Сначала врач низводит яичко, стараясь вывести за паховый канал, а потом, через шесть-восемь месяцев, — тянет еще ниже. Думаю, вам самое время решиться на операцию сына. Можете проконсультироваться в Киевской детской городской больнице № 1, которая находится на улице Богатырской, 30. Телефон отделения детской хирургии: 0 (44) 412−04−31.
* — Оксана из города Желтые Воды Кировоградской области. У трехлетнего сына часто возникают запоры. Я прочитала в «ФАКТАХ», что дело может быть в органическом поражении толстого кишечника. А как это выяснить?
— Советую вам показать малыша детскому хирургу. Задержка стула у ребенка зачастую бывает из-за функциональных нарушений желудочно-кишечного тракта. То ли у ребенка на фоне каких-то неврологических нарушений возникают спазмы кишечника, либо повышена или понижена кислотность желудка. Возможно, недорабатывает поджелудочная железа, которая выделяет в кишечник недостаточно сока для растворения, переваривания и всасывания пищи, или есть проблемы с двенадцатиперстной кишкой. Ребенок эти нарушения обычно перерастает.
Но задержка стула и боль в животе могут быть и при органическом поражении кишечника. В этом случае на каком-то участке толстой кишки из-за ее врожденного сужения не проходит кишечное содержимое, возникает частичная непроходимость. Пока младенец находится на грудном вскармливании и получает жидкую пищу, все более-менее нормально. Но как только мама начинает вводить прикорм и еда становится более густой, у малыша возникают вздутие живота и запоры. Тогда надо проверить толстую и прямую кишки: больше 90 процентов запоров связано с их состоянием. Для этого проводят рентгенологическое исследование с контрастным веществом, введя через клизму барий. Когда он заполнит толстую и прямую кишки, можно рассмотреть их ширину, длину, особенности строения. Причем это нужно сделать дважды: в период введения бария и после того, как малыш сходил в туалет и опорожнился. Если есть спазм толстой кишки (он возникает, когда ребенок боится клизмы, кричит), то мы увидим узкий участок. Не расширился и после опорожнения — подозреваем порок развития.
Такой ребенок нуждается в операции. Ее нельзя откладывать, потому что из-за узкой зоны непроходимости страдают отделы кишки, лежащие выше. Там скапливается кал, образуются каловые камни, отравляющие организм, кишка начинает расширяться. Если же исследование покажет, что хронические запоры не связаны с врожденным пороком развития толстой кишки, ребенка нужно углубленно обследовать. На УЗИ смотрим печень, селезенку, поджелудочную железу, почки. Иногда рекомендуем сделать эндоскопию, чтобы проверить слизистую желудка и двенадцатиперстной кишки. Нередко с помощью колоноскопии выясняем, есть ли в толстой кишке язвы или эрозии.
* — Алло! Вас беспокоит Нина из Житомирской области. У сына (ему сейчас четыре годика) с рождения паховая грыжа. Нужно ли делать операцию?
— Обязательно. Обратитесь к детскому хирургу. Взрослым пациентам устраняют грыжи, вшивая специальные сетки, чтобы укрепить слабое место брюшной стенки, или делая удвоение тканей (дубликатуру). Детей так не оперируют. Если малышу сделать дубликатуру тканей над паховым каналом, где расположен семенной канатик, это сузит канал и нарушит кровообращение, что может сказаться на репродуктивном здоровье в будущем. Во время операции ребенку удаляют грыжевой мешок, а широкое внутреннее паховое кольцо ушивают, не используя никаких укреплений передней брюшной стенки.
* — К вам обращается Андрей из Киева. У трехлетней дочки торчит пуп. Когда она была совсем маленькой, мы приматывали к нему пластырем пять копеек, но это не помогло. Что делать?
— Неудивительно, что не помогло. Если на широкий пуп положить копейку и заклеить, он никогда не стянется. Можно попробовать справиться с грыжей, пока ребенку не исполнилось полгода, таким образом: предварительно стянув окружающие ткани, нужно заклеить пуп обыкновенным пластырем. Через пупок у человека идет пупочная вена, пупочная артерия и желточный проток, которые питают плод. К моменту рождения ребенка все это должно зарасти. Если на месте артерии или желточного протока образуется незаросшее отверстие, через которое выпирает кишка или предбрюшинный жир — образуется грыжа. Годовалого ребенка, которому не помогают пластырные повязки, нужно прооперировать. Хотя в старых учебниках по хирургии писали, что это делают после трех лет, мы практикуем операции в более раннем возрасте. Пуп — это центр тяжести. Когда ребенок бегает, прыгает, грыжа увеличивается. Почему ребенок должен расти с пороком развития?
