ПОИСК
Клуб споживачів

Чем отличается автостоянка от парковки и как владельцу добиться компенсации за поврежденную машину?

8:30 12 листопада 2014
Інф. «ФАКТІВ»
Владельцы платных автостоянок зачастую отказываются нести ответственность за сохранность машин, мотивируя тем, что предоставляют всего лишь услуги парковки

Киевлянин Александр Бондарь приехал на курорт подлечиться, а вместо отдыха вынужден был заниматься ремонтом своей иномарки: оставив на платной стоянке возле санатория свою машину, обнаружил ее с разбитым лобовым стеклом. Владельцы охраняемой стоянки отказались оплачивать установку нового стекла, ссылаясь на то, что они предоставляют только услуги парковки, а значит, не несут ответственность за сохранность авто.

Чем отличается автостоянка от парковки и как владельцу добиться компенсации за поврежденную машину, «ФАКТЫ» узнавали у экспертов.

«Начальник стоянки самоуверенно заявил: «Ты хочешь на нас заработать, но тебе ничего не светит!»

— В конце апреля я приехал отдохнуть в Трускавец, попить местной целебной воды, — вспоминает Александр Бондарь. — Когда-то давно я уже бывал на этом курорте и жил в санатории «Весна». Поэтому, по старой памяти, решил остановился в том же месте. К тому же рядом с корпусом можно было поставить машину. Поскольку иномарка не моя — я езжу по доверенности, то было важно, чтобы автостоянка была под охраной, с камерами наблюдения и оборудована шлагбаумом. Я заплатил 16 гривен за сутки пользования стоянкой и даже не придал особого значения тому, что в чеке было написано: «Плата за услуги парковки».

*Александр Бондарь: «Я совершенно не согласен с решением суда, что ответственность за разбитое стекло ложится исключительно на владельца пострадавшей машины. И подал апелляцию» (фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»)

РЕКЛАМА

В санатории мне не очень понравилось, поэтому я перебрался в другой, а свою машину оставил на той же стоянке. Через пару дней мне понадобился зонт, который лежал в машине. Когда я пришел на стоянку, то увидел, что лобовое стекло моей «Митсубиси L 200» разбито. Было такое впечатление, что в него бросили камень, потому что на стекле появились трещины, которые расходились в разные стороны из одной пробоины диаметром около двух сантиметров.

Я подозвал охранника и показал ему разбитое стекло, но тот заявил, что не имеет к этой проблеме никакого отношения. Пришлось вызывать его начальника. Часа три продолжалось разбирательство, в результате которого мне заявили, что… я сам разбил лобовое стекло своей машины и решил обвинить в этом охранников, чтобы получить плату за замену стекла.

РЕКЛАМА

Начальник стоянки самоуверенно заявил: «Ты хочешь на нас заработать, но тебе ничего не светит!». Потом при мне позвонил кому-то, сказав, что это высокопоставленный чиновник из местной милиции. Включив громкую связь, он демонстративно подставил мне в лицо мобильный телефон, и я услышал из трубки: «Скажи ему, что мы ни за что не отвечаем, потому что это парковка, а не стоянка!».

Тогда я решил обратиться к администрации санатория, однако мне заявили: директор уехал в Киев и вернется не скоро. Впрочем, и без директора еще раз четко дали понять: оплачивать замену стекла мне не собираются. Мол, владелец «Трускавецкурорта», в состав которого входит санаторий «Весна», очень влиятельный человек в нефтяном бизнесе, и такой мелкой сошке, как я, ничего не добиться.

РЕКЛАМА

Пришлось вызвать милицию. Правоохранители составили протокол и открыли уголовное производство. Пока шло разбирательство, машина оставалась на той же стоянке в течение 10 дней, которые я исправно оплатил.

Отдых был безнадежно испорчен. Пришлось нанимать адвоката, привозить специалиста из Львовского научно-исследовательского института судебных экспертиз, поскольку меня обвинили в том, что я сам разбил стекло, причем из салона машины. Хотя эксперт пришел к выводу: удар по лобовому стеклу был сделан извне, скорее всего камнем или кирпичом. Экспертиза мне обошлась в 1476 гривен, плюс замена стекла — 8139 гривен. Если бы иномарка была моя, я купил бы стекло подешевле, но хозяин попросил поставить «родное», пришлось обращаться к официальному львовскому дилеру компании «Митсубиси».

Когда я переставил машину на другую стоянку, ее охранники, заметив, что у авто разбито лобовое стекло, внесли эти сведения в специальный журнал под мою роспись. Ничего подобного не было на стоянке возле гостиницы «Весна»! Значит, изначально на ту злополучную стоянку я въехал на целой машине!

