Хирург Владимир Мишалов: "Затормозить развитие атеросклероза помогут препараты-статины"
Многие люди боятся самого слова «операция», и к хирургу обращаются, когда уже «припечет». Но если заранее сходить на прием к специалисту, возможно, и вмешательство не понадобится. Как лечат варикозное расширение вен? В каких случаях нужно оперировать сонные артерии? Что делать полному человеку, если не удается сбросить вес? На эти и другие вопросы наших читателей во время прямой линии «ФАКТОВ» ответил руководитель хирургического центра Александровской клинической больницы города Киева, заведующий кафедрой хирургии № 4 Национального медицинского университета имени
* — Здравствуйте, Владимир Григорьевич! Звонит Татьяна Федоровна из Киева. Когда разговариваю, у меня на правой стороне шеи вздувается вена. Что это может быть?
— Думаю, вам не стоит беспокоиться. Человек обычно пугается, когда замечает расширенную вену, особенно если он не напрягается. Но этот косметический дефект, который часто встречается (особенно у худых людей), считается вариантом нормы. Вена расширяется из-за слабости венозной стенки, когда повышается внутрисосудистое давление и ухудшается отток крови от головы.
Однако расширенная вена иногда бывает при аневризме (истончении и расширении стенки артерии или вены). Чтобы выявить нарушение, вам нужно сделать УЗИ сосудов. Если обследование покажет, что венозная стенка не истончена, там нет тромботических наслоений — значит, у вас вариант нормы. В случае каких-то изменений в сосуде лучше сделать операцию — иссечь пораженный участок и заменить его протезом.
* — «ФАКТЫ»? Меня зовут Елена, живу в Киеве. В 30 лет мне удалили расширенную вену на одной ноге, а сейчас, в 50 лет, случился рецидив. Что делать?
— Скорее всего, потребуется операция. Заболевания вен встречаются часто: считается, что примерно треть жителей Земли хотя бы один раз на протяжении жизни обращается к сосудистому хирургу по поводу заболеваний вен. Сегодня мы можем подобрать наиболее подходящий метод лечения таким больным. Двадцать лет назад вам провели классическую операцию с рассечением ткани, но сейчас мы стараемся выполнять щадящие вмешательства, минимально травмирующие ткани пациента. На вены можно воздействовать высокой температурой: при нагревании до 41 градуса происходит сворачивание (коагуляция) белка, или электричеством — под действием электрического импульса катетер разогревается и белок тоже сворачивается.
Уже 12 лет наши хирурги практикуют эндоскопическую перевязку перфорантных (соединяющих глубокие и поверхностные сосуды) вен. Это предотвращает изменения на коже, появление язв. Также мы одними из первых в Украине применили химическую и лазерную абляцию — воздействие на стенки вен специальными веществами или лазерными импульсами. Сегодня появился лазер, который разрушает только стенку вены, не затрагивая окружающую ткань и не вызывая воспаления вокруг венозных стенок. Иногда люди боятся, что после операции нарушится кровообращение в венах, но эти опасения напрасны: основной кровоток идет по глубоким венам, а в поверхностных сосудах он небольшой.
* — Добрый день! Звонит Людмила Ивановна из Чернигова. Как вы относитесь к склеротерапии?
— Хорошо отношусь. Я сам пользуюсь этим методом и считаю, что в умелых руках врача он приносит только пользу. Еще 30—40 лет назад в вену вводили вещества, которые разрушали венозные стенки, вызывали воспаление вокруг них. После процедуры часто оставались рубцы, впоследствии они беспокоили человека. Современная склеротерапия лишена этих недостатков. В мелкие вены или сосудистую сеточку вводится специальное вещество (склерозант), оно склеивает стенки вен и прекращает кровоток. Манипуляция безболезненна, поэтому проводится без наркоза.
Сегодня часто используется и так называемая пенная склеротерапия, когда определенное вещество вводится в вену с воздухом. Этот метод незаменим в лечении венозых сеточек, потому что не оставляет следов на коже. Склеротерапию можно сочетать с обычным удалением вены (убрать ствол, небольшие веточки склерозировать), а также с венозной эндоскопией и лазерным лечением варикозной болезни.
— В косметологической клинике мне лазером пытались убрать красные сосудистые звездочки, но все осталось на месте.
— Видимо, в клинике использовали неподходящий лазер, с неправильной длиной волны. После склеротерапии или лечения нормальным лазером такая сеточка исчезает буквально на глазах — в течение нескольких минут.
* — К вам обращается Оксана, киевлянка. У меня от варикоза страдала мама, а теперь — и я. В какое время года лучше всего делать операцию на венах? Вы используете тепловой электрод?
— Люди часто спрашивают, почему поражаются вены. К сожалению, часть пациентов наследуют склонность к слабости клапанного аппарата вен, а у некоторых больных в стенке вены, состоящей из определенных слоев, от рождения содержится мало особого белка — коллагена. Имеет значение и прямохождение: став на ноги в процессе эволюции, люди получили ряд болезней, в том числе и варикозное расширение вен. Кстати, у животных вены здоровые, ведь они двигаются на четырех ногах, а сосуды не испытывают нагрузки давлением.
Операцию можно делать в любое время года — по вашему желанию. Мы не используем тепловой электрод (он подает в вену горячий пар, который ее закупоривает), однако применяем другие современные методы, которые в нашей стране мало кто освоил: например, вводим в вену ультразвуковой катетер и разрушаем ее стенки ультразвуком. Единственный минус — высокая стоимость операции из-за дорогостоящего катетера. Лазерное вмешательство на порядок дешевле.
* — Беспокоит Нина Ивановна из Киева. Мне 66 лет. УЗИ сосудов показало рефлюкс поверхностных вен с обеих сторон. Скажите, это можно вылечить лазером или нужна другая операция?
— Без осмотра трудно сказать. У вас не работает клапанный аппарат поверхностных вен. Представьте: длина вены от паха до кончика пальцев — около метра (в зависимости от роста человека), и в ней постоянно стоит кровь, в которой могут образовываться тромбы. Из-за длительного застоя происходит просачивание (инфузия) жидкости через стенку вены в окружающие ткани, возникает разрастание соединительной ткани (фиброз), может быть застой лимфы — лимфостаз.
Если бы клапаны работали нормально, кровь не застаивалась бы, а мышцы голени проталкивали бы ее наверх, к сердцу.
Можете обратиться к нашим специалистам в Александровскую клиническую больницу г. Киева (ул. Шелковичная, 39/1). Сосудистое отделение находится в хирургическом корпусе под номером 6а. По телефону 0 (44) 255−15−60 можно уточнить, когда лучше приехать на консультацию.
* — Здравствуйте! Звонит Инна, мне 28 лет. Из-за стоячей работы (я продавец) постоянно «гудят» ноги, на них проступают вены. Что делать, чтобы меньше уставать?
— При стоячей работе полезно носить компрессионные эластичные чулки в течение дня. Если человек, у которого расширенные вены, работает в офисе и ему приходится много сидеть, для профилактики стоит время от времени поднимать ноги на стул и выполнять определенные упражнения. Также желательно пить лекарства, улучшающие состояние вен (венотоники) и заниматься физкультурой. Это более эффективно, чем компрессионный трикотаж.
Такие чулки, кстати, мы рекомендуем носить пациентам в течение нескольких месяцев сразу после операции при варикозной болезни — это улучшит централизацию крови. Оставшиеся мелкие вены быстрее тромбируются, когда будут прижаты. В свободных сосудах может собираться жидкость и начаться осложнения. Также после операции желательно принимать полгода-год препараты на натуральной основе для улучшения состояния вен, затем сделать перерыв и пить снова.
* — Добрый день! Это Игорь из Киева. У меня варикоз обеих ног, а также псориаз. Я обращался к врачам по поводу операции, но мне отказали из-за псориаза. Вы можете мне помочь, применяя новые методы?
— К сожалению, от псориаза избавиться невозможно. Обычно заболевание переводят в период ремиссии, и если у пациента нет «мокнущих» или инфицированных участков, выполняют вмешательство. Какая операция вам нужна — классическая, лазерная или пенная (химическая) абляция, либо комбинированная, — доктор скажет только после осмотра.
* — Здравствуйте! Меня зовут Алла, живу в Нежине Черниговской области. Моя 63-летняя мама три недели назад перенесла инсульт, но боится, что болезнь повторится. Можете ей помочь?
— Думаю, да. Раньше считалось, что нельзя трогать человека, которого поразил инсульт, а операцию пациенту, перенесшему ишемический инсульт, можно делать только через три месяца или через полгода после сосудистой катастрофы, иначе кровь, попавшая в мозг, разрушит его ткани (это называется «реперфузионный синдром»). Неудивительно, что к активному труду после инсульта у нас возвращается только десять процентов больных — остальные 90 становятся инвалидами.
При ишемическом инсульте западные хирурги оперируют пациентов уже в первые дни и даже часы. Оказалось, что такие больные восстанавливались на 50 процентов быстрее. У нас же нереально провести вмешательство в первые часы после инсульта. Но если операцию сделать хотя бы в первые две недели, человек восстановится быстрее, чем тот, кому ее отсрочили. Этот стандарт лечения, введенный во многих странах, мы тоже должны внедрять.
Однако важно знать, что инсульт нередко случается, когда сужение артерии сравнительно небольшое — 50—60 процентов. В таком случае пациентам желательно принимать статины — препараты, препятствующие образованию и росту холестериновых бляшек, а значит, предупреждающие инсульт. Конечно, образовавшаяся бляшка никуда не денется, не рассосется, но на фоне приема статинов не будет активной. Это касается не только коронарных и брахиоцефальных (снабжающих кровью головной мозг, мягкие ткани головы и верхний плечевой пояс) артерий, но и периферических. Люди иногда боятся, что статины «посадят» печень, поджелудочную железу, однако нужно опасаться слечь, став обузой детям и внукам.
* — Звонит Марина из Киева. Моему 54-летнему отцу врач советует операцию на сонной артерии. Как ее выполняют?
— В большинстве случаев делаем так: перекрываем с обеих сторон кровоток и рассекаем на один сантиметр стенку артерии над бляшкой, находящейся в этой стенке. Находим бляшку и аккуратно удаляем ее специальной лопаткой. Если она проросла в стенку сосуда и повредила ее, приходится зашивать разрыв.
Иногда на сосуд ставим заплату, для которой используют участок вены с ноги. Но это бывает в пяти—семи процентах случаев. Если артерия сильно поражена, вставляется протез. Их изготовляют из инертного, безопасного для организма материала.
* — Меня зовут Лариса, живу в Борисполе Киевской области. В свои 40 лет вешу больше ста килограммов при росте 164 сантиметра. Поможет ли мне похудеть операция по уменьшению желудка?
— Я не советовал бы вам начинать худеть с помощью операции — сначала попробуйте сесть на низкокалорийную диету, позаниматься физкультурой. Если вес не снизится, а обследование не выявит других причин лишнего веса, кроме переедания, можно попробовать щадящий метод. Через зонд в желудок вводится заполненный жидкостью шарик — и объем желудка автоматически уменьшается. Человек насыщается, съедая 50—100 граммов пищи, потому что барорецепторы желудка подают в мозг сигнал о его наполнении. Если съесть или выпить больше, желудок будет распирать.
Но шарик может повредить, например, съеденная косточка, не исключены и другие осложнения. Однако это полбеды: организм, начинающий резко терять вес, все «понимает», поэтому барорецепторы адаптируются и реагируют на насыщение медленнее. Если таким образом не удалось похудеть, нужна операция по уменьшению желудка. При этом не нарушается анатомия, сохраняется секреторная функция, вырабатываются пищеварительные соки, а переваривание пищи не нарушается.
* — Прямая линия? Беспокоит Василина Тимофеевна из Ужгорода. Мне уже 53 года, и я смолоду мучаюсь от того, что в туалет хожу раз в неделю, а то и реже. Прочитала в анонсе, что можно сделать операцию. Думаю, нужно ли мне такое лечение…
— Чтобы это понять, необходимо обратиться к врачу. Доктор выяснит, когда и после чего начались задержки стула, бывают ли кровотечения, появляется ли слизь в стуле. Кровоточить может полип, трещина прямой кишки, геморрой, опухоль.
Обычно хроническими запорами больше страдают женщины: среди пациентов их около 90 процентов. Такие люди чаще всего худые, многие из них малоподвижны. Те, кто страдает упорными запорами, часто перепробовали на себе всевозможные методы: принимали слабительные, употребляли только жидкую пищу, «сидели» на различных растительных диетах. Некоторые посетили едва ли не всех специалистов, прошли ряд обследований — колоноскопию, гастроскопию, исследование тонкого кишечника с помощью минивидеокамеры, которая проходит через весь пищеварительный тракт и передает информацию врачу. Часто принимали различные физиопроцедуры: электростимуляцию, элекрофорез с лекарствами, однако проблема осталась.
Операции, которые мы делаем при хронических запорах, достаточно просты в исполнении, дают минимум побочных реакций и довольно эффективны. Исследования, проведенные западными специалистами, доказали: если убрать часть толстого кишечника, качество жизни больных не ухудшается. Мы уже прооперировали около сотни человек. Каждому пациенту нужна своя операция. Если поперечно-ободочная кишка расширена (например, в три раза больше нормы), удаляем расширенный участок. Бывает, что сигмовидная кишка извитая, и чем больше переполняется желудочно-кишечный тракт, тем хуже содержимое доходит до прямой кишки. Значит, следует убрать сигмовидную часть толстого кишечника, насколько позволят сосуды.
Подготовила Наталия САНДРОВИЧ, «ФАКТЫ»
Фото Сергея Даценко, «ФАКТЫ»
10770Читайте нас у Facebook