* — Добрый день! Звонит Анастасия из Киева. Моей дочке два года, и она часто жалуется, что болит живот: хнычет и показывает пальчиком на пуп. Я боюсь, что это может быть аппендицит.
— Покажите ребенка детскому хирургу. Хотя клиника аппендицита считается типичной для детей после трех лет (наиболее часто воспаление аппендикса встречается в семь — десять лет), сейчас болеют даже новорожденные. Аппендицит у малыша может возникнуть по разным причинам: из-за кишечной или занесенной с кровью и лимфой из других органов инфекции, незрелости нервной системы аппендикса и слепой кишки. Иногда «виноваты» нарушения местного иммунитета, особенности строения отростка или характер питания ребенка.
Принято считать, что малыш до трех лет с болями в животе должен быть госпитализирован в стационар. Врачи понаблюдают за его состоянием, повторят анализ крови, проследят за стулом, сделают капельницу, чтобы снять интоксикацию, и определятся с диагнозом. Поставить правильный диагноз малышу труднее, чем старшему ребенку. Если у детей постарше живот болит обычно справа, то у маленьких детей проявляется общая симптоматика: беспокойство, повышение температуры, многократная рвота, вздутие живота, понос, изменяются показатели крови.
Поэтому я всегда призываю родителей: при острой боли в животе нельзя давать ребенку обезболивающую таблетку, ставить на живот теплый компресс или класть грелку, делать клизму. То, что когда-то помогло вам, может ухудшить состояние малыша. Лучше сразу же — в течение шести часов— показать ребенка детскому хирургу. Если малыш попадает в хирургию позже 24 часов с начала аппендицита, могут появиться грозные осложнения. Воспаленный отросток лопается, и все, что есть в кишке (кал, гной), попадает в брюшную полость и вызывает ее воспаление — перитонит. Хирургам приходится буквально спасать жизнь ребенку.
— Но живот же может болеть не только из-за аппендицита?
— Иногда причиной «острого живота» у маленьких детей бывает внедрение одной кишки в другую— инвагинация. К этому приводят неправильное введение прикорма, чрезмерная пищевая нагрузка, ухудшающая работу кишки, некоторые врожденные особенности строения кишечника. Нередко инвагинацию провоцируют респираторная инфекция, воспаление кишечника (энтероколит) или воспаленные лимфоузлы органа.
Тонкокишечная инвагинация может распрямиться самостоятельно. Но у детей шести — двенадцати месяцев она наиболее часто происходит в месте перехода тонкой кишки в толстую. Когда случается ущемление, ребенку нужна помощь хирурга. Родители должны знать: детей от полугода до года, у которых беспокойство появляется чаще после кормления и чередуется со спокойными промежутками, появились кровь или слизь в стуле, обязательно нужно показать детскому хирургу.
* — Алло! Это Мария из Тернополя. У сына (ему 13 лет) сужены желчные протоки и есть сгустки желчи в желчном пузыре. Врач говорит, что это уже почти желчнокаменная болезнь. Неужели она встречается у детей?
— Да, такие случаи перестали быть редкостью. Сегодня приходится удалять желчный пузырь, в котором образовались камни, и подросткам. Основная причина патологии — инфекция, которая попадает в желчный пузырь, и застой желчи из-за аномалии развития органа. Операцию выполняем щадящим методом, используя лапароскоп: хирург через маленькие дырочки вводит в брюшную полость миниатюрную камеру и инструменты. Лапароскопия в большинстве детских больниц часто применяется для уточнения диагноза, например, при непонятных кровотечениях. Но сегодня детские хирурги активнее используют лапароскопический метод при неотложных операциях — аппендиците, перитоните, спаечной непроходимости.
— Я боюсь, как сын будет жить без желчного пузыря.
— Нормально. Желчный пузырь является резервуаром для желчи и больше никакой функции не выполняет, поэтому без него можно обойтись. После операции ребенку нужно некоторое время посидеть на диете. Желчь поступает в двенадцатиперстную кишку дозированно, на каждую порцию пищи, помогая ее перевариванию. А у человека, лишенного желчного пузыря, желчь идет постоянно, поэтому ему нужно есть понемногу, но часто. Люди быстро приспосабливаются к такому режиму питания. Хотя, конечно, ничего лишнего в организме нет. Но если учесть, что из-за камней в желчном пузыре начинает воспаляться поджелудочная железа, появляются проблемы с двенадцатиперстной кишкой или может случиться грозное осложнение — гнойное воспаление и даже разрыв пузыря, из двух зол нужно выбрать меньшее.
Подготовила Наталия САНДРОВИЧ, фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»
12617Читайте нас у Facebook