"Почему я должна платить за то, что кто-то взял кредит в валюте на покупку квартиры или машины?!"
Прошедшая сессионная неделя украинского парламента запомнится надолго. Занятые какими-то своими делами депутаты не нашли времени для того, чтобы принять остро необходимые стране законы. В частности, не были проголосованы три документа, которые предусмотрены программой сотрудничества с Международным валютным фондом: поправки в законы о сфере коммунальных услуг (№ 2029а), о снятии моратория на принудительную реализацию имущества должников «Нафтогаза» (№ 2956) и об усовершенствовании системы гарантирования вкладов и выводе неплатежеспособных банков с рынка (№ 2045а). В результате, по словам заместителя министра финансов по вопросам европейской интеграции Артема Шевалева, не выполнены условия для получения очередного транша помощи от МВФ в размере 1,7 миллиарда долларов, а также связанных с ним займов Всемирного банка (1 миллиард долларов) и Японии (300 миллионов долларов). Таким образом, из-за депутатской нерадивости Украина может не получить 3 миллиарда долларов столь необходимой сегодня помощи.
Парламент не сумел принять также три из пяти внесенных в повестку дня законов, необходимых для реформирования милиции. Не нашлось времени и на закон о местных выборах, благодаря чему осенняя кампания может пройти по коррупционному закону, состряпанному еще властью Януковича.
Впрочем, в полном безделье депутатов упрекнуть нельзя. Они с огромным энтузиазмом проголосовали скандальный законопроект 1558−1 «О реструктуризации обязательств по кредитам в иностранной валюте». Над этим многострадальным проектом Рада работает уже давно. После второго чтения, состоявшегося в мае, народные избранники не смогли проголосовать закон в целом и отправили его на третье чтение (что вообще редко случается в отечественной парламентской практике) в надежде, что удастся все-таки смягчить коммунистическую сущность документа и найти компромисс между интересами валютных заемщиков и банков.
Однако этого не произошло. К третьему чтению, как явствует из сравнительной таблицы, помещенной на официальном сайте Верховной Рады, в законопроект было внесено лишь несколько редакционных правок. А предложенный ранее алгоритм конвертации долларовых кредитов не изменился.
Напомним, в чем он заключается.
- Валютные кредиты должны быть принудительно переведены в гривневые по официальному курсу, существовавшему на момент подписания кредитного договора. Напомним, что ссуды в валюте выдавались в Украине до финансового кризиса 2008 года. В тот период официальный курс не превышал 5,05 гривни за доллар.
- Пересчету в гривни подлежат все без исключения валютные кредиты, независимо от их размера. Напомним, что, в соответствии с меморандумом, который разработал Нацбанк совместно с представителями заемщиков и банков, пытаясь найти компромисс в данном вопросе, предполагается, что реструктуризованы будут только ссуды, не превышавшие на 1 января нынешнего года 2,5 миллиона гривен (около 158 тысяч долларов). Следовательно, послабление должны получить только те заемщики, кто покупал в кредит относительно небольшие объекты недвижимости.
Депутаты же решили по-другому. Праздник всепрощения распространится на всех. Если, например, кто-то из олигархов брал долларовый кредит на постройку дворца, покупку яхты или самолета, то и ему должны пересчитать долг по 5 гривен за доллар.
Трудно отделаться от мысли, что, возможно, среди депутатов есть люди, прямо заинтересованные в таком законе.
- Банк обязан произвести конвертацию кредита в гривни по заявлению заемщика в течение месяца. При этом финучреждению запрещено требовать у заемщика «любые другие документы, кроме письменного заявления».
Также банки не должны брать с заемщиков платежи, сборы, комиссионные и так далее в свою пользу за реструктуризацию обязательств по кредитным договорам.
- Прежде чем уступить право требования по кредиту другой организации (например, коллекторскому агентству), банк обязан предложить заемщику выкупить свой долг по той же цене. Если человек согласится, то ссуда считается погашенной.
- Процентная ставка по кредиту в гривнях устанавливается на уровне средневзвешенной ставки по кредитам, определяемой Нацбанком. В настоящее время она составляет около 24 процентов годовых.
- По желанию заемщика банк обязан сменить схему погашения кредита с аннуитетной (когда человек ежемесячно на протяжении всего срока погашения кредита выплачивает банку одинаковую сумму) на классическую (каждый месяц вносится одинаковая сумма в счет погашения тела кредита плюс проценты на остаток долга). Смысл этой нормы в том, что классическая схема более выгодна заемщику: в общей сложности он выплатит банку меньшую сумму.
