Лидер общественного движения «Кияни разом» Ярослав Диденко: «Нужно вернуть киевлянам право управлять своим родным городом»
Несмотря на происходящие в украинском общественном сознании изменения в пользу европейских ценностей, у нас в стране все еще бытует мнение, что ключ к успеху государства находится исключительно в руках представителей власти — президента, парламента, правительства. Дескать, придет хороший правитель — и все вокруг изменится в лучшую сторону. Тем не менее люди понемногу начинают осознавать, что изменение качества жизни в первую очередь зависит от них самих, от их действий. Именно такую позицию занимают члены общественного движения «Кияни разом», возглавляемого Ярославом Диденко, на счету которого решение уже целого ряда проблем территориальной общины Киева.
«Только горожане, а не чиновники, должны решать судьбу каждого метра киевской земли»
— Ярослав, так каким же образом простым людям добиваться решения собственных проблем? Ведь, как показывает опыт, ждать помощи от власти можно бесконечно долго, а результат зачастую нулевой…
— Своим активным участием в жизни города, а если нужно, то и своим противодействием любым решениям, которые наносят вред жителям столицы. Для отстаивания своих интересов люди должны самоорганизовываться, создавая реальные институты местного самоуправления. Ведь если мы живем в этой стране, наши сердца принадлежат этому городу, значит нужно как-то влиять на происходящее возле наших домов, на своей улице, в своем районе. Например, наше общественное движение «Кияни разом» объединяет более четырех тысяч киевлян, которые вполне успешно добиваются решения многих проблемных вопросов территориальной общины. Наш лозунг — «Патрiоти Києва, єднайтеся!». Мы призываем всех киевлян быть активными и ответственными за будущее своего любимого города. И хотя нам удается объединить активистов, но у нас нет полномочий влиять на жэки, районные, а тем более городские власти.
*Ярослав Диденко: «Я считаю, что необходимо безотлагательно изменить закон о столице, предусмотрев в нем право каждого киевлянина и громады определять будущее своего города и контролировать власть»
Де-юре есть прекрасный закон про органы самоорганизации населения, но де-факто он не работает. В Киеве более 10 тысяч многоэтажных домов, и на них приходится всего 150 органов самоорганизации населения (ОСН) — в виде домовых, уличных или микрорайонных комитетов, которые занимаются решением проблем населения. Такие органы должны быть созданы в каждом доме. Они нужны хотя бы потому, что сейчас в Киеве отсутствуют районные рады, предусмотренные Конституцией.
— Как вам удается на практике отстаивать интересы жителей столицы?
— Всем известно, что одной из главных проблем Киева является незаконное строительство, разрешения на которое так щедро раздавала предыдущая городская власть, со скандальными решениями которой мы боролись. Например, чего стоит наша борьба против застройки исторической Печерской площади и рынка в центре Киева, единственного места покупки продуктов для жителей. Активисты «Кияни разом» организовали митинг, собрали более 10 тысяч подписей и заставили власть остановить застройку, а депутатов Киевсовета — отменить скандальное решение.
А между улицами Ольшанской и Киквидзе, над любимым киевлянами и гостями столицы Ботаническим садом, застройщик захотел возвести большой жилой комплекс. Эта стройка нарушала все мыслимые и немыслимые правила строительства: были вырублены деревья, повреждена канализация и создана угроза для обитателей близлежащих домов, поскольку последние начали разрушаться. Вместе с жителями микрорайона мы выступили против этой застройки. Собирали подписи, обращались во всевозможные инстанции, а когда было нужно, то просто блокировали стройку.
На незаконной стройке на улице Марьяненко мы вместе с жителями вынуждены были просто разобрать строительный забор и заблокировать начало работ.
Или другой пример. Когда владелец ресторана на улице Московской решил уничтожить там прекрасную каштановую аллею, чтобы построить стоянку для автомобилей, мы также выступили против вандализма. Собрали подписи, нашли чиновников, выдавших разрешение на это строительство, и сказали им, что не уйдем, пока решение о вырубке аллеи не будет отменено. В результате аллею удалось сохранить.
Мы защищали интересы простых киевлян, выступая против незаконного строительства на Пейзажной аллее, Андреевском спуске, в Гостином дворе. В подобных случаях мы боремся как можем: проводим митинги, обращаемся в различные инстанции, а иногда даже физически противостоим «титушкам», которых застройщики очень любят нанимать для охраны своих объектов…
— Но вы же можете влиять на ситуацию и как депутат Киевсовета?
— Могу и делаю это. К примеру, я вообще не голосую по вопросам выделения земли фирмам-застройщикам, потому что шел в Киевсовет не раздавать городскую землю, а возвращать ее киевлянам. Кроме того, я выступил с инициативой выделения киевлянам — участникам АТО земельных участков, положенных им по закону шесть соток, и Киевсовет меня поддержал. А за выделение земли фирмам-застройщикам буду голосовать лишь тогда, когда начнут проводить открытые и прозрачные аукционы и будет понятно, кто и как покупает землю. Пока же я настаиваю на введении обязательного моратория на застройку центральной части города. Сейчас Киевсовет собирается принимать новый Генеральный план Киева, а ведь никто из столичных жителей так и не знает, что планируют построить на их улицах, возле их домов. К обсуждению этого документа обязательно нужно привлечь самих киевлян, ведь только они вправе решать судьбу каждого метра столичной земли, которая принадлежит именно им.
Мы должны вернуть общественности дворы, скверы, детские сады и кинотеатры, отобранные под строительство. Нам следует добиваться удобной инфраструктуры в жилых кварталах, нужного количества магазинов возле дома. Недавно еле-еле добились возобновления проведения сельскохозяйственной ярмарки возле станции метро «Кловская», где просто уничтожены все продуктовые магазины. Кроме того, нужно привлечь к ответственности тех чиновников и депутатов, которые, нарушая закон, раздавали киевскую землю. Ведь сейчас эти депутаты, сменив партийную принадлежность, снова рвутся во власть — в Верховную Раду. Поэтому, когда меня спрашивают, с какой партией я буду взаимодействовать, всегда отвечаю: «У меня одна партия — Украина и наш родной Киев!».
— Это правда, что вы добиваетесь возвращения в собственность города известного кинотеатра «Зоряный»? Каковы успехи?
— Да, я инициировал возвращение этого объекта в собственность столицы. Приватизация кинотеатра «Зоряный» и размещение штаба Партии регионов в нем стало символом бесчинств старой власти в Киеве. Уже сейчас мы собрали более двух тысяч подписей киевлян, требующих вернуть помещение кинотеатра киевской громаде. Ведь раньше здесь действовал культурный центр не только района, но и всего города: проходили творческие вечера и кинопоказы. А сейчас это рестораны и стоянки для «лексусов» и «мерседесов».
В 2003 году депутаты Киевсовета передали кинотеатр Фонду госимущества, который выставил здание на приватизацию кинотеатра по многократно заниженной цене. Притом, что метр жилой площади на Печерске уже тогда стоил одну тысячу долларов, а закон запрещал приватизацию объектов культуры. Будучи депутатом Киевсовета, я направил депутатский запрос в Генеральную прокуратуру, а также в мэрию, чтобы пересмотреть договор о приватизации и вернуть «Зоряный» киевской общине. Пока ответов не получил, но сдаваться не собираюсь, мы обязательно вернем столице кинотеатр «Зоряный».
«С почти 20 тысяч столичных МАФов чиновники ежемесячно собирают „дань“ в размере двух миллионов долларов»
— Какие еще болевые точки столицы вы можете назвать?
— Например, в том же Печерском районе более 100 домов перешагнули столетний рубеж, но ни один из них, согласно документам, не считается аварийным. Районные власти специально не признают ветхое состояние этих зданий, чтобы не тратиться на ремонт и отселение жильцов. Кроме того, в центре Киева практически полностью отсутствует социальная инфраструктура, нет магазинов, в которых можно было бы купить продукты первой необходимости. Они разворованы и превращены в бутики или антикварные салоны. А ведь городские власти должны в первую очередь думать не об интересах собственников этих бутиков, а о нуждах жителей столицы. В микрорайоне, где живут, скажем, 10 тысяч человек, обязательно должны работать два продуктовых магазина, расположенных на определенном расстоянии друг от друга.
Еще одна проблема столицы — МАФы (малые архитектурные формы). На станциях метро «Печерская», «Арсенальная», «Дружбы народов», «Золотые ворота» невозможно пройти, не испачкавшись майонезом от продавцов шаурмы и хот-догов. Почти все эти ларьки установлены незаконно. Городским и районным властям это известно, но они ничего не предпринимают. Почему? Потому что киоски «крышуют» чиновники из районных администраций или начальники районных отделов милиции и получают с них взятки и откаты. С каждого из почти 20 тысяч столичных МАФов чиновники ежемесячно берут как минимум сто долларов, а итоговая сумма составляет ни много ни мало — два миллиона долларов каждый месяц.
— То есть в этом плане ничего не поменялось?
— Все осталось так, как было и при предыдущем режиме. Но ведь мы выходили на Майдан не для того, чтобы поменять одного человека на другого, а чтобы изменить саму структуру власти. Кстати именно мы — киевские общественные активисты — вместе с журналистами первыми вышли на Майдан 21 ноября 2013 года защищать европейский выбор Украины и право на достойную жизнь в своем родном городе. В идеале хотелось бы, чтобы жители столицы могли избирать не только главу района, но и начальника милиции, прокурора и судей. Например, проживая в Печерском районе столицы, какое я имею отношение к «легендарному» Печерскому суду? Никакого! Я его не выбирал. А этот суд решает судьбы жителей нашего района.
— Жилищно-коммунальная сфера — это сейчас вообще головная боль в любом городе. Ведь жэки практически не выполняют свои функции. Что с этим можно сделать?
— Мы «берем» их характером. Так в одном из домов на бульваре Леси Украинки дворники повредили шифер, когда при помощи ломов чистили крышу от снега и льда. На вопросы жильцов о том, когда будет отремонтировано то, что разломали, последовал стандартный ответ: «У жэка нет средств на ремонт крыши». Мы вместе с жильцами пришли в жэк и заявили, что если в течение получаса не начнется ремонт, то будет перекрыт бульвар Леси Украинки. Крышу очень быстро починили. Жестко? Да. А каково жить зимой с дырявой крышей над головой? Нам также удалось добиться пересчета тарифов для целых домов, если они были неправильно начислены или жэки предоставляли некачественные услуги. Это и есть то самоуправление, о котором мы говорим.
— Как по-вашему, можно заставить власть не только учитывать мнение людей, но и отчитываться перед согражданами и избирателями?
— У нас была идея проведения киевских вече, таких своеобразных столичных референдумов. Это позволило бы давать объективную оценку деятельности чиновников и при необходимости отзывать тех, кто не оправдал доверия киевлян. Сейчас уже можно говорить о внедрении различных моделей европейского самоуправления в городах, но пока граждане не начнут самоорганизовываться, новое государство мы не построим. Я считаю, что необходимо безотлагательно изменить закон о столице, предусмотрев в нем право каждого киевлянина и громады определять будущее своего города и контролировать власть.
— Вы изучали зарубежную практику местного самоуправления. Что из этого опыта можно использовать в Киеве?
— Полную открытость и доступность городской власти для любого гражданина. В Оксфорде я изучал принципы европейской интеграции и самоуправления. Больше всего меня поразило, как мэр этого английского города прямо на автобусной остановке каждый день раздавал жителям листовки со своими инициативами. Кроме того, там любой горожанин может зайти в мэрию и потребовать интересующую его информацию о расходах муниципального бюджета и смете обслуживания своего дома.
И эти данные ему предоставят без всяких бюрократических проволочек. Наверное, поэтому во многих странах не все жители могут назвать имя премьер-министра, но хорошо знают, чего можно ожидать от мэра и муниципальных чиновников. А вот украинское местное самоуправление — это пока что первобытно-общинный строй. Власть и граждане живут в разных измерениях. Но я верю, что наши дети будут жить в счастливой Украине и цветущем Киеве!
1211Читайте нас у Facebook