Инна Макарова: "Съемки "Тихого Дона" в Латинской Америке оказались чудовищно сложными"
Сергей Бондарчук — целая эпоха в кинематографе. Как актер он дебютировал в фильме «Молодая гвардия» вместе с женой Инной Макаровой, которая за роль Любови Шевцовой в 1949 году была удостоена Сталинской премии. Потом были награды за роль Тараса Шевченко в одноименном фильме. В 1952 году Сергей Бондарчук стал народным артистом СССР. Ему было 32 года.
Популярным стал фильм и «Отелло» с участием Сергея Федоровича. Дездемону сыграла последняя его жена Ирина Скобцева.
Особую славу Сергею Бондарчуку принесли режиссерские и актерские работы: киноленты «Судьба человека», «Война и мир», «Они сражались за Родину». Сергей Федорович прожил 74 года.
О своем первом муже «ФАКТАМ» рассказала народная артистка СССР Инна Макарова, миллионам зрителей известная по ролям в фильмах «Молодая гвардия», «Высота», «Дорогой мой человек» и многим другим.
— О Сереже у меня только светлые воспоминания, — говорит Инна Макарова. — Несколько дней назад он мне приснился. Будто бы в Москве холодно. И наш с Сергеем педагог Тамара Макарова, жена Сергея Герасимова, говорит ему: «Сережа, заверните Инну в свое пальто». А пальто у него грубое такое, широкое — типа шинели, но не военное. И он закутывает меня в него, прижимает к себе. Мы садимся в трамвай и через всю Москву едем в какой-то дом, где нас поят чаем, мы согреваемся.
*"О Сереже у меня только светлые воспоминания, — говорит Инна Макарова. — Несколько дней назад он мне приснился"
Сережа и в жизни меня всегда очень оберегал. Точно так, как во сне, не раз заворачивал в свое пальто, когда на улице холодно было, и нес на руках. Как сейчас помню все это. Удивительный сон!
А к чему все это приснилось, не знаю. Может, Сережа там, на небесах, вспоминает свою жизнь. Мы же не знаем, что там, после смерти… Я даже нашей с Сережей дочери Наташе (Наталья Бондарчук — известная актриса и кинорежиссер. — Авт.) рассказала об этом сне.
— С Сергеем Федоровичем вы прожили вместе около десяти лет? Какие это были годы?
— Счастливые! После расставания с ним я долго жила одна. Второй муж, знаменитый хирург Михаил Перельман, появился в моей жизни совершенно удивительно. Когда мама заболела сердцем, мне посоветовали хорошего врача. Это и был Миша, замечательный человек. Он ушел из жизни два года назад. Сейчас оба лежат рядом на Новодевичьем кладбище. И того, и другого я любила.
— Инна Владимировна, а свою последнюю встречу с Сергеем Бондарчуком вы помните?
— Сережа затеял съемки «Тихого Дона» в Латинской Америке. Оказались они чудовищно сложными. Кони, скачки, пыль, грязь, вьющийся в воздухе песок… Какое тут сердце выдержит? А работал на износ. Так эмоционально переживал все, что когда снимал «Войну и мир», сердце вдруг на несколько секунд… остановилось.
Что касается последней встречи… Незадолго до смерти Сережа, когда лежал в больнице, где работал Миша, поднялся на этаж к нему. Муж испугался, как Сергей дошел — он ведь был совсем слаб. Увидев Сережу в коридоре, Миша тут же позвонил мне: может, я хочу поговорить? Но что я могла сказать? Утешать? Сочувствовать? Я сказала мужу: «Спроси Сережу, не надо ли ему чего». Но когда Миша выглянул из кабинета, Сергея там уже не было. А через неделю он умер. Видно, хотел попрощаться со мной. Так я думаю. Ведь мобильных телефонов тогда еще не было…
— Как вы познакомились с Сергеем Федоровичем?
— Я училась во ВГИКе в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Сережа пришел к нам на третьем курсе после демобилизации. Помню, на репетиции появился смуглый, похожий на цыгана мужчина в военной форме. И стал смотреть нашу студенческую постановку «Идиот» по Достоевскому, я играла в ней Настасью Филипповну. Как человек талантливый сразу оценил мою игру.
Репетиции заканчивались поздно вечером. Сережа меня стал провожать, окружил заботой. И мне это нравилось, чувствовала себя защищенной. Он был старше меня на шесть лет. Вернулся с войны. А я была, как говорится, вчерашняя школьница, девочка с косичками. Но нам было интересно вместе. А вскоре мы поехали в Краснодон на съемки «Молодой гвардии». Там Сережа сделал мне предложение, мы зарегистрировались.
— Сергей Бондарчук родом с Украины. Отец его, читала, был председателем колхоза и мечтал, чтобы сын стал инженером, получил надежную профессию. Но Сергей решил стать актером и якобы на этой почве отец и сын порвали отношения.
— То, что Сережа родом с Украины, — это правда. А что касается отношений, никто их не рвал. Мы с Сережей не раз приезжали к его родителям. И мать, и отец мужа меня любили. К нам в Москву они тоже приезжали — в тот подвал, где мы жили вначале.
— Инна Владимировна, вы же стали знаменитой раньше, чем ваш муж?
— Я стала лауреатом Сталинской премии, фактически будучи еще девчонкой. Мне было 23 года. На роль Любови Шевцовой меня утвердил сам автор романа Фадеев, увидев мою игру в спектакле «Молодая гвардия». После выхода фильма на экраны меня стали узнавать на улице, девчонки по пятам ходили с какими-то подарочками. В театре, где я играла, были сплошные аншлаги. Выйти после спектакля невозможно было — все выстраивались за автографами.
— Говорят, вашей героиней были очарованы и знаменитый режиссер Сергей Эйзенштейн, и поэт Михаил Светлов…
— С Сергеем Эйзенштейном меня познакомила в антракте спектакля «Молодая гвардия» Тамара Федоровна Макарова. Помню, он пристально посмотрел на меня и как-то очень по-родственному погладил по голове. На этом знакомство закончилось — я побежала обратно на сцену.
А с поэтом Михаилом Светловым история такая. Он вслед за нами с Сережей вскочил в троллейбус и подал мне завернутые в бумагу два пирожных! Тогда такие вкусные только появились. Когда у нас с Нонной Мордюковой были деньги, обязательно покупали пирожные в буфете и сидели там, лакомились.
— Муж не ревновал вас к славе?
— Нет, что вы. Радовался за меня. Мне ведь и квартиру тогда дали — небольшую, но прелестную, в новом доме. Точнее, ее пришлось выбивать в Моссовете, и я этим занималась. Помню, как открыла дверь и обомлела от счастья: уютный коридорчик, кухня, ванная и туалет с кафелем, комната — семнадцать с половиной метров! И с балкона вид потрясающий — деревья, церковь. Как раз благовест был, звонил колокол. Это было настоящее чудо. А Сережа в это время находился в Киеве — снимался в фильме «Тарас Шевченко» и ждал моего приезда. Правда, о квартире я ему решила до того, как увидимся, не говорить.
— Сюрприз хотели сделать?
— Да. Приехала в Киев и говорю: «Сережа, у меня для тебя подарок!» И достаю из сумочки ордер на квартиру. А он говорит: «Я думал, что ты мне макинтош купила». Когда я приехала в этот прекрасный город, была им очарована. Владимирский собор, Киево-Печерская лавра, Днепр… Летом все утопало в зелени. Тогда у нас еще не родилась наша дочка Наташа.
Но, знаете, в некотором смысле она у нас киевлянка. Я вернулась из Киева беременная, а родила Наташу в Москве. Сережа накануне родов прервал съемки и приехал ко мне. В роддом я ехала в его старом пальто, чтобы никто не видел, куда меня везут, — есть примета такая.
А рожала я как лауреат Сталинской премии в правительственной больнице. Когда у меня начались схватки и я стала кричать, слышала за дверью: «Нельзя! Нельзя!» Это Сережа рвался ко мне, а его не пускали.
Наташу он очень любил. Я спала у стенки, он — с краю, у кроватки. Ночью ребенка укрывал. Заботился, чтобы я высыпалась. Мы были счастливы. Конечно, тогда я не могла и представить, что сама ему скажу: «Сережа, мы должны расстаться!» Мы разошлись, но плохих отношений у нас не было никогда.
— Что же стало причиной расставания? Кажется, все у вас складывалось, как можно только мечтать. За роль Тараса Шевченко ваш муж получил звание народного артиста. Говорят, Сталин, посмотрев фильм, сказал о Сергее Бондарчуке: мол, вот истинно народный артист.
*За главную роль в фильме «Тарас Шевченко» (1951 год) Сергей Бондарчук был удостоен Сталинской премии и в 32 года получил звание народного артиста СССР
— Правда, ни я, ни Сережа лично со Сталиным знакомы не были. Видели его лишь на праздничной демонстрации, когда наш институт шел по Красной площади. Сталин стоял на трибуне, рядом с ним Рокоссовский…
А почему расстались? Мы оба были востребованными артистами, много снимались. Но муж и жена должны жить вместе. А у нас как: у мужа съемки в одном городе, у меня — в другом. Виделись редко. А долгая разлука не прибавляла душевного спокойствия. Такая профессия, и ничего не поделаешь.
Перед очередным отъездом я ему сказала, что мы должны расстаться. Упала на кровать, и мне казалось, что уснула и что все это происходит не со мной. Сергей оперся на письменный стол и рыдал — его широкие плечи ходили ходуном. Но больше на эту тему говорить не хочу.
— Какой подарок Сергея Федоровича стал для вас самым памятным?
— Сережа был щедрым человеком. Если ехал куда-то за границу, всегда привозил нам с дочкой красивые кофточки какие-то, интересные сувениры…
— Как Сергей Бондарчук относился к своей славе?
— Сережа — потрясающий актер и режиссер. Но он любил творчество, а не свою славу. Сережа был нормальным человеком, без зазнайства.
6563Читайте нас у Facebook