«С таким же успехом можно купить в магазине колбасу, а на руки получить чек о том, что был куплен хлеб»

В итоге дело дошло до суда. Виктория Абакумова-Мудра, адвокат Александра Бондаря, рассказала «ФАКТАМ», что согласно законодательству сотрудники автостоянки несут ответственность за сохранность автомобиля. Если же речь идет о парковке, то владелец оставляет там машину исключительно на свой страх и риск, оплачивая только место на асфальте.

— Чем же отличаются стоянки от парковок?

— Автостоянка, как правило, огорожена и оборудована камерами видеонаблюдения и шлагбаумом. Парковка же может быть обустроена в любой части города, даже на небольшом заасфальтированном пятачке.

Согласно правилам хранения транспортных средств на автостоянках ответственность за охрану машин и имущества, находящихся на территории автостоянки, несут ее работники. К тому же они обязаны предоставлять услуги, соблюдая требования Закона Украины «О защите прав потребителей».

А парковщики не несут никакой ответственности в случае повреждения или угона оставленной на их попечении машины. Но, прежде чем открыть парковку, ее владельцы обязаны получить в местных органах власти разрешение на ее оборудование, кроме того — исправно платить налоги в бюджет.

На мой адвокатский запрос Трускавецкий горсовет сообщил, что «Трускавецкурорт» (а значит и его филиал — гостиница «Весна» с прилегающей к ней автостоянкой) не является плательщиком сбора за места для парковки транспортных средств и не был уполномочен организовывать и проводить деятельность по парковке автомобилей в Трускавце. А в местном отделении налоговой инспекции сообщили, что «Трускавецкурорт» не выплачивает в местный бюджет сбор за места парковки и не подает соответствующую декларацию.

Впрочем, это не смутило Трускавецкий городской суд, который пришел к выводу, что Александр Бондарь воспользовался именно услугами парковки. Исходя из решения суда, клиенту выдали чек о предоставлении соответствующих услуг, а значит, ответственность за разбитое стекло ложится исключительно на владельца пострадавшей машины.

— Я совершенно не согласен с решением суда, — возмущается Александр Бондарь. — С таким же успехом можно купить в магазине колбасу, а на руки получить чек, о том, что был куплен хлеб. А если покупатель отравится колбасой? Я подал апелляцию и надеюсь на справедливое решение этой тяжбы.

Тем временем Инспекция по делам защиты прав потребителей Львовской области провела выездную проверку «автостоянки-парковки» в трускавецкой здравнице и пришла к следующему выводу: «Услуги для проживающих в санатории «Весна» по парковке транспортных средств следует трактовать как услуги, регламентируемые правилами хранения транспортных средств. По этим правилам автостоянка гарантирует сохранность транспортных средств, принятых на хранение, а в случае повреждения несет ответственность согласно действующему законодательству».

В юридическом отделе «Трускавецкурорта» мужчина, не пожелавший представиться, пояснил «ФАКТАМ», что сейчас дело рассматривается в апелляционном суде Львовской области.

— А как вы поясните то, что «Трусквавецкурорт» не получал разрешение на оборудование парковки, а также не платит налоги с полученной прибыли за услуги парковки? Территория возле санатория «Весна» — это автостоянка или парковка?

— Предположим, у человека есть частный дом и двор возле него. Сосед попросил поставить во дворе свой автомобиль и заплатил за это 10 гривен. Это же не значит, что хозяин двора должен нести какую-либо ответственность за сохранность автомобиля.

— Но в такой ситуации и налоги не платятся с этого дохода.

— «Трускавецкурорт» платит 25 процентов налога с каждой поступившей к нам копейки. Да, за услуги парковки мы не платим, поскольку это отдельный налог для парковок, которые расположены на территории, находящейся в коммунальной собственности города. А мы платим по общей системе налогообложения, то есть единый налог со всего дохода. У нас нет такой услуги, как парковка. Есть предоставление места для пребывания транспортного средства на нашей территории. За это мы и берем деньги.

— Почему тогда в чеке указывается: «За услуги парковки»?

— Так мы назвали. Причем еще задолго до того, как законом было определено, что такое парковка.

— А как называется эта огражденная и охраняемая территория, где люди оставляют свои машины?

— Территория санатория.

— Получается, что человек ставит машину без каких-либо гарантий, что эта машина будет в сохранности?

— Да.

— Тогда за что люди платят?

— За то, что имеют возможность поставить машину на чужой территории.

Советы потребителям

  • Оставляя машину на стоянке, уточняйте у обслуживающего персонала, какой статус имеет этот кусочек асфальта.
  • Всегда сохраняйте чек либо другой документ, выданный парковщиком или охранником автостоянки.
  • Если на машине уже есть повреждения, то перед тем как принять ее на стоянку, в специальном журнале делается соответствующая подробная запись.

21506

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів