«У 11 процентов пациентов с удаленным желчным пузырем в протоках есть камни, от которых тоже необходимо избавиться»
«Если камень перекрывает желчный проток, у человека начинается механическая желтуха, и он может умереть»
С профессором Петром Огородником мы смотрим презентацию его выступления на последнем конгрессе Европейской ассоциации эндоскопических хирургов в Вене. Видеофрагмент малоинвазивной операции на желчных протоках выглядит просто как ювелирная работа мастера. Вот на экране видно, как тончайшими инструментами хирург разрезает проток, специальными скрепками зажимает его в нескольких местах, а потом с помощью каретки (проволочной корзинки) вытягивает камень.
— Мы работаем вслепую, вернее, глядя исключительно на мониторы, — рассказывает ведущий научный сотрудник отделения хирургии поджелудочной железы, лапароскопической и реконструктивной хирургии желчевыводящих путей Национального института хирургии и трансплантологии им.
*Петр Огородник (крайний слева): «Каждый день в нашем отделении выполняется около 15 лапароскопических операций. Своим опытом мы делимся с коллегами, работающими в разных городах Украины» (фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»)
Во всем мире лапароскопию применяют при удалении аппендикса, желчного пузыря, а в гинекологической практике — кист и фибромиомы. Даже не верится, что после сложной операции человек через трое суток может выйти из больницы и практически сразу вести обычный образ жизни.
— В среду меня прооперировали, а в субботу утром я уже собираюсь поехать на дачу, — говорит 61-летняя Лидия Федоровна. — Еще год назад во время УЗИ мне сообщили, что у меня полипы в печени, а также камни в желчном пузыре. Но я ухаживала за больной мамой и не могла лечь в больницу. Кроме того, было очень страшно, так как 15 лет назад после гинекологической операции я несколько дней не вставала, очень тяжело отходила от наркоза. Но за год полипы увеличились, появились тошнота, боль в подреберье. Откладывать операцию уже было нельзя.
— Сколько длилась операция?
— Я провела на операционном столе полтора часа. Ведь, чтобы добраться до желчного пузыря, хирургу пришлось удалить много спаек, которые образовались после предыдущей операции. От наркоза отошла еще в реанимации, чувствовала себя хорошо, поэтому меня отвезли в палату. Вместо разреза через весь живот, как было раньше, всего три дырочки возле пупка. В первый день я получала обезболивающий препарат, а затем сама отказалась от него — ведь уже ничего не болит. Теперь постоянно ношу бандаж, чтобы не образовались грыжи. Тяжести поднимать мне запрещено, также первые два месяца необходимо соблюдать специальную диету, чтобы организм перестроился и привык жить без желчного пузыря. Мне врачи даже камни отдали, на память.
«Операции на поджелудочной железе можно делать через прокол, почти не травмируя ткани»
— Первая лапароскопическая операция на органах брюшной полости была сделана в нашем институте в мае 1993 года, а сейчас, спустя 22 года, проведено уже более 30 тысяч таких вмешательств, — говорит профессор кафедры хирургии и трансплантологии Национального института хирургии и трансплантологии им.
— Известно, что Александр Шалимов первым начал оперировать поджелудочную железу, до этого никто не рисковал вмешиваться в работу этого нежного и в то же время коварного органа. Можно ли проводить малоинвазивные операции, например, при остром панкреатите?
— Поджелудочную железу оперировать крайне сложно, так как этот орган вырабатывает агрессивный сок, который опасен для самой железы. Наиболее тяжелым заболеванием является острый панкреатит. Малоинвазивные операции при такой патологии выполняет наш коллега доктор медицинских наук профессор Игорь Хомяк. Об успехах малоинвазивного лечения острого некротического панкреатита он докладывал в Токио на конгрессе «Международная хирургическая неделя». Доктор медицинских наук Константин Копчак также занимается проблемами хирургического лечения заболеваний поджелудочной железы. Хирурги делают операции и при хроническом панкреатите, и при опухолях поджелудочной железы.
— При малоинвазивных операциях человек очень быстро идет на поправку. А какие еще преимущества у этого метода?
— Раньше, чтобы удалить желчный пузырь или кисту, человеку разрезали живот сверху донизу. Шов потом долго заживал, образовывались свищи, грыжи и спайки, женщины впоследствии не могли забеременеть. При лапароскопическом методе таких проблем нет, отверстия на брюшной стенке быстро затягиваются и рубцов практически не видно. На пятые сутки пациента уже выписывают, вскоре он возвращается к работе.
Каждый день бригада врачей отделения хирургии поджелудочной железы, лапароскопической и реконструктивной хирургии желчевыводящих путей выполняет около пятнадцати операций. Специалисты ездят в разные города Украины и передают свой опыт местным хирургам. Их также приглашают выступать с докладами на европейских и мировых медицинских конгрессах.
— Директор Национального института хирургии и трансплантологии имени
Читайте нас у Facebook