ПОИСК
Культура та мистецтво

"У Михаила Водяного была заветная мечта сыграть еще три роли: Чаплина, Бендера и Тевье-молочника"

7:30 23 грудня 2014
Сегодня первому народному артисту СССР в жанре оперетты, исполнилось бы 90 лет

Михаил Водяной — артист, с именем которого связана целая эпоха в отечественной музыкальной комедии, мюзикле и кинематографии. Мишка Япончик, Яшка-буксир, Попандопуло и еще более сотни колоритных персонажей… Он в списке самых известных одесситов — рядом с Утесовым и Жванецким, хотя родился не в Одессе, а в Харькове.

На 30-летии Одесского театра музыкальной комедии в 1977 году зрители заявляли: «Конечно, такого Мишку Япончика или Попандопуло мог сыграть только коренной одессит!»

«В семье не без урода. Старший — сын как сын, два института окончил, а младший — все драмкружки да переодевания…»

— В этом году исполнилось 47 лет со дня выхода на экран музыкальной комедии «Свадьба в Малиновке», — говорит член Международной гильдии кинокритиков Евгений Женин. — Мало кому известно, что счастливая экранная судьба картины была под угрозой срыва. 24 апреля 1967 года страну потрясло трагическое известие о гибели летчика-космонавта Владимира Комарова. Атмосфера за кулисами московского кинотеатра «Россия», где ожидалась премьера комедии, была отнюдь не праздничная. Творческая группа во главе с кинорежиссером Андреем Тутышкиным замерла в тревожном ожидании.

*Имя Михаила Водяного носит Одесский театр музыкальной комедии (фото с сайта jewish-memorial.narod.ru)

РЕКЛАМА

Но реакция переполненного кинозала была ошеломляющей — зрители смеялись до слез, а когда шли финальные титры, зал буквально взорвался аплодисментами. Несмотря на последовавшие наутро разгромные рецензии в адрес «примитивной оперетки», «Свадьба в Малиновке» была обречена на успех. Прежде всего благодаря блистательному созвездию актеров — Алексея Смирнова, Владимира Самойлова, Зои Федоровой, Михаила Пуговкина, Николая Сличенко. Однако абсолютным лидером по числу зрительских симпатий стал исполнитель роли Попандопуло Михаил Водяной. Реплики его бандита в тельняшке и красных галифе мгновенно стали афоризмами: «Убери ножичек! Сделаешь дырку, потом не запломбируешь!», «Нажми на клавиши, продай талант!» А какое застолье обходилось без его знаменитых куплетов «На морском песочке я Марусю встретил…»?

Прежде чем появиться на экране, актер много лет играл Попандопуло на театральной сцене. А всесоюзная слава пришла к Михаилу Григорьевичу после фильма «Белая акация», в 1958 году поставленного по одноименной оперетте Исаака Дунаевского.

РЕКЛАМА

«Белая акация» на многие годы стала творческой эмблемой театра, а для Водяного роль Яшки-буксира — своеобразным посвящением в одесситы. По выражению самого артиста, он ощущал себя в городе «Колумбом, открывающим новый и удивительный мир, выявлял в нем дорогие для себя и неповторимые черты».

— Мало кто догадывался, что шарм в произношении героев, изображаемых Водяным, был вызван дефектом его дикции, — объясняет Фаина Мушкатина, заведующая литературной частью и директор музея Одесского академического театра музыкальной комедии имени Михаила Водяного. — Знали об этом разве что его партнеры по сцене. Многие старались понять, в чем секрет власти артиста над зрителем. Михаил Григорьевич воздействовал на публику, словно гипнотизер. Стоило ему выйти, и зал неистовствовал. Я для себя сформулировала так: все гениальное — просто! Водяной никогда не прибегал к броским приемам, в его игре не было аффектации. Сложнейшие роли он преподносил очень просто. Но при этом работа над ролью велась колоссальная. Каждый спектакль с его участием становился праздником для театра. Как справедливо отмечал писатель Леонид Ленч: «Когда на сцену выходил Михаил Водяной, у меня возникало ощущение, что в зале становилось светлее…».

РЕКЛАМА

— Михаил Григорьевич родился в Харькове и это не единственный «секрет» Водяного, — вспоминает Людмила, племянница артиста (дочь его родного брата Роберта Водяного). — Так случилось, что я — единственная прямая наследница нашего рода. У дяди детей своих не было. Когда перед войной мы все жили в Кисловодске, дедушка Григорий Михайлович говорил: «В семье не без урода. Старший — сын как сын, два института окончил, а младший — все драмкружки да переодевания…» Было в кого: мама Михаила Анна Львовна хорошо пела, обладала даром перевоплощения.

Сначала Михаил играл в самодеятельности, окончив школу, отправился в Ленинград. Правда, учиться в Театральном институте, в который его приняли сразу на второй курс, довелось недолго — началась война, и он вернулся к родным. В 1943 году состоялся его дебют на профессиональной сцене — в Пятигорском театре музыкальной комедии.

— Два года спустя дядю Мишу пригласили во Львовский мюзик-холл, а позже — в тамошний открывшийся театр оперетты, — продолжает Людмила. — В 1954 году этот театр переехал в Одессу. Достаточно было один раз услышать, как поет Водяной, как остроумно парирует реплики из зрительного зала, чтобы одесситы поняли: наш человек! Вернее, водный — так переводится с еврейского настоящая фамилия Михаила Григорьевича — Вассерман. Отсюда его творческий псевдоним — Водяной.

«С такими заслугами и на свободе, и до сих пор живой! Это же надо!..»

— Творческая судьба свела нас с Мишей в самом конце войны во Львове, — вспоминает народная артистка Украины Евгения Дембская. — Мне запомнилось, как Миша учил свои роли. У него была неважная дикция — шепелявил, но даже свои недостатки умел превращать в достоинства, очаровывая зрителей. В 1947 году во Львов приехала и поступила в Театр оперетты Маргарита Демина. По сценарию герой Водяного без памяти был влюблен в ее героиню. А вскоре у них возникла любовь и в жизни…

В конце 1953-го театр перевели в Одессу, начался новый этап нашего сотрудничества. Миша был прекрасный партнер, который стремился не себя подать зрителю, а в наиболее выгодном свете — свою партнершу.

До сих пор на одесской сцене о Водяном ходят легенды. О его простоте в общении, об удивительной способности совмещать актерский и, как здесь говорят, человеческий талант. За сорок лет работы он сыграл порядка ста пятидесяти ролей, еще с десяток — в кино. А какой был Мишка Япончик в спектакле «На рассвете» и в кинофильме «Эскадра уходит на запад»!

— В роли Япончика Михаил Григорьевич выходил на сцену 500 раз (!) — цифра, достойная Книги рекордов, — замечает Фаина Мушкатина. — Леонид Утесов писал в своем дневнике: «Я много лет являюсь консультантом по „одесским вопросам“. Работа трудная, так как каждый одессит по любому поводу имеет свое мнение. Единственный случай, когда мнения всех одесситов совпадают, — это исполнение Водяным роли Мишки Япончика… Я видел настоящего, живого Япончика, и считаю, что Михаил Водяной больше похож на него, чем он сам». А ведь Леонид Осипович ни за что и никому не отпускал комплименты «на голом месте», только честно заработанные!

На торжественном вечере в Театре эстрады министр культуры Екатерина Фурцева огласила указ о присвоении Утесову звания народного артиста СССР. Долго-долго не прекращались овации, ведь Леонид Осипович удостоен этого звания первым среди артистов эстрады. Возглавлявший на торжестве одесскую делегацию Михаил Водяной преподнес великому земляку… четверть Черного моря (бутыль емкостью 2,5 литра, наполненную морской водой с легендарного Ланжерона), надувной шар с «настоящим одесским воздухом», устрашающих размеров фаршированную щуку и банку консервов «Бычки в томате».

А в 1976 году народным артистом — первым в жанре оперетты — стал сам Михаил Водяной. Дело в том, что музыкальная комедия была не в чести у власть предержащих, ее считали идеологически вредной. Однако всенародная любовь и признание не позволили «сильным мира сего» обойти заслуги Мастера. Вслед за Водяным это звание получили солистка Московского театра оперетты Татьяна Шмыга и главный режиссер Екатеринбургского театра оперетты Владимир Курочкин.

«Я понимаю, какой это груз, но ведь могут назначить случайного человека, который погубит театр!»

Три года спустя Водяной стал художественным руководителем и директором родного театра. Друзья советовали отказаться, поберечь себя. Однако он уже принял решение: «Я понимаю, какой это груз, но ведь могут назначить случайного человека, который погубит театр!». И продолжал практически каждый вечер выходить на сцену. Только благодаря его имени, энергии и авторитету у театра появилось новое здание, хотя на это была положена масса сил, нервов и здоровья Михаила Григорьевича. Для себя он ничего никогда не просил и на удивленные вопросы коллег уклончиво отвечал: «Знаешь, как-то неудобно…»

Не прибавило Водяному положительных эмоций известие о кончине Утесова в 1982 году. Как вспоминал Михаил Григорьевич, в последний раз они виделись в Москве, за несколько месяцев до произошедшего: «Засиделся у Леонида Осиповича до глубокой ночи. Он много рассказывал, читал свои стихи, травил анекдоты и цитировал Бабеля, которого безумно любил. Когда прощались, неожиданно сказал: «Миша, смотри насколько я ниже тебя! А ведь мы были одного роста… Значит, иду к земле?» У меня екнуло сердце, но я не подал виду: «Что вы, Леонид Осипович? Я ведь на каблуках, а вы — в домашних тапочках… Утесов грустно улыбнулся, как оказалось, в последний раз…»

Тогда Водяной и предполагать не мог, что переживет своего старшего на 29 лет друга всего на каких-то пять лет. «Помогли» коллеги. «Группа товарищей» сообщила «куда следует» о финансовых махинациях, которыми якобы занимался руководитель театра. Уголовное дело вскоре рассыпалось, но…

— В театре, как в любом живом творческом организме, появились люди, стремившиеся во что бы то ни стало опорочить своего руководителя, — делился с корреспондентом «ФАКТОВ» основной дублер Водяного по сцене, заслуженный артист Украины Эмиль Силин (ушел из жизни 28 сентября нынешнего года). — Мише инкриминировали посещение притона и растление несовершеннолетних. На самом же деле речь шла о роскошной квартире директора престижного магазина, а также баре, принадлежавшем ему же. Там собирались довольно известные в Одессе люди, многие из них были в приятельских отношениях с Водяным. Кто-то решил воспользоваться этим и через них подставить известного актера…

В ходе расследования уголовного дела были допросы, показания «свидетелей». Миша очень переживал, нервничал, у него случались тяжелые сердечные приступы. И вдруг версия лопнула. Основной свидетель обвинения, 15-летняя девчонка, в своих показаниях заявила, что все «это» происходило в октябре. Сопоставив даты, правоохранители выяснили, что в октябре Михаил Водяной на пассажирском лайнере «Максим Горький» совершал кругосветное плавание. После всех этих перипетий, помнится, мы совместно разработали для Миши мини-комплекс спортупражнений — сердце у него уже солидно шалило.

«ФАКТАМ» стал известен еще один интересный момент. В самый разгар травли артиста должен был состояться спектакль «На рассвете». Зал театра был переполнен и гудел, словно встревоженный улей. Никто не мог сказать, как публика встретит Водяного. Но едва артист вышел на сцену и произнес первую реплику Мишки Япончика: «Мое почтение, господа!» — его захлестнула волна оваций. Публика не предала своего кумира.

— Несколько позже в «Правде» появилось интервью журналиста-международника Генриха Боровика, который был лично знаком с Водяным еще со времен их совместной работы в Пятигорском театре, с одним влиятельным политиком нашего бывшего государства, — рассказывает председатель Театрального общества Одесского дома актера профессор Валентин Максименко. — В интервью был задан вопрос: «Кто ваши любимые артисты?» Ответ: «Утесов и Водяной». Этого оказалось достаточно, чтобы снять с Михаила Григорьевича всю «накипь», ведь печатный орган всемогущего ЦК КПСС опубликовал, что он — «любимый артист»…

Однако случившееся, увы, не сумело восстановить подорванное здоровье Водяного. Приехав после киевского триумфа «Скрипача на крыше» домой, он умер на пике славы. Сердце не выдержало третьего инфаркта. Артисту было всего 63 года…

— У Михаила Григорьевича была заветная мечта сыграть еще три роли: Чарли Чаплина, Остапа Бендера и Тевье-молочника, — рассказывал корреспонденту «ФАКТОВ» заслуженный работник культуры, член Союза театральных деятелей Семен Коган, отдавший 60 лет музыкально-театральному искусству. — Остапа Бендера ему не удалось сыграть ни на сцене, ни в кино, хотя в кинопробах Водяной участвовал, но на роль был утвержден Андрей Миронов. И только роль Тевье в мюзикле на музыку композитора Джерри Бока по пьесе Джозефа Стейна «Скрипач на крыше» оказалась триумфальной и, к сожалению, последней среди выдающихся актерских достижений Мастера.

Имя Михаила Водяного носит Одесский театр музыкальной комедии, в его честь создан и идет спектакль «Бал в честь короля» — сцены из наиболее известных постановок, в которых он блистал. Когда над сводами зала звучит в записи голос самого Короля оперетты, зрители встают и, понимая, что так быть не может, все же надеются на чудо: вдруг сейчас он сам выйдет на сцену…

9905

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів