Дмитрий Шленский: «В детстве Булгаков видел сцену распятия Иисуса Христа на гигантской панораме «Голгофа», а затем описал ее в романе «Мастер и Маргарита»
— Зайдем в выставочный зал, покажу вам, что удалось собрать о легендарной киевской панораме «Голгофа», которая, к сожалению, была уничтожена во время Второй мировой войны, — пригласил корреспондентов «ФАКТОВ» на выставку директор Музея одной улицы Дмитрий Шленский. — На «Голгофе» была изображена сцена распятия Иисуса Христа, а также Иерусалим и его окрестности. Это очень большое полотно: высотой с четырехэтажный дом и длиной почти как у футбольного поля — 94 метра. Панораму открыли на Владимирской горке в 1902 году. Ее создали в Германии австрийские художники Карл Фрош и Иосиф Кригер по заказу киевских предпринимателей Артура Гашинского и Ивана Замараева. Бизнесмены рассчитывали хорошо заработать на показе этого произведения публике.
*Центральная сцена панорамы — распятие
Тут следует сказать, что это была авторская копия панорамы, которая имела грандиозный успех в Европе. Там ее показали в нескольких крупнейших городах. Однако случилось так, что во время демонстрации в Вене она сгорела. Гашинский и Замараев решили заказать для Киева авторский повтор. Правда, к тому времени руководитель коллектива, создавшего эту панораму, Бруно Пигльгейм скончался. Заказ достался его соратникам Фрошу и Кригеру. Когда готовую копию взвесили, стрелка весов замерла около отметки 3200 килограммов! Полотно намотали на внушительных размеров барабан и в таком виде доставили в Киев по железной дороге.
Здесь к тому времени рядом с костелом Святого Александра специально для размещения этой работы возвели большой павильон круглой формы в стиле модерн диаметром 32 метра. Купол здания был стеклянным. Живописное полотно установили полукругом. Художник Станислав Фабианский создал для панорамы так называемый передний план: фигуры кочевников, остановившихся у стен Иерусалима, палатки, животных…
— Предпринимателям, оплатившим этот впечатляющий проект, удалось заработать?
— Вложенные средства (точная сумма неизвестна, но, несомненно, она была большой) окупились менее чем за три месяца. Публика потоком шла посмотреть на невиданное доселе зрелище. Хотя билеты были дорогими: 50 копеек для взрослых и 30 копеек для гимназистов (килограмм первоклассной говядины тогда стоил 45 копеек, десяток яиц — 25 копеек. — Авт.). Панорама работала с девяти утра до десяти вечера. Зайдя в павильон, зрители поднимались на помост и оттуда рассматривали грандиозную картину, в центре которой была изображена гора Голгофа с распятием Иисуса Христа и еще двоих осужденных. Нам удалось найти проспект, книги, открытки с изображениями фрагментов панорамы. Благодаря этому мы сделали для выставки несколько репродукций больших размеров, которые позволяют получить представление об этом произведении.
Через несколько лет после открытия киевской «Голгофы» владельцы повезли ее на «гастроли» в Одессу. Будущий писатель одессит Валентин Катаев посмотрел панораму в детстве. Годы спустя он рассказал о ней в повести «Уже написан Вертер»: «Полукругом раскинулась как настоящая черствая иудейская земля: рыжие холмы на рыжем горизонте — неподвижный бездыханный мир, написанный на полотне, населенный неподвижными, но тем не менее как бы живыми трехмерными фигурами евангельских и библейских персонажей, на ослах и верблюдах и пешком, и надо всем этим царила гора Голгофа с тремя крестами. Распятый богочеловек и два разбойника, распятые вместе с ним, как бы висели с раскинутыми руками над небольшой живописной группой римских воинов в медных шлемах…»
Кстати, исследователи творчества Михаила Булгакова подчеркивают, что киевская «Голгофа», которую он видел будучи гимназистом, помогла ему в подробностях описать в романе «Мастер и Маргарита» сцену распятия Иисуса Христа. В булгаковской «Белой гвардии» есть эпизод, когда у героини Елены Турбиной во время молитвы возникло видение: свет, льющийся из стеклянного купола. Это купол павильона, в котором демонстрировалась панорама.
— Как у художника Бруно Пигльгейма появилась идея написать это гигантское полотно?
— Замысел стал результатом конкуренции между живописцами Бельгии и Германии в 1880-е годы. В организации художников из Мюнхена возникла задумка создать работу на тему распятия в очень популярном в те времена жанре панорамы. Воплотить идею взялся талантливый мастер Бруно Пигльгейм, писавший в основном полотна на христианскую тематику и… обнаженную женскую натуру. На нашей выставке подробно рассказано о художнике и его творчестве. Вот только репродукции работ в стиле ню мы решили не демонстрировать — в данном случае это неуместно.
Для написания грандиозной панорамы Пигльгейму были нужны помощники, он пригласил Фроша и Кригера. Втроем они поехали в Иерусалим делать эскизы. Нашли там место, откуда город был виден как на ладони. В те времена в повседневную жизнь все более входила фотография. Художники использовали ее для съемки натуры. Виды Иерусалима запечатлели на фотопластинах. Вернувшись в Мюнхен, с помощью проектора проецировали изображения на холст, тем самым сократив сроки создания панорамы. При этом все детали были в ней тщательно прописаны. Получилось произведение высочайшего художественного уровня. Этим объясняется его колоссальный успех.
— При каких обстоятельствах была уничтожена киевская «Голгофа»?
— Когда в 1934 году столицу Украины переводили из Харькова в Киев, власти снесли павильон, в котором демонстрировалась панорама, а само художественное полотно свернули и отправили в Музейный городок (находился на территории Киево-Печерской лавры), поместили в Успенский собор. Как известно, осенью 1941 года этот храм кто-то взорвал (до сих пор ведутся споры, кто это сделал — оккупанты или НКВД), панорама погибла под руинами. Уже несколько раз общественные деятели, художники, историки поднимали вопрос о ее восстановлении. Не исключено, что эта идея когда-нибудь будет воплощена.
Фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»
2485Читайте нас у Facebook