Киевскому художнику удалось избавиться от недуга благодаря сообществу анонимных алкоголиков
— Как правило, человек, страдающий алкогольной или любой другой зависимостью и осознающий свою проблему, считает, что у него нет силы воли, что он хуже других людей, — говорит 45-летний Павел. — Подобное ощущение вызывает злость, раздражительность. Кажется, что весь мир виноват в том, что у тебя проблемы, что близкие и родные не могут тебя понять и оценить. И водка — единственный выход из ситуации. Мне как запойному алкоголику с двадцатилетним стажем это знакомо.
Впервые Павел попробовал вино в 12 лет, когда пошел вместе с отцом и его друзьями в баню.
— Казалось, что от нескольких глотков я стал взрослее, круче тех, кто еще никогда не пил, — вспоминает мужчина. — Это чувство запомнилось мне надолго. В старших классах мы много гуляли в компаниях, но я всегда знал меру, никогда не напивался. Позже учился обрабатывать полудрагоценные металлы, камни, серьезно занимался борьбой. А когда в тридцать лет женился, в моей голове будто что-то перемкнуло. Мы жили с родителями жены и очень хотели накопить денег на собственную квартиру. Я работал с утра до ночи, брал много дополнительных заказов. И когда в одиннадцать вечера приходил домой, снимал усталость с помощью водки. По утрам чувствовал прилив сил и в хорошем настроении отправлялся на работу. За день мог выпить литр водки. И когда жена начинала меня упрекать, я ее не понимал, ведь был убежден, что так поступают все. Спустя год наш брак распался, я стал снимать отдельную комнату.
— Когда вы поняли, что не можете себя контролировать?
— В какой-то момент водка стала мешать работе. Появились головные боли по утрам, дрожь в руках. Удержать инструмент становилось все сложнее. Это заметили коллеги. А когда у меня уменьшилось количество заказов, я решил больше не пить. Казалось, это будет просто. Но однажды ко мне в гости пришел бывший тесть, попросил подписать кое-какие документы. Ничего ужасного в тот вечер не произошло, но после его ухода я напился и два дня не просыхал. Алкоголь, как мне тогда казалось, помогал решать проблемы. Однажды захотел закодироваться. По дороге в клинику зашел в магазин и купил чекушку, так сказать, «напоследок». Но кодирования хватило всего на пять месяцев. Затем я снова ушел в запой…
*"Я не пью уже пять лет и девять месяцев, — говорит Павел. — Дважды в неделю все эти годы посещаю сообщество анонимных алкоголиков"
Всего Павел перенес три кодирования, которые проходил в разных клиниках и у разных специалистов. Но ни одно из них не сработало.
— Свой первый «запрет» на алкоголь я нарушил в гостях у знакомой, когда она поставила на стол вино, — говорит мужчина. — Вначале я отказывался от угощения, а потом решил пригубить. Я выпил полбокала… и без проблем остановился. «Ура, я могу себя контролировать!» — подумал я. Это и была моя изначальная цель. Ведь мне нравился алкоголь и я не хотел от него полностью отказываться. Просто нужно было какое-то время продержаться трезвым, чтобы потом без зазрения совести расслабиться. Понимая, что добился того, чего хотел, стал испытывать судьбу. Время от времени заходил в бары и пабы, где смаковал напитки. Позже количество выпитого стало увеличиваться. Когда меня в очередной раз уволили с работы и я полностью погряз в долгах, решил закодироваться снова. Думал, что на этот раз получится. Но меня хватило на три месяца.
Кому-то кодирование помогает, а для меня этот метод неэффективен. Пытался взять себя в руки, но не получалось. Меня раздражали прохожие на улице, продавцы в магазинах, мама, которая не могла оценить то, какой подвиг я совершил ради нее. Однажды я дал ключи от своей квартиры знакомой и попросил, чтобы она закрыла меня снаружи. Предварительно я выбросил из дому весь алкоголь и хотел устроить себе «разгрузку». Но не подумал… о французском одеколоне, который позже нашел в ванной и… выпил. Хотел уснуть и забыться, однако не получалось. И я позвонил в службу доверия. После долгой беседы психолог рассказала мне о сообществе анонимных алкоголиков. Я решил туда пойти. Дело в том, что один из врачей, который меня кодировал, сокрушался, что в Америке такое сообщество есть, а у нас — нет. Оказывается, в Украине оно тоже работает. Подумал, что даже если это какая-то секта, то меня все равно не смогут обмануть: денег нет, своего жилья тоже.