Причем по закону банк должен не только изменить схему выплат по остатку долга, но и пересчитать ранее внесенные заемщиком средства таким образом, как будто клиент с самого начала платил по классической схеме. Эта норма позволит задним числом существенно сократить сумму долга.
При принятии данного закона депутаты уверяли, что руководствовались соображениями социальной справедливости. Однако на самом деле получилось, что утвержденный ими документ создает целый ряд несправедливостей. Например, он выделяет в особую привилегированную группу именно валютных заемщиков. Люди, бравшие ссуды в гривне, несут все тяготы экономического кризиса и продолжают возвращать кредиты на прежних условиях. Никто не сокращает вчетверо размер их долгов.
Кроме того, заемщики, получившие ссуду в национальной валюте, в большинстве случаев вносят по кредитам 30—50 процентов годовых. А валютные по своим новым гривневым обязательствам будут платить менее 25 процентов.
Еще одна революционная норма закона гласит: если на момент его вступления в силу общая сумма уже совершенных заемщиком платежей за время пользования кредитом превышает на 15 процентов общую сумму основного долга, то все обязательства человека перед кредитором считаются погашенными. То есть законодатели посчитали, что 15 процентов сверх суммы кредита — достаточная плата за пользование им в течение многих лет. Между тем, это в два-три раза меньше, чем платят за год те, кто взял в банке гривни.
Части заемщиков депутаты разрешили… и вовсе не возвращать долги. То есть прямо в законе так не сказано, но в нем есть норма, запрещающая обращать взыскание на недвижимость должника, если там проживают малолетние дети или она является объектом незавершенного строительства и у заемщика нет другого жилья. Норма действует, когда общая площадь недвижимости не превышает 140 квадратных метров (для квартир) или 250 квадратных метров (для жилых домов).
Далее, правда, следует оговорка, что это не освобождает заемщиков от обязательств по кредиту. Но она совершенно излишняя. Согласитесь, что ни один разумный человек не отдаст банку ни копейки при наличии закона, прямо запрещающего финучреждению что-либо требовать. Так что счастливые обладатели названных выше объектов недвижимости в случае вступления закона в силу могли бы спать спокойно: все проблемы с банками Верховная Рада для них решила.
Словом, парламент дал валютным заемщикам более чем достаточно оснований для того, чтобы смотреть свысока на людей, которые так непредусмотрительно взяли кредиты в национальной валюте.
Впрочем, данный закон не предусматривает равенства и среди тех, кто получил ссуду в долларах. Его авторы совершенно определенно принимают сторону нерадивых плательщиков и должников, отдавая им предпочтение перед людьми, которые, несмотря на все трудности, все же находили возможность выполнять свои обязательства.
Например, закон содержит норму о том, что все штрафы и пени, начисленные к дате реструктуризации, но так и не выплаченные, аннулируются. А внесенные ранее перечисляются в счет погашения кредита. Выходит, заемщики, ранее допускавшие просрочки и платившие пени, нежданно-негаданно получат крупные бонусы. Причем чем больше они позволяли себе не выполнять условия договора, тем крупнее будут бонусы. А те, кто выполнял соглашение и не платил штрафов, никаких поблажек не увидит.
Ну и конечно, валютные заемщики в четверг праздновали победу над всеми остальными гражданами Украины. Ведь Верховная Рада переложила все убытки, которые неминуемо будут терпеть банки из-за пересчета кредитов по нереальному курсу, на налогоплательщиков.
Причем депутаты не погнушались самым обыкновенным обманом. В пояснительной записке к законопроекту черным по белому написано: «Принятие проекта закона не требует дополнительных затрат из государственного и местных бюджетов».
В то же время сам текст закона содержит поручение Кабинету министров в месячный срок «разработать механизм компенсации потерь финансовых учреждений (банков) Украины, связанных с реструктуризацией обязательств по кредитным договорам в иностранной валюте в национальную валюту».
Выходит, убытки банков, которые возникнут из-за того, что кредиты пересчитают в гривни по нереальному курсу, а значительная их часть будет вообще прощена, лягут на государственный бюджет, то есть на плечи всех граждан Украины. А их никто не спросил, хотят ли они за свой счет погасить задолженность непредусмотрительных заемщиков.
Между тем убытки предполагаются немалые. Министр финансов Наталия Яресько оценила их в 95 миллиардов гривен. Национальный банк — в 100 миллиардов.
В общем, вместо социальной справедливости этот закон создал довольно сложную иерархическую систему. Наверху пирамиды оказались недобросовестные валютные заемщики. Они получили заметные преимущества перед добросовестными. Все вместе граждане, взявшие в банках доллары, оказались в выигрыше по сравнению с обладателями гривневых кредитов. Наконец, по воле депутатов валютные заемщики залезли в карман ко всем остальным украинцам, большинство из которых вообще не имеют отношения к кредитам.
Судя по заявлениям депутатов, активно выступавших за данный закон, они были уверены, что принимают документ, который обеспечит им популярность и всенародную поддержку на предстоящих местных выборах. Конечно, парламентарии понимали, что закон этот в силу не вступит по той причине, что президент наложит на него вето. Но в этом случае вину предполагалось свалить на Петра Порошенко, презревшего «чаяния народа».
Однако реакция общества стала для многих из них холодным душем. Неожиданно оказалось, что граждане осознают: «государственных» денег не бывает, все средства правительства — это их собственные деньги. Уже на следующее утро в социальных сетях поднялась волна возмущения. Хэштег «#ПорошенкоВетуй1558» мгновенно стал самым популярным в украинских сегментах «Твиттера» и «Фейсбука». Только в «Твиттере» количество сообщений с этим хэштегом превысило семь тысяч.
Многие из высказываний содержат ненормативную лексику, но несколько наиболее корректных и отражающих настроения в обществе мы приведем.
Пользователь Екатерина Рошук: «Что за благотворительность из нашего бюджета? Ну почему я должна платить за то, что кто-то взял кредит на покупку квартиры или машины в валюте?!»
«Извините, но это ни хрена не справедливо. Берешь в долларах — плати в долларах. Не можешь платить — продавай кредитное и залоговое имущество. Так справедливо. Так по-взрослому. Принятый закон — это несправедливо».
Пользователь Dmitry Gam: «Нельзя, чтобы миллионы людей оплачивали дурость/жадность сотен тысяч, которые хотели проценты поменьше, а теперь плачут».
Пользователь Alkor: «Предлагаю закон 1558−1 не отменять, а 95 миллиардов гривен на его выполнение взыскать с 229-ти проголосовавших ЗА».
Пользователь SphericCube: «Одну Грецию не бросим! На дно разом!»
Депутаты, осознав, что голосование за закон не принесло им лавров благодетелей человечества, уже на следующий день заволновались и принялись оправдываться: мол, не разобрались, за что голосуют (хотя, честно говоря, такие объяснения подрывают веру в интеллектуальную мощь нашего депутатского корпуса).
Некоторые парламентарии даже написали заявления об отзыве голосов. Впрочем, без последствий, так как в регламенте Верховной Рады не существует нормы, позволяющей депутатам задним числом менять свое волеизъявление.
Позднее начали каяться целыми фракциями. Так, депутаты от Блока Петра Порошенко зарегистрировали проект постановления о нарушении голосования при рассмотрении законопроекта 1558−1.
— То, что меня чрезвычайно разочаровало и вызвало большую обеспокоенность по поводу будущего коалиции и парламента, — это вчерашнее голосование о конвертации валютных вкладов, — заявил первый заместитель председателя фракции БПП Игорь Кононенко в эфире канала ICTV. — К сожалению, я увидел политиков-популистов, которые, пытаясь понравиться части общества, ставят под угрозу существование финансово-банковской системы страны, стабильность экономики и раздают невыполнимые обещания.
В самой президентской фракции нашлось 72 таких политика. Справедливости ради отметим, что единственный человек, нажавший в тот день кнопку «против», Руслан Демчак, также входит в Блок Петра Порошенко.
Впрочем, в ближайшее время депутаты планируют исправиться.
— На следующей неделе, если будет внеочередное заседание парламента, или через неделю на плановом заседании данный закон будет переголосован, — сообщил Игорь Кононенко. — Наша фракция не даст за него ни одного голоса, потому что законопроект несет более чем 90 миллиардов гривен убытков для банков страны. Если он будет реализован, это станет крахом банковской системы Украины.
Отреагировал на принятие скандального закона и Петр Порошенко.
— Просто несправедливо за счет средств всех налогоплательщиков удовлетворять потребности 65 тысяч, то есть меньше чем десятой доли процента тех, кто не хочет или иногда не может обслуживать валютные кредиты, — сказал глава государства в интервью каналу «Украина».
Также президент был приятно удивлен позицией граждан страны и написал на своей странице в «Фейсбуке»:
«Я горд за наше общество, жестко отреагировавшее на поддержку парламентом проекта Закона „О реструктуризации обязательств по кредитам в иностранной валюте“, и разочарован политиками, которые ставят под угрