«К мародерам, приехавшим в Сухолучье грабить охотничий дом Януковича, наш охранник вышел с гранатой в руке»
Журналистов в Сухолучье пригласили несколько общественных природоохранных организаций, предоставив транспорт и водителей. Их представители связались по телефону с директором охотхозяйства, и тот распорядился нас всех пропустить.
— Не дорога, а загляденье! — восторгался наш водитель, когда автомобиль, на котором мы ехали, помчался по трассе, ведущей к элитному Днепровско-Тетеревскому охотничьему хозяйству (его еще называют Сухолучье). — Смотрите, ради эксперимента разогнался до 140 километров, а автомобиль идет совершенно плавно. Такое же качество покрытия и на дорогах в самом хозяйстве. И это неудивительно: высокое начальство приезжает туда охотиться еще с 1960-х годов. Но для Виктора Януковича построили целую резиденцию «Остров».
У въезда на территорию хозяйства нас остановили сотрудники одной из частных охранных служб.
— Вам повезло, — иронически заметил вышедший навстречу человек в штатском. — С минувшей ночи перекрыт весь периметр Сухолучья. Другого выхода не было: после того как сбежали стражи, которые несли здесь службу во времена президентства Януковича, появились браконьеры. Каждую ночь были слышны выстрелы. Теперь кабаны, олени, фазаны, тетерева и другая живность вновь под охраной.
Показать угодья журналистам взялись двое активистов Майдана.
— Уже целый месяц мы здесь, — говорит один из них, Сергей Оврашко. — Бойцов самообороны мало, поэтому защитить все 20 тысяч гектаров угодий мы не могли. Сосредоточились на основных объектах и в первую очередь на резиденции Януковича «Остров».
— Официально она имеет статус отельно-ресторанного комплекса, — добавляет наш второй сопровождающий Антон Порецков. — Там большой деревянный дом, расположенный у самого берега Киевского водохранилища, часовня, баня. Часовенка маленькая, зато внутренние росписи великолепны. Также есть миниатюрная колокольня с надписью о том, что это подарок на 60-летие бывшего президента. Территория резиденции огорожена двумя заборами. Нам удалось сохранить там все, вплоть до полотенец и ложек. Для этого пришлось отбить несколько атак мародеров.
Подъезжаем к первым воротам резиденции «Остров». Общительный сотрудник частной охранной службы звонит начальству. «Велено вас пропустить, — сообщил он. — Только смотрите, не напугайте животных».
Зайдя на территорию, мы увидели идиллию: возле дороги безмятежно паслись олени, лани. Чуть поодаль бродило стадо круторогих баранов-муфлонов.
— Видите, две лани — альбиносы, — говорит Сергей Оврашко. — Животных здесь подкармливают, метрах в ста от дороги установлено несколько кормушек. Гости «Острова» проезжали мимо пасущихся копытных и направлялись к высоченному зеленому железному забору, который виднеется впереди. За ним и расположено имение бывшего президента.
*На территории резиденции «Остров» живут олени, бараны-муфлоны, очень редкие лани-альбиносы
— Читал, что находящийся там дом построен с серьезными техническими огрехами.
— Это правда. По проекту это деревянное здание должно иметь определенное количество несущих конструкций. Заказчик категорически потребовал, чтобы две из них убрали — по его мнению, так здание стало красивее. Никто не посмел возразить. В результате с каждым годом стены строения все более проседали. Теперь этот терем нужно укрепить, чтобы он не рухнул. Возможно, будут установлены внешние несущие конструкции.
Этот дом относительно небольшой и не так уж богато обставлен — я видел более шикарные «хатынки» состоятельных охотников. Здесь есть большой зал с камином, кабинеты, спальни. На территории имеется вертолетная площадка и пристань. Янукович приезжал сюда около двадцати раз, но никогда не оставался на ночлег.
— Почему эта резиденция называется «Остров»?
— Она с трех сторон омывается водой, находится на полуострове, но резиденцию назвали «Остров». Сразу после побега Януковича мы пустили в этот дом нескольких журналистов. После их репортажей сюда наведывались мародеры. Одна из групп приплыла на четырех лодках — в каждой по четыре человека. Охрана в ту ночь состояла из троих самообороновцев, а нападавших было шестнадцать. Как их остановить? Один из наших парней вышел на берег с гранатой со снятой чекой и заявил: «Я уверен, что на меня никто напасть не посмеет — погибнем все вместе. Убирайтесь, не испытывайте мое терпение». Незваные гости убрались восвояси. Других мародеров мы предупреждали: сунетесь — будем стрелять. Один из бандитов спросил меня: «Сколько тебе платят?» «За идею стоим — мы с Майдана», — ответил я. Больше вопросов он не задавал.
