«на холм возле дороги мы занесли камень весом в две тонны. Напишем на нем, что эта дорога построена благодаря президенту украины и газете «факты»
«ФАКТЫ» рассказывали о трагедии жителей сел Нижняя и Верхняя Яблунька (Турковский район Львовской области). Добраться в свои села из райцентра люди могли, лишь пройдя больше двадцати километров по разбитой дороге. Или сократить путь — пять километров по железнодорожной колее, что само по себе опасно. К тому же проходящий здесь перегон Турка-Яблунька считается одним из самых напряженных из-за реверсного (туда и обратно по одному пути) железнодорожного направления: Львов-Закарпатье- зарубежье. Помимо электричек, идут грузовые поезда, технические составы по обслуживанию колеи. Из-за отсутствия нормальной дороги погибли и стали калеками десятки людей.
«У нас чуть ли не в каждой семье кто-то умер, утратил конечность или получил тяжелую черепно-мозговую травму»
- В расположенных вдоль железной дороги селах Нижняя и Верхняя Яблунька во многих семьях кто-то или погиб на путях, или стал инвалидом! — сообщила нам руководитель группы связи с общественностью Линейного управления милиции на Львовской железной дороге, майор милиции Татьяна Маер. — Причем в этом нет вины ни железнодорожников, ни нашей. Местные жители грубо нарушают правила поведения на железнодорожных путях.
Села находятся недалеко от районного центра. Но это если идти по прямой, то есть по горам и лесам. Если же ехать по разбитой и ухабистой дороге, то надо делать огромный крюк в более чем два десятка километров. А когда она закончится, приходится долго шагать пешком. С работой тут, как и везде в отдаленных горных селах, весьма туго. Многие местные жители, кто помоложе, выехали за рубеж на заработки. Оставшиеся живут за счет натурального хозяйства или перебиваются сезонными работами. Если повезет, устраиваются на работу в райцентре. Единственный способ быстро добраться до «большой земли» и вернуться домой — электричка. Машиниста, в отличие от водителя маршрутки, не попросишь: «Притормози возле вон того столбика». Приходится селянам, выйдя из вагона, идти к своей хате пешком кому пару километров, а кому и все пятнадцать. Если дождь или грязь, двигаться можно только по шпалам.
- Столько людей гибнет на железной дороге! Сходите на кладбище, посмотрите, сколько там крестов. Столько у нас калек с отрезанными руками и ногами! На соседних хуторах нас уже иначе как ампутанты и не называют. А большие начальники области и государства просто не обращают внимания на наши беды, — жаловались «ФАКТАМ» местные жители.
- Согласно официальной статистике, которую мне предоставили в нашей райгосадминистрации, за несколько лет тут было травмировано 48 человек, среди них моя жена и сестра, — показывал нам документы 70-летний учитель-пенсионер Василий Ковальчин. — А сколько стало инвалидами в близлежащих селах, даже не берусь сказать. У нас чуть ли не в каждой второй хате кто-то побывал под поездом — или погиб, или потерял конечность, или получил тяжелую черепно-мозговую травму. И все из-за отсутствия дорог! Из электрички вышли — и пошли домой по колее. По ней же хороним, по ней же идут свадьбы, дети бегут в школу, взрослые ходят в сберкассу, в церковь, на почту, в магазин. Некоторым, чтобы попасть туда обычными тропами, надо пройти 12 километров! А если по путям, дорога сокращается в два-три раза. Понимаете, из-за природной горной местности железная дорога от Турки тут вьется немыслимыми зигзагами, много крутых поворотов и петель. Идешь по колее, с одной стороны — небольшая равнина с лесом, с другой — гора, прошел немного дальше — все наоборот.
К тому же, как пояснили «ФАКТАМ» специалисты транспортной милиции, порой человек сразу и не может сообразить, откуда сейчас вылетит поезд — сзади или спереди. Иногда, в зависимости от направления ветра, можно не услышать не только звуковую сигнализацию переезда, но и сигналы тепловоза, стук его колес. Вечером и ночью прожектор тепловоза из-за крутых поворотов светит не перед собой, а в сторону. Поезд буквально внезапно появляется перед вами! Если это электричка (и то не переполненная), то машинист еще может попытаться применить экстренное торможение и избежать наезда на человека. А вот разогнавшийся на подъем грузовой состав остановить невозможно — сойдет с рельсов. Идущему по путям человеку иногда просто деваться некуда от неожиданно появившегося поезда. По одну сторону — водосток дренажа, за которым сразу круто вверх поднимается гора, по другую — небольшая поляна, где есть шанс уцелеть. Оказался не на той стороне — отскочить уже некуда. Кроме того, если вы стоите слишком близко от проходящего поезда, вас может затянуть под колеса потоком воздуха.
По дороге Василий Ковальчин показывает:
- Вон в той хате за последние годы травмировано двое. В той — трое! У Марии двое детей пяти и восьми лет, так одному малышу отрезало ножку, другому — ручку. Ребята, воспользовавшись тем, что занятые по хозяйству взрослые ослабили внимание за ними, вышли со двора и принялись играться на колее. А как появилась электричка, не заметили и не услышали. Хорошо еще, что живыми остались! Недавно погиб 20-летний Василий Бордун. В их семье это уже третья трагедия. Раньше на железнодорожных путях погибли его мама и брат.
На пороге дома 28-летнего Михаила Хомы стоит его «инвалидная коляска» — несколько сбитых между собой отполированных досок, вместо колес — подшипники.
- Беда со мной произошла пару лет назад, — рассказывал «ФАКТАМ» Михаил. — Возвращался с работы домой уже в сумерках. Естественно, шел по путям, так значительно скорее можно добраться до нашей хаты. Да и грязи там нет. Внезапно из-за поворота прямо мне навстречу выскочил поезд. Я даже и не слышал, как он приблизился. Конечно, очень растерялся. Да и деваться мне просто было некуда! Шел как раз по той стороне, где начинается резкий подъем горы. Не отскочишь! Тут меня тепловоз и отбросил. Очнулся уже в больнице, без обеих ног. Раньше я подрабатывал то тут, то там, содержал семью, как-то перебивались. Сейчас существуем только на мою мизерную пенсию, хорошо еще, что огород и живность есть. Да у нас в близлежащих селах хватает таких калек, как я!..
«Сейчас село стало наконец напоминать настоящий населенный пункт»
Проблема с травматизмом разрешалась легко — надо было всего лишь построить дорогу, соединить село с главной дорогой к районному центру. Но на все мольбы селян чиновники отвечали либо отписками, либо советами обращаться в другие инстанции.
Все кардинально поменялось полтора года назад, когда «ФАКТЫ» рассказали о трагедии жителей сел Нижняя и Верхняя Яблунька. Реакция на публикацию последовала практически мгновенно. Как сообщила в тот же день на брифинге руководитель информационной службы Секретариата Президента Украины Лариса Мудрак, Президент Виктор Ющенко, прочитав этот материал, немедленно подписал распоряжение об изыскании средств для постройки сельской дороги. Чтобы увидеть собственными глазами, есть ли сдвиги, «ФАКТЫ» отправились вместе с майором милиции Татьяной Маер в Турковский район.
Откровенно говоря, перед этим наслушались разного. Мол, «все уже украдено до нас», «да кто это будет делать» и так далее в подобном скептическом тоне. Уже в самой Нижней Яблуньке, когда в разгар рабочего дня не увидели на стройке мощных КАМАЗов и тракторов, грешным делом подумали, что так все оно и есть. С грустью идем к местному сельсовету. Встречает нас председатель Василий Хорт. Настроение у него явно приподнятое.
- Средства выделены, стройка идет полным ходом! — заверил нас Василий Дмитриевич. — Какие нам времена пришлось пережить, пока вы не вмешались. Сколько лет мы обращались к властям! Много писали в Киев — Президенту, премьеру, чтобы решили эту проблему. Лишь после публикации в «ФАКТАХ» появилось поручение Президента обеспечить финансирование строительства дороги. Вы бы видели, как ликовали наши жители! Работы по строительству дороги начались весной прошлого года, как только сошел снег. Дело шло трудно — приходилось пробиваться сквозь скалы, делать дренаж, насыпать гравий, трамбовать его. Сложнейший технологический процесс. А тут еще в прошлом году у нас беда произошла — в некоторых местах паводок смыл уже уложенный гравий, с высоченных прилегающих холмов, среди которых идет строительство, осыпался грунт. Убрали, восстановили. Ход строительства и я, и односельчане контролировали чуть ли не каждый день. На сегодня работ сделано больше, чем наполовину. Теперь необходимо время, чтобы гравий укрепился и на него положили асфальт. Но машины и люди уже перемещаются по дороге. И даже не верится, что травмированных в этом году совсем не было. По путям люди теперь почти не ходят! Да еще сотрудники транспортной милиции присматривают, чтобы этого не случалось.
Пока мы разговаривали с председателем, возле сельсовета собралось с десяток местных жителей, прослышавших о нашем приезде.
- Да наше село даже с этой еще недостроенной дорогой стало наконец напоминать настоящий населенный пункт, — уверяет Мария. — Начали завозить свежие продукты, разнообразные товары. Устроиться на работу в райцентре теперь не такая большая проблема. Тем, кто там работает, уже не обязательно ночевать в Турке из-за того, что трудно добираться домой в села — они по окончанию работы приезжают. Семьи стали полноценными. Дети каждый день видят своих родителей
- И мы, студенты, стали на вечер приезжать домой, — несколько смущенно поддерживает ее совсем юная девушка. — Я учусь в райцентре в техникуме. Добираться было далеко. Приходилось еще с тремя подружками снимать квартиру. А в нашей семье доходы небольшие, и это очень ощутимо било по карману. Теперь после учебы еду к родителям
- А меня вы помните? Я Ольга — сестра Михаила Хомы, у которого поездом отрезало обе ноги. Вы еще полтора года назад к нам заходили. Брат передавал вам поклон за все то, что вы сделали. И мы все так вам благодарны. Жизнь действительно возвращается в наши села.
«Никто не верил, что дорогу могут построить. Слишком часто нас до этого обманывали»
- В этом году тут не произошло ни одной трагедии! — сообщил старший инспектор патрульной службы линейного пункта транспортной милиции на железнодорожной станции Самбор Владимир Готько. — Конечно, бывает, что люди по привычке пытаются идти по путям. В таких случаях с нарушителями и беседуем, и штрафуем. А представляете, каково нам тут было работать раньше? О смертельном случае нашему дежурному сообщал дежурный по станции. На место ЧП сразу же выезжали следственно-оперативная группа и представитель прокуратуры. Проверяли, действительно ли человек погиб в результате несчастного случая. Потом милиционеры несли труп на брезенте пять-десять, а иногда и пятнадцать(!) километров по той же самой колее, чтобы добраться до машины и отвезти его, как положено, в морг. То же самое и у врачей скорой помощи. Машине тут просто невозможно было проехать
Пообщался с нами и старый наш знакомый — бывший учитель Василий Ковальчин. Вынес целую стопку официальной переписки с чиновниками, которую вел, когда вместе со всеми боролся за постройку дороги. Заодно привел и своего внука — тоже Василия.
- Сколько же этих бумажек-отписок к нам пришло, — задумчиво говорит Василий Васильевич, медленно перебирая белые листочки. — Ответы по смыслу были одинаковы: «На строительство такой дороги не отпущены средства». «Строительство не предусмотрено в проектах». Откликнулся только Президент, после публикации в «ФАКТАХ».
- Когда узнали об указании Виктора Ющенко построить нам дорогу, очень обрадовались, — продолжает Василий Ковальчин. — Но, откровенно говоря, никто не верил, что это может реально произойти. Слишком часто до этого нас обманывали, начинали что-то делать и бросали, или просто разворовывали деньги. Сейчас все по-настоящему. И стройка идет, и травм нет. Дай Бог здоровья Президенту, и всем вам. Теперь верю, что газета — четвертая власть. Мы от всей души вас благодарим. Не для себя дорогу выбивали, для внуков! А в благодарность начали устанавливать памятный знак. На холм возле дороги занесли огромный камень весом в две тонны, который вытащили из земли во время строительства. Уже поставили вокруг опалубку. Теперь зальем бетоном, чтобы укрепить. Думаем написать на нем, что дорога построена благодаря Президенту Украины, газете «ФАКТЫ» и львовской транспортной милиции. Чтобы люди помнили о трагедии наших сел и о тех, кому они обязаны теперь нормальной жизнью. Обязательно пригласим всех вас, когда будем освящать!
- Этот участок дороги долго нас волновал, — признался в своих комментариях «ФАКТАМ» начальник Линейного управления милиции на Львовской железной дороге, полковник милиции Мурад Касумов. — Дорога забирала жизни целых семей, калечила детей. Теперь с радостью сообщаю вам, что после появления пусть еще не совсем полноценной дороги на данном направлении не зафиксировано ни одного несчастного случая. Значит, было за что бороться! Конечно, у нас еще остаются проблематичные участки в различных регионах, по которым проходит Львовская железная дорога. Но и там весьма заметно сократился травматизм.
366Читайте нас у Facebook