Уже на первом собрании группы услышал фразу, что алкоголизм — это болезнь, а рвота, дрожь в руках, чувство ненависти к себе и окружающим — ее симптомы. Для меня было важно это осознать. Я также увидел людей, которые больше не пьют. Они называли немыслимые для меня цифры: «три года трезвости», «пять лет и четыре месяца». Эти люди были не злыми и раздраженным, а ухоженными, красиво одетыми. Многие работали, имели семьи. А по воспоминаниям из «прошлой» жизни, которыми они делились на собрании, понимал, что эти люди были в том же аду, что и я. В какой-то момент я понял, что тоже смогу победить болезнь.
— Сколько лет вы уже не пьете?
— Пять лет и девять месяцев. Считается, что алкоголизм — неизлечимое психическое заболевание. Это означает, что мне, как и другим алкоголикам, вообще никогда нельзя пить. Нужно научиться жить трезво. А это сложно.
Сейчас я доволен своей жизнью, получаю удовольствие от работы, радуюсь хорошей погоде, праздникам. Например, месяц назад я был на крестинах, где веселился вместе со всеми. А вместо вина пил сок. Даже если кто-то предлагает выпить с ним за компанию, я отказываюсь. Мне больше не хочется.
— По какой программе занимаются в сообществе?
— Она называется «12 шагов». Программа была разработана в США и уже подтвердила свою эффективность в 150 странах мира. Считается, что переходить к трезвой жизни, учась решать проблемы без спиртного, нужно постепенно — по шагам, которые идут в определенной последовательности. Например, наш первый шаг звучит так: «Мы признали свое бессилие перед алкоголем и то, что наши жизни стали неуправляемы». Как правило, человек, который пришел на собрание, это уже понял. Пройти все шаги можно как самостоятельно, так и с наставником, который будет помогать советами. Я первые несколько месяцев просто слушал и анализировал информацию. А к наставнику обратился только спустя полгода. Сейчас я веду группы.
В Киеве, как и во многих других крупных городах, есть несколько групп. Согласно правилам нашей группы, все собрания, которые проводятся в первую неделю месяца, открытые, так что прийти на них могут все желающие.
Важно понимать: алкоголизм — проблема всей семьи. Тот, кто долго живет с зависимым человеком, тоже нездоров. На базе нашего сообщества организованы отдельные собрания для родителей, жен и детей алкоголиков. Им подсказывают, как правильно себя вести, чтобы помочь человеку выздороветь.
— В чем заключается принцип анонимности?
— Человек может назваться вымышленным именем. Его фамилия, место работы, семейное положение никому не интересны. В конце каждого собрания мы говорим: «Все, что вы видели, остается только здесь». Это означает, что если в городе в компании коллег вы нечаянно встретитесь с кем-то из сообщества, он никогда никому не расскажет о том, где вы познакомились.
— Вам удалось наладить отношения с семьей?
— Один из шагов программы велит составить список людей, которым мы причинили зло, и постараться сделать все, чтобы исправить свои ошибки. Первыми в моем списке были мама и сестра. Нам удалось найти общий язык. У меня также было много долгов, которые я постепенно отдаю. Моих бабушки и отца уже нет в живых, и чтобы извиниться перед ними, я написал письмо, которое прочел вслух.
— Посещение сообщества платное?
— У нас нет обязательных взносов, мы не поддерживаем никакие политические или религиозные общины. Группы сами себя содержат благодаря добровольным пожертвованиям. Это некоммерческая организация. Здесь собираются и помогают себе и друг другу люди, которые знают, что такое зависимость. Единственное условие для членства — желание бросить пить. Наш последний шаг звучит так: «Достигнув духовного пробуждения, к которому привели эти шаги, мы старались донести смысл наших идей другим алкоголикам и применять эти принципы во всех наших делах».
На сегодняшний день Украина занимает шестое место в мире по количеству алкоголиков. Ежегодно в нашей стране от этой болезни погибают более 40 тысяч человек. А ведь таким людям можно помочь. В Польше существует пять тысяч (!) групп анонимных алкоголиков, а в Украине, население которой гораздо больше, всего 100. В отличие от других стран, где развивать это направление помогает государство, у нас все происходит по инициативе самих пациентов. Принцип, по которому работает сообщество, был официально признан Минздравом Украины и Министерством юстиции, что тоже подтверждает его эффективность и подчеркивает необходимость создания новых групп. В 1951 году сообщество анонимных алкоголиков получило престижную в Америке премию Ласкера.
641Более подробную информацию, адрес и время сбора групп можно узнать на сайте www.aa.org.ua или позвонить по телефону горячей линии (044) 384−22−09.
Читайте нас у Facebook