ПОИСК
Інтерв'ю

Валерий Гаркалин: «После роли карточного шулера в фильме „Катала“ меня везде преследовали люди, предлагавшие переброситься в карты»

8:30 17 квітня 2014
Інф. «ФАКТІВ»
Популярному артисту театра и кино исполнилось 60 лет

Кинокарьеру Валерий Гаркалин начал с главной роли в картине Сергея Бодрова-старшего «Катала». Затем были такие фильмы и сериалы, как «Белые одежды», «Ландыш серебристый», «Бедная Саша», «Сестры», «Люба, дети и завод», «Андерсен. Жизнь без любви». Визитной карточкой актера остается лента Владимира Меньшова «Ширли-мырли», где Гаркалин блестяще сыграл сразу четыре роли: вора-рецидивиста Василия Кроликова, дирижера Иннокентия Шниперсона, цыганского барона Романа Алмазова и стюарда-афроамериканца Патрика Кроликоу. Трудно поверить, но когда-то абитуриента Гаркалина отвергли почти все театральные вузы Москвы, а педагог знаменитой «Щуки» сказала: «Молодой человек, у меня к вам личная большая просьба: если когда-нибудь на вашем пути встретится творческий вуз, обойдите его десятой дорогой». Спустя десять лет строгая дама плакала, сидя в первом ряду Театра сатиры во время спектакля «Папа, бедный папа, ты не вылезешь из шкафа», в котором Гаркалин играл главную роль.

Последнее время жизнь испытывала Валерия Борисовича на прочность. В 2008 году он перенес два инфаркта, а в начале 2009-го — ушла из жизни его жена Екатерина, которую Гаркалин считал своим ангелом-хранителем. То, что актер решил с размахом отпраздновать 60-летие, говорит о том, что он преодолел трудности и возвращается к активной жизни. Гаркалина не смущает солидная дата. «Мужчина должен гордиться прожитыми годами», — считает он.

«От несчастий и потерь не застрахован никто, главное — пережить их с достоинством»

— Валерий Борисович, как отпраздновали 60-летний юбилей?

— Замечательно. Мне приготовили приятный сюрприз — в Доме актера собрались почти все мои ученики, которых я за двенадцать лет выпустил в Российском университете театрального искусства (бывший ГИТИС), где работаю руководителем мастерской эстрадного искусства (видимо, из скромности актер не упоминает о том, что является еще и профессором этого учебного заведения. — Авт.). Ребята продемонстрировали дарования, которые я когда-то помог им развить. Было много самых разных, трогательных и смешных, номеров. Это представление стало путешествием в мою жизнь — в юность, детство, к истокам.

РЕКЛАМА

— Кстати, об истоках. Как вы праздновали день рождения в детстве?

— Жили мы небогато, но родители всегда старались сделать так, чтобы этот день запомнился мне. Мама обязательно покупала торт, поэтому я знал: если она принесла его домой, значит, сегодня у меня день рождения.

РЕКЛАМА

— Подарки любите?

— А кто ж их не любит? Хотя в последнее время мое отношение к ним изменилось. Жена приучила к тому, что делать подарки гораздо приятнее, чем получать. К тому же нематериальные проявления любви гораздо важнее и приятнее материальных. В этот раз, наверное, самым замечательным подарком для меня стало появление на сцене внука Тимофея, которого вывел другой мальчик, игравший в этом представлении меня в детстве.

РЕКЛАМА

Удивительнее всего было то, что, оказавшись на сцене, на глазах у огромного зрительного зала, Тимофей не испугался, не заплакал, а начал напевать и пританцовывать. Он у нас очень музыкальный мальчик, это у него от отца, актера Павла Акимкина, который, как и я когда-то, окончил Музыкальное училище имени Гнесиных. Я не настолько музыкален, как Павел, поэтому и учился на факультете кукольного искусства. Тимофей любит петь и с удовольствием ходит на папины спектакли — зять у меня работает в нескольких театральных коллективах. У внука сейчас такой интересный возраст — он переживает период отрицания всего и вся. Это так забавно. После трагических событий, которые я пережил в последнее время, с рождением Тимофея в моей жизни началась светлая полоса.

— Верите в то, что наша жизнь полосатая?

— Конечно. Долгое время мне очень везло — моя жизнь была одним сплошным счастьем. Прекрасные работы в театре, первая же роль в кино была главной и сделала меня популярным на всю страну, я встретил замечательную женщину, которая родила мне самую лучшую на свете дочь. Но настало время, когда пришлось за это заплатить: болезнями, уходом из жизни жены Кати… Надеюсь, теперь все будет хорошо. Знаете, что я понял за прошедшее время? От несчастий и потерь не застрахован никто, главное — пережить их с достоинством и верить в то, что однажды все изменится к лучшему.

«С Таней Васильевой нас связывает не дружба и даже не любовь. Это особые отношения»

— Почему вы, будучи востребованным актером, стали еще и преподавателем?

— Это произошло, как и многое в нашей жизни, совершенно случайно. Педагогикой я никогда не занимался, даже представить себе не мог, что придется когда-то преподавать. Когда моя дочь Ника поступала в ГИТИС, мы с женой зашли посмотреть списки прошедших по конкурсу. Знали, что дочь зачислена, но увидеть ее фамилию своими глазами — большая радость, хотелось ее испытать. В коридоре встретили Людмилу Ильиничну Тихвинскую, которая в то время руководила факультетом эстрады. «Хочу предложить вам набрать у нас курс, — сказала она мне. — Вы человек заслуженный, справитесь». Я, не подумав, видимо, на эмоциональном подъеме, вызванном поступлением дочери, согласился. Потом, когда пришло осознание того, насколько все сложно и ответственно, испугался: «Господи, во что я встрял — у меня же нет ни необходимых для этого знаний, ни навыков?!» Но отказываться было поздно — процесс, как говорил один из руководителей советского государства, пошел. Поскольку делать свое дело формально, приходя и что-то там рассказывая об актерской профессии, мне не хотелось, пришлось придумать целую методику — как, что и в какой последовательности преподавать.

Не знаю, насколько хороший из меня в результате получился педагог, но могу сказать одно: я люблю всех моих студентов без исключения и никогда не стал бы выделять кого-то одного. Каждый из них — серьезная индивидуальность, заслуживающая того, чтобы ее любили и ценили.

— Ведь вы были пионером антрепризных спектаклей на постсоветском пространстве?

— Из-за чего коллеги — актеры и режиссеры — одно время клеймили позором и даже стращали мною тех, кто пытался пойти по тому же пути: «Ты что, хочешь, как Гаркалин?!» Моей первой партнершей по антрепризе была Наташа Гундарева, много работали мы и с Таней Васильевой. К скитаниям по городам и весям мне не привыкать, в свое время с кемеровским коллективом «Люди и куклы» объездил всю страну. Вспоминая сейчас те годы, понимаю, что они были самыми счастливыми. Но после того как я женился и у нас родилась дочь, с гастрольным бродяжничеством пришлось покончить.

— Вы упомянули о Татьяне Васильевой. Многие зрители уверены, что у вас с ней роман.

— С Таней мы познакомились в Ялте, в знаменитом санатории «Актер», и как-то сразу прониклись друг к другу симпатией. Отношения, которые нас с ней связывают, это не дружба и даже не любовь. Скорее, существование двух планетарных систем, которые взаимно дополняют друг друга. Возможно, кому-то трудно поверить, что между мужчиной и женщиной могут быть такого рода (без намека на интим) отношения, но это действительно так.

«Однажды я так вжился в образ, что меня не узнала родная жена»

— Как актерская профессия отражается на человеке, который ею занимается?

— Иногда меняешься внутренне, но бывает, и внешне. Помню случай, когда меня не узнала родная жена. Я пришел на спектакль, переоделся, настроился на образ, который нужно было играть, и пошел покурить. Надо сказать, что в том театре, в котором я в тот вечер выступал, курилка для артистов и зрителей была общей. Увидев Катю и зная, что сейчас прозвенит третий звонок, сказал ей: «Иди в зал, спектакль уже начинается». Она не только не ответила, но даже не взглянула в мою сторону. Я подошел ближе и повторил: «Катя, иди в зал». Обернувшись, она вздрогнула: «Это ты?! Я тебе не узнала». Самое интересное, что я в тот момент был практически без грима — всего несколько небольших штрихов.

Еще одним следствием актерской профессии является то, что актеров часто отождествляют с персонажами, которых они играют. У меня так было с фильмом «Катала», где воплотил образ карточного шулера. В художественном плане картина всегда казалась мне достаточно слабой, к тому же озвучивал своего героя не я, а актер Алексей Жарков, но в то время фильм был необычайно популярным — «Каталу» смотрели во всех уголках страны. Неудивительно, что долго меня ассоциировали только с этой картиной. Куда бы я не приехал на гастроли, в моем номере появлялись люди характерного вида, предлагавшие переброситься в карты. И сколько я ни объяснял, что актер и играть не умею, не помогало.

— Тем не менее карты вам не чужды — любите раскладывать пасьянсы.

— Сейчас уже не так часто этим занимаюсь — не хватает времени, а раньше использовал для любимого занятия каждую свободную минуту. Правда, ни одного пасьянса запомнить не мог. Бывало, увлекусь каким-то одним, долго его раскладываю, потом нахожу другой и занимаюсь уже только им, а к предыдущему начисто теряю интерес.

— Принято считать, что актриса всегда чуть больше, чем женщина, а актер — капельку меньше, чем мужчина. Вы с этим согласитесь?

— Думаю, доля правды тут есть, не зря же великий театральный режиссер Анатолий Эфрос называл актеров «женской половиной человечества». Лично у меня понятие мужественности носит зыбкий, незафиксированный, неопределенный характер. Считается, что мужчина обязан быть мужественным, а женщина — женственной, но дело ведь тут не в первичных половых признаках. Все гораздо глубже — во внутренних личностных качествах. Случается, что человек попадает в такие условия, когда независимо от пола должен совершать мужественные поступки. Так уж сложилось, что в истории нашей страны чаще всего мужскую роль приходится играть женщинам, а хотелось бы видеть на их месте мужчин.

Что касается моего характера, то он достаточно гибкий. Это не значит, что я слаб и труслив, просто как истинное дитя своей страны, пережившей все ужасы тоталитарного режима, обладаю разными качествами, в том числе и теми, что присущи рабам.

3608

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів