Николай мозговой: «наши артисты дурят зрителя. На пальцах одной руки могу посчитать тех, кто поет без «фанеры»
Живая легенда украинской эстрады Николай Мозговой вот уже четыре года возглавляет главную концертную площадку страны — Дворец «Украина». Государственная служба отнюдь не отбила у народного артиста желание выступать. Николай Петрович исправно проводит собственные творческие вечера и даже помышляет о гастрольном туре. Но больше всего душа его болит о национальной культуре. Для ее продвижения он открыл в «Украине» малую сцену — площадку для театров, певцов, чтецов и боксеров.
«Сцена может запросто превратиться в ринг»
- Николай Петрович, хочу поздравить вас с осуществлением давней мечты!
- Да уж, спасибо большое.
- И сколько лет вы вынашивали идею о строительстве малой сцены?
- Года четыре. Эта идея появилась сразу после того, как стал руководителем «Украины». Раньше на месте сцены был пресс-центр — что-то такое надуманное, мертворожденное. А ведь мы — театр! И малая сцена нам просто необходима. Она легко трансформируется, может превратиться даже в ринг! В общем, это место для встреч с интересными людьми. Например, мечтаю пригласить выступить Лину Костенко. Послушать поэзию выдающейся поэтессы, живущей среди нас, которая как бы
- очень закрыта.
- И недоступна для нас. Куда ее приглашать в этом городе с «культурными» традициями? У нас же их просто нет, а те, что были, уничтожены! Впрочем, Америку я не открываю
- Получается, кризис вам вроде нипочем.
- Мы не совершили никакого подвига, просто работаем! Кризис у кого-то в голове. У нас в стране кризис, по-моему, длится уже 17 лет. Что нужное потребителю производится? Да ничего! Мне, например, не требуются украинская машина или отечественные трусы. 17 лет капитализма, а в стране даже не спромоглися сделать приличную обувь! В Украине и автомобиля своего нет.
- Может, оно и к лучшему.
- Но это показатель страны!
- Зато очередь артистов, желающих попасть на сцену «Украины», не уменьшается.
- Назовите сначала артистов, потом я вступлю с вами в полемику.
- София Ротару, Таисия Повалий
- А почему они стоят в очереди? Они просто не хотят работать! Раз в году отметились на сцене и все. Пожалуйста, пускай выступают хоть каждый день!
- Так народным вроде бесплатно один раз в год положен концерт?
- Не знаю. Ничего им не положено! Мы же капиталисты, да? Значит, никому ничего не положено. Это раньше, при советской власти, все планировалось. Сейчас живем ВНЕ плана, в ручном режиме.
- Кто больше заплатит, тот и поет?
- Существуют расценки, мы же государственная организация. Так что здесь Мозгового сложно обвинить. Аренда состоит из расходов за свет, воду, тепло. Скоро будем платить за воздух, улыбку. Живем, как в сказке «Чиполлино»! Помните, чем там все закончилось? Вот сейчас и наша страна вся в ожидании
- Своего Чиполлино?
- Конечно! Хотя бы в культуре. Нужно наконец-то понять, что необходимо руководство, должна быть национальная политика. Мы же не космополиты какие-то.
- Не ругайтесь
- Я серьезно. Получается, что только Мозгового волнует искусство хора Веревки или ансамбля Вирского. Забыты конкурсы имени Крушельницкого, Лысенко, Гмыри. Почему отменили конкурс Горовица, Крайнева?
- Денег нет.
- Наплевать! Есть же бюджет, составленный для министерства культуры на год. А мы как в марше коммунистов: «До основанья мир разрушим, а затем » «А затем» ни хрена не построили!
«Об артистах вспоминают только, когда нужно выпить, закусить или во время предвыборной борьбы»
- Опять ругаетесь. Но есть же у нас талантливая молодежь? Одна Ани Лорак чего стоит
- А по-настоящему поющих нет! Я на пальцах одной руки могу посчитать, кто поет без «фанеры». В том числе и Ани Лорак. Остальные дурят потребителя.
- Как вам выбор Украины на «Евровидение»?
- Страна достойна своего выбора. Скажите, в Светлане Лободе хоть что-то от Украины есть? Да ничего! Хочется ведь отечественного
- Можно на ваш творческий вечер пойти. Раз в год проводите — как часы.
- Почему раз? Когда могу, и три раза организовываю. Набираю денег себе на аренду — и провожу. И не говорю, что мне тяжело. Иду и убеждаю спонсоров: «Ребята, помогите! Не могу я у себя в кармане столько денег сразу взять!»
- То есть служебным положением не пользуетесь?
- Как могу пойти на это, если у нас открытая бухгалтерия? «На шару» ничего себе не позволяю. Работаю и рискую. А что вы думаете? Стараюсь понравиться, чтобы люди купили билеты. Кстати, продажа идет хорошо.
- В мае вы проводите концерт лауреатов конкурса имени Ивасюка, которым некогда руководили. Сколько лет его уже не было?
- Четыре года. Забрали его у меня сестры Ивасюка вместе с Оксаной Билозир, бывшим министром культуры. Сказали, что я неправильно проводил конкурс десятки лет, «не те бачив». На что я ответил: «Раз вы видите иначе, проводите сами». Но для начала выкупите у меня право на его проведение или называйте по-другому. Четыре года они пытаются что-то сделать, но до сих пор так и не спромоглися. А я хочу устроить гала-концерт лауреатов прежних лет. География огромна: Европа, Азия, Кавказ
- Говорят, вы задумали еще и оперную сцену строить?
- Планы грандиозные! Мечтаю об оперной сцене. Помещение на полторы тысячи мест планируем соорудить рядом с «Украиной». Хочу, чтобы органный зал был. Да много еще задумок. К сожалению, я не очень транспортабельный после аварии стал. Но наберу, даст Бог, побольше «дыхания», возьму отпуск за свой счет и сделаю небольшой тур по Украине. Напомню, как поют и играют ЖИВЬЕМ!
- Как в былые годы?
- Ну да. Ведь раньше как было? Концертное объединение артиста одевало, обувало, покупало ему репертуар, давало режиссера, оркестр, платило за аппаратуру, выдавало суточные и заработную плату. Мизерную! С этим отпускало на гастроли. А там выжимало с гастролера все соки. Помню, давал по три-четыре концерта в день. Государство от этого имело тысячи рублей! А мы — по сотне. И Пугачева, и Ротару, и Мозговой получали копейки. Это потом пошли доплаты, левые заработки. Некоторых администраторов даже в тюрьму сажали. Но жизнь развивалась, стереотипы разбились. Нам бы сохранить принцип обеспечения шоу-бизнеса, а потом уже с него требовать. А то вспоминают об артистах, когда нужно выпить, закусить или во время предвыборной борьбы. Что уж говорить, неправильно все это
407Читайте нас у Facebook