Нас выручало еще и то, что рядом находится объект, куда беспрепятственно могли попасть грабители. Видите, справа от нас виднеется несколько особняков — это одна из дач бывшего генерального прокурора Виктора Пшонки. У нас не было достаточного количества людей, чтобы охранять еще и этот объект. Поэтому, получив отпор у ворот резиденции «Остров», непрошеные гости шли грабить дачу. Однажды туда приехали человек сорок с автоматами и тремя пулеметами. Мы вызвали милицию. Но что могли сделать двое стражей порядка, когда им противостоит вооруженный отряд? Бандиты всю ночь без спешки выносили вещи, погрузили их в пять автобусов и уехали.
— Из-за высоченного забора не видно даже крыши охотничьего дома Януковича. Вы могли бы провести нас к этому зданию?
— Нет. Сейчас никого из посторонних туда не пускаем. Поймите, каждый новый репортаж с видео и фотографиями дома провоцирует мародеров наведаться сюда.
— Ну, а дачу Пшонки можно увидеть?
— Не запрещено. Правда, в дома (их там два) и в баню зайти уже невозможно — недавно сотрудники Генеральной прокуратуры опечатали все двери строений.
Подходим к воротам дачи. Наши сопровождающие достали из тайника ключи и открыли калитку.
Следов погрома почти нет: мусора, разбросанных вещей мы не увидели. Окна, двери (часть из них стеклянные), изящные уличные фонари целы. Однако выломан замок двери бани и повалено одно хвойное дерево. На территории — ухоженные газоны и многочисленные вечнозеленые деревья.
*Дачу бывшего генерального прокурора грабили аккуратно — следов вандализма почти нет
Дача расположена на берегу Киевского водохранилища. Особняков на ее территории два — для самого Пшонки и для его сына. Через широкие стеклянные двери одного из домов видим аккуратно сложенные стопки рам от картин и мебель. На расположенной у самого берега застекленной веранде стоят длинный стол, мягкие стулья, в углу — камин. Вдоль кромки воды построены деревянная набережная длиной около 180 метров и причал. Все строения, включая баню, выполнены в одном стиле. Фасады, перила, ограждения балконов, крыльцо, уличные фонари украшены ковкой в виде ветвей и гроздей винограда.
— На этой даче Пшонка ни разу не ночевал, — говорит Сергей Оврашко. — В ее строительство вложено порядка 20 миллионов гривен, но, думаю, дороже, чем за восемь миллионов гривен, ее сейчас не продать. Говорю это как владелец строительной фирмы. Я, кстати, начинал в этом бизнесе с того, что стал гастарбайтером на одной из строек Санкт-Петербурга. За полгода дорос до заместителя директора фирмы. У меня еще имеется и свое охотничье хозяйство на севере Украины, так что могу рассказать и о поголовье животных Сухолучья, и посоветовать, как найти средства для его содержания.
Денег для нужд хозяйства в Сухолучье хватит на год. Их собрало одно Общество охотников и рыбаков, в которое входят больше пятидесяти состоятельных людей. При прошлой власти этим людям сказали, что нужно вносить определенные суммы на счет Днепровско-Тетеревского хозяйства, и они это делали. Для них здесь построена резиденция «Акация».
В Сухолучье живут порядка трех тысяч кабанов, примерно столько же оленей. Самостоятельно прокормиться на этой территории они не могут — слабая кормовая база. Практически нет дубов, а значит, и желудей. Приходится регулярно заполнять кормушки кукурузой, сеном, давать соль. Кстати, многие здешние кабаны практически ручные — приходят на посты просить у охранников хлеба. На месяц для животных Сухолучья нужно не менее 60 тонн кормов в теплое время года и 120 тонн — в холодное. Добавьте к этому затраты на разведение уток, фазанов и тетеревов (в хозяйстве работает птичник), охрану, коммунальные расходы… Если организовать заповедник, расходы лягут на бюджет. Есть другой вариант: финансирование готово взять на себя Общество охотников и рыбаков. А резиденцию «Остров» следует продать — не хочется, чтобы Сухолучье вновь превратили в угодья для власть имущих.
Фото в заголовке с сайта «Украинской правды»
Фото в тексте Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»
11612Читайте нас у Facebook