Скандально известную нежинскую учительницу уволили после непатриотичного диктанта
Полгода назад «ФАКТЫ» писали о вопиющем случае в Нежинской школе, где учительница русского языка и литературы Людмила Яцина приказала всему классу проучить мальчика, чье поведение ей не понравилось. Одноклассники, повинуясь стадному инстинкту (или просто не посмев ослушаться преподавателя), повалили десятилетнего Никиту Эминалиева на пол и начали избивать ногами. Вследствие группового избиения, спровоцированного педагогом, мальчик получил сотрясение мозга, черепно-мозговую травму, ушибы тела и серьезную травму половых органов от удара ногой в пах. Тогда тревогу забили и родители, и педагогический коллектив, и директор, и журналисты, и общественность. Все требовали от управления образования уволить горе-учительницу. Однако присланная в школу комиссия (которая почему-то не опросила ни родителей, ни детей) не усмотрела в поведении педагога ничего аморального или грубого. Правда, потом в дело вмешалась милиция, и учительницу все-таки отстранили от уроков на время следствия. Но Людмила Яцина через суд добилась возможности продолжить преподавание в школе. И вот недавно в учебном заведении вновь вспыхнул скандал с ее участием…
Коротко напомним обстоятельства происшествия шестимесячной давности. Ученик пятого класса Нежинской общеобразовательной школы № 2 Никита Эминалиев был жестоко наказан во время контрольной по русской литературе за то, что слишком громко подсказал своему другу Косте, что писать. Вместо того чтобы сделать ребенку замечание, учительница литературы Людмила Яцина подняла обоих мальчиков и начала их… сильно щипать.
— Потом Людмила Павловна крикнула: «Дети! Успокойте кто-нибудь этого дурачка! Ну! Кто хочет? Поднимите руку!» — и смотрит на всех, — рассказывал «ФАКТАМ» друг Никиты Костя Виротченко. — Мальчики послушались ее, сдернули Никиту со стула, стали бить. Он сопротивлялся, но на него навалились целой кучей. Один мальчик бил его кулаками, еще один ударил между ног… Я просил ребят: «Остановитесь! Перестаньте!» — но они как будто не слышали. Пытался растянуть одноклассников в разные стороны — не хватило сил. Тогда я крикнул Людмиле Павловне: «Сделайте же скорее что-нибудь! Помогите! Никите плохо». Но она стояла возле доски, молча наблюдала за дракой и… улыбалась. Потом, когда Никита уже не мог сопротивляться, спокойно отозвала мальчиков, сказала им садиться и дописывать контрольную работу. Никита остался лежать на полу. Он тяжело дышал и сплевывал слюну. Говорить не мог — только хрипел.
Никита Эминалиев вернулся домой избитый, в грязной изорванной одежде. Но матери, пришедшей в ужас от его внешнего вида, ничего не рассказал о случившемся — боялся, что за это Людмила Павловна накажет его еще сильнее. По словам детей, учительница не гнушалась применять к ним физическую силу и моральное давление. Возможно, именно поэтому ученики и послушались ее приказа проучить Никиту: мальчик не был изгоем, и друзья вовсе не хотели причинять ему боль. Просто дать отпор учительнице не посмели, а потом… уже не смогли остановиться.
— Дети не ожидали, что нанесут своему однокласснику такой вред, — объясняла председатель родительского комитета 5-го класса Елена Кушниренко. — Это же мальчишки, воспитанные на агрессивных мультиках и компьютерных играх! В тот момент все казалось им игрой. Но когда они увидели, что натворили, — ужаснулись и испугались.
— Мне очень стыдно, что так получилось, и жалко Никиту, — признался «ФАКТАМ» ученик пятого класса, родители которого попросили не указывать его имени в газете. — Я тоже, как и другие, побежал его «успокаивать», когда учительница приказала. А потом началась драка, и остановить ее уже не получилось… Я видел, как Никите стало плохо. И нам всем от этого тоже было плохо. После урока мы с ребятами разговаривали: пытались понять, зачем учительница сказала нам такое сделать, но так и не поняли. А перед Никитой мы извинились.
Сама же Людмила Яцина ни перед пострадавшим по ее вине ребенком, ни перед его родителями просить прощения не собиралась. По словам учеников пятого класса, все выглядело так, словно учительница специально спровоцировала драку и явно ею наслаждалась. Узнав о случившемся от учеников, классная руководительница пятого класса Виктория Кожуховская тут же перезвонила директору Людмиле Матях. На следующее утро Людмила Анатольевна вызвала к себе преподавательницу русского языка и литературы и потребовала объяснений. Не услышав ничего вразумительного, попросила Людмилу Яцину уволиться — по выслуге лет. Но результата не добилась.
— Я была шокирована произошедшим, — сказала тогда директор школы Людмила Матях. — Особенно учитывая, что это, как оказалось, не первый случай морального и физического давления на детей со стороны этого педагога. В школьном архиве я нашла жалобы родителей учеников на Людмилу Яцину, датированные прошлыми годами (я свою должность занимаю всего год). Выгнать ее я не могу — нет полномочий. Принимало Яцину на работу городское управление народного образования, только оно и может освободить от должности. Я обратилась туда — ходатайствовала, чтобы педагога уволили или хотя бы отстранили от работы с детьми. Одновременно родители подали заявления в милицию и прокуратуру.
Начальник нежинского городского управления образования Станислав Крапивянский ходатайство не удовлетворил, разъяснив «ФАКТАМ», что присланная в школу комиссия не сочла поведение Яцины грубым или аморальным. Мол, за допущенную ошибку педагог получила выговор, но увольнять или отстранять ее нет оснований.
Нежинская милиция открыла против учительницы уголовное производство сразу по двум статьям Уголовного кодекса: «Умышленное нанесение легких телесных повреждений» и «Вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность лицом, на которое возложены обязанности по их воспитанию». Учитывая это, а также многочисленные жалобы родителей учеников Нежинской школы № 2, мэр города Анатолий Линник обязал Станислава Крапивянского создать новую комиссию и объективно расследовать обстоятельства прецедента, случившегося в школе. Спустя несколько дней Людмила Яцина была отстранена от работы на время досудебного следствия.
Педколлектив и дети вздохнули с облегчением, но радость их была недолгой: в конце января, ровно через два месяца после инцидента с избиением Никиты Эминалиева, Людмила Яцина снова приступила к работе в школе. Уголовное производство против нее было закрыто. Нежинский горрайонный суд посчитал, что при увольнении начальник управления образования собрал недостаточно доказательств вины учительницы, и обязал Станислава Крапивянского оплатить Яцине вынужденный прогул, а суду — издержки. Родители были возмущены таким решением и потребовали от начальника управления образования подать апелляцию. Крапивянский сказал, что делать этого не собирается.
— Мы оказались в патовой ситуации, — рассказывает «ФАКТАМ» директор Нежинской школы № 2 Людмила Матях. — Педагог, против которого восстали решительно все ученики и родители школы, снова работала у нас. Родители учеников 5-го класса написали коллективное заявление о том, что они отказываются от преподавания их детям русского языка и литературы Людмилой Яциной. В этом классе я стала читать предмет сама. Между тем я как директор обязана была обеспечить учительнице соответствующую нагрузку и предоставить ей рабочие часы. А где их взять, если никто из детей не хочет у нее учиться? В общем, Людмила Павловна стала читать язык и литературу в шестом классе. Но на каждый ее урок обязательно приходил кто-то из профсоюзного комитета и родителей — контролировали, чтобы она общалась с детьми только по теме урока и не проявляла агрессии. А вот в восьмой класс, где дети уже достаточно взрослые и могут за себя постоять, родители не ходили. В результате последний инцидент с участием Людмилы Яцины произошел именно там…
— Моя дочка Катя пришла домой после урока русского языка и рассказала, что сегодня они писали очень странный итоговый диктант, — говорит мама восьмиклассницы Виктория Гунько. — Весь текст был посвящен любви к «великой Русской державе», восхвалению «самой лучшей страны мира — России», ее языка и так далее. Дети у нас очень патриотичные — они переживают за нашу страну, пишут письма солдатам в зону АТО, передают им посылки. Конечно, они были возмущены таким диктантом. И, не сговариваясь, заменили в своих тетрадях «любимую и прекрасную Россию» на «любимую и прекрасную Украину», «Москву» — на «Киев» и так далее. Катя с одноклассниками очень волновались, какие оценки им поставит учительница. Людмила Яцина долго не возвращала детям тетради, а когда вернула, оказалось, что весь класс за проявление патриотизма и отказ восхвалять государство-агрессора получил… двойки и тройки, так как она засчитала несоответствия в тексте за ошибки.
*Все несоответствия в тексте учительница посчитала за ошибки и поснижала детям оценки
— Это просто возмутительно, — комментирует поступок преподавательницы Людмила Матях. — Как можно в нынешней ситуации в нашей стране навязывать детям пророссийскую пропаганду? Я тут же вызвала Людмилу Павловну и потребовала объяснений. В первую очередь, ответа на вопрос, почему она вообще диктовала детям ею же скомпонованный из разных кусков текст, не утвержденный программой Министерства образования? Неужели нельзя было найти стихи современных авторов, пишущих о красоте и величии Украины и украинского народа? Да у того же Суркова, цитаты из которого Людмила Яцина диктовала детям, есть отличная песня «Землянка», которую поют наши солдаты в АТО!
Людмила Павловна ответила, что не видит в диктанте ничего крамольного — мол, раз язык русский, то ничего плохого в восхвалении России нет. Я сразу сообщила об инциденте в управление образования. К нам в школу тут же была направлена новая комиссия из педагогов и филологов. Они тоже были крайне возмущены содержанием текста. Потребовали у Яцины показать, где она его взяла. Учительница принесла книгу советского поэта Алексея Суркова, в которой этого текста… не оказалось.
*После случившегося инцидента родители учеников школы № 2 не желают, чтобы их дети учили русский язык
— При этом учительница заявила членам комиссии, что пройдет время и им будет стыдно за такое плохое отношение к России, — говорит Виктория Гунько. — А детям будет стыдно, что они своим изменением слова «Россия» и «Москва» на «Украину» и «Киев» испоганили Пушкина (в диктанте был отрывок из «Евгения Онегина» о Москве. — Авт.). Хотя дети просто отстояли свою позицию и проявили патриотизм. Я, если честно, вообще не понимаю, зачем в наших школах учить русский язык. Чтобы комменты в соцсетях оставлять?
Русскому языку в нежинских школах посвящено в общей сложности 130 часов в неделю! При этом дети из рук вон плохо знают украинский и английский. Для того чтобы их подтянуть, родители нанимают репетиторов. А дело все в том, что управление образования игнорирует тот факт, что норма об обязательном изучении второго иностранного языка с 2014 года отменена, и пытается навязать родителям мысль, что школьникам гораздо проще будет учить знакомый с детства русский, чем, например, немецкий или французский. Делается это для того, чтобы трудоустроить 49 нежинских преподавателей русского языка и литературы, которые не желают переквалифицироваться в учителей зарубежной литературы, украинского языка или младших классов. Так ведь проще! В общем, мы, родители, подали в управление образования коллективное заявление о том, что не желаем, чтобы наши дети учили русский язык. Надеемся, со следующего года этот предмет исчезнет из нашего расписания.
По решению комиссии управление образования вынесло Людмиле Яцине второй выговор за систематическое нарушение дисциплины и непатриотичное поведение, после чего она автоматически была уволена. Со своим увольнением преподавательница не согласилась и трудовую книжку из школы забирать отказывается.
«ФАКТАМ» не удалось пообщаться со скандальной учительницей — она не поднимала трубку. Раньше журналистам ТСН Людмила Павловна сказала, что не понимает причины своего увольнения — мол, все это надумано и неправильно истолковано людьми. В ситуации сейчас разбираются СБУ и районная прокуратура, куда педколлектив и родители детей совместно с управлением образования подали заявление об инциденте на уроке.
22634Читайте нас у Facebook