Вдова Евгения Весника: «Лиознова приглашала Женю на роль Мюллера в „Семнадцати мгновениях весны“»
Миллионам зрителей Евгений Весник запомнился по блестяще сыгранным ролям в фильмах «Трембита», «Приключения Электроника», «Летучая мышь» и многим другим. Но о его жизни поклонникам творчества артиста известно не так уж много.
О непростой судьбе мужа и о его человеческих качествах «ФАКТАМ» рассказала вдова Евгения Яковлевича Нонна Гавриловна Весник.
- Жени нет вот уже пять лет, но в нашей квартире все как было при нем, так и осталось, — сдерживая слезы, говорит Нонна Гавриловна. — В холле стоит стол, за которым он работал. Полки с книгами — Женя увлекался философией, афоризмами. Всюду фотографии. В шкафу хранятся Женины пиджаки — с наградами и концертный, в котором он выступал. Мы прожили вместе 42 года.
*По словам жены, Евгений Весник никого ни о чем не любил просить и умел довольствоваться тем, что есть
— Как вы познакомились с Евгением Яковлевичем?
— Впервые увидела его, когда он приехал в Ленинград на гастроли. Они служили с моим первым мужем. и мы встретились у их комдива. А спустя несколько лет моя дочка захотела поступать в театральный. Ее отец, с которым мы тогда уже разошлись, сказал: «У меня дружок работает в Малом театре — Весник. Подойдите к нему, может, он что-то посоветует».
Мы подъехали к выходу и ждали, когда закончится спектакль.
Весник вышел, я представилась, рассказала о ситуации. Он пригласил в цирковое училище, где преподавал. Мы пришли. Женя написал письмо в театральное училище с просьбой, чтобы дочку прослушали. Но ей было всего 14 лет, а там брали с 18. Поступать пришлось позже, однако на второй тур дочь не прошла.
Как потом говорил Женя, и хорошо даже. Она избрала другой путь — стала директором книжного магазина в Москве.
А что касается отношений с Женей… После встречи у Малого театра он стал приглашать нас на спектакли. До того, как пожениться, мы встречались семь лет. Кстати, и разница в возрасте у нас такая же.
И вот мы расписались. Я ведь ездила с Женей на гастроли, и всюду приходилось упрашивать, чтобы нас поселили вместе. Тогда строго было. А ездили много. Исколесили почти весь Советский Союз. Часто добирались своей машиной. Женя был хорошим водителем. Куда бы ни приезжали, его всюду узнавали. Подходили, что-то расспрашивали, просили автограф.
— Условия на гастролях в то время были ведь далеко не такие комфортные, как сейчас?
— Да, это сегодня артисты живут в пятизвездочных отелях со всеми удобствами. А тогда в гостинице воды вообще могло не быть. Ни горячей, ни холодной! У актера концерт, а помыться нет возможности. Буфеты и магазины тоже зачастую оказывались пустыми. Куда-то приезжая, первым делом я бежала на рынок. Покупала курицу и просила в буфете, чтобы ее сварили. Ну, и, конечно, в чемодане возила с собой «полдома» — посуду и многое другое. А в Москве Женю всегда встречала после спектаклей. Так было у нас заведено, и я не могла иначе.
— Каким человеком ваш муж был в быту?
— Неприхотливым. Никогда не капризничал. Что приготовлю, то и ел. На природе очень любил шашлыки. А когда мы только познакомились, почти каждый день приглашал меня в «Метрополь» — на обеды и ужины. Ресторан находился рядом с театром — актеры постоянно ходили туда. Тогда цены не такие уж высокие были. Там ежегодно мы большой компанией друзей отмечали и День Победы. С каждым годом, правда, тех, кто воевал, все меньше и меньше становилось. А сейчас уже практически никого не осталось.
— Отец Евгения Яковлевича был известным человеком — первым директором «Криворожстали»…
— Да, он строил этот комбинат. Руководителем был строгим, но честным и справедливым. Судьба Жениного отца трагична. Однажды его вызвали в Москву — вроде должны были назначить министром тяжелой промышленности. Поехал. И больше его никто не видел. Наверное, кто-то его оговорил. А вскоре и маму Женину забрали. Она, как и отец, была большая общественница — имела орден Трудового Красного Знамени. В лагерях провела восемнадцать лет.
А 14-летнего Женю повезли с детьми «врагов народа» в детский дом. Когда на повороте грузовик притормозил, он выпрыгнул, и так спасся. Быстренько поехал на вокзал и отправился в Харьков к другу отца — юристу. Тот связался с женой Орджоникидзе, с которым Женин отец дружил, и она сказала: мол, пусть Женя приезжает.
Поездом, на третьей полке, добрался до Москвы. Жена Орджоникидзе привела его к Калинину. Он спросил Женю: «Что, и маму забрали?» — «Да, забрали». Калинин протянул ему ключи: «В квартире четыре комнаты. В одной тебя пропишут. Там никто тебя не тронет».
Там Женя и жил. Продавал вещи отца, чтобы кормиться. Пришлось устроиться на работу. Потом поступил в Щепкинское училище. Сделать это, видя Женины способности, убедила учительница русской литературы — правнучка Тютчева. А когда началась война, добровольцем ушел на фронт. Был ранен. Имел много фронтовых наград.
— Чтобы состояться в таких непростых жизненных обстоятельствах, видимо, нужна была невероятная сила воли.
— Думаю, да. Ведь клеймо сына «врага народа» преследовало его многие годы. Даже на фронте, как он рассказывал, когда ребятам давали звание лейтенанта, ему — только младшего лейтенанта. В партии Женя никогда не состоял. А звание народного артиста СССР Евгению Веснику дали с большим опозданием — ему было уже за 60 лет, наверное. Постоянно откладывали. Только после этого и квартира появилась у нас та, в которой он прожил до последних дней. Раньше мы жили с его мамой в однокомнатной, потом — в маленькой двухкомнатной с кухней в пять метров! Хотя площадь нашей нынешней двухкомнатной всего 34 метра, но все же она больше прежней.
— Как же в таких условиях Евгений Яковлевич репетировал роли?
— Муж не любил никого ни о чем просить. Умел довольствоваться тем, что есть. Что касается ролей, никогда не видела, чтобы Женя учил их дома. Всегда репетировал с партнерами. Говорил, что так чувствует, как лучше сыграть.
— Признаюсь, учитель математики, сыгранный Евгением Весником в «Приключениях Электроника», в детстве был одним из моих любимых киногероев.
— А вы знаете, посмотрев «Приключения Электроника», одна девочка написала мужу: «У нас очень плохая учительница математики. Приезжайте к нам!» Женя действительно был очень добрым человеком.
*В фильме «Приключения Электроника» Евгений Весник блестяще сыграл роль учителя математики
— С удивлением узнала, что Евгений Яковлевич озвучивал французского актера Луи де Фюнеса.
— И Марчелло Мастрояни, с которым даже удалось пообщаться. Это была короткая встреча. Женя приехал к Марчелло Мастрояни в гостиницу. И знаменитый итальянец признался, что лучше, чем Женя, его не озвучивал никто.
— Знаю, Евгений Яковлевич написал более десятка книг…
— У него их 19 вышло! Воспоминания, портреты людей, которые запали в душу.
— А чем увлекался еще, кроме творчества?
— Рыбной ловлей. У нас практически всегда была свежая рыба. На рыбалке каких только чудес с мужем не случалось. Как-то Женя уронил на дно озера судок с большим уловом. Конечно, расстроился. Сидит и думает: мол, если бы какой-то водолаз здесь был неподалеку да вытащил. А место глухое — ни души вокруг! И вдруг откуда ни возьмись появляется человек в водолазном костюме. Женя рассказал ему о ситуации, и тот помог рыбу вытащить.
А еще муж очень любил смотреть по телевизору программы о спорте. Он был членом общества «Спартак». Знал многих спортсменов, хотя сам спортом не занимался.
— За границей часто бывали с мужем?
— Я была с Женей в Израиле, Англии и в Америке. Однажды муж выступал на круизном пароходе в страшный шторм. Судно качало так, что устоять на ногах было трудно, но Женя не отменил выступление. Много ездил и без меня. В советское время брать жен на гастроли за рубеж не приветствовалось. Всегда привозил подарки. Из Мексики — бусы, из Израиля — бежевую кожаную курточку. Он был щедрым человеком.
А вообще впервые Женя побывал за рубежом в раннем детстве с родителями. Отец закупал за границей оборудование для «Криворожстали» — в Америке, Германии, Швеции… На памяти одно из ранних воспоминаний мужа. Он был ребенком полненьким, так как при рождении весил шесть с половиной килограммов. И вот как-то, по-моему в Германии, задумали снимать фильм с участием детей. Женя тоже хотел участвовать. Но ему сказали: «А ты, мальчик, отойди! Дети голодающих рабочих такими толстыми не бывают». Конечно, были слезы.
К слову, Женя хорошо знал немецкий язык. Режиссер Татьяна Лиознова приглашала Весника на роль Мюллера в «Семнадцати мгновениях весны», которого сыграл Леонид Броневой. Но Женя отказался. На форму нацистскую смотреть не мог, не то чтобы надеть ее. А как Броневой сыграл в фильме, ему, кстати, очень нравилось.
— Евгений Яковлевич страдал от своей полноты?
— Женя болел астмой, тяжело было дышать. В последнее время пользовался кислородными аппаратами, ингаляторами. С приступом попал в больницу. Мужа уже готовились выписывать, и вдруг нам сообщили о его смерти.
— Не было никаких тревожных предчувствий?
— В последнее время Женя побледнел, похудел, у него пропал аппетит… А незадолго до смерти сказал: «Я чувствую, что из меня уходит жизнь».
3414Читайте нас у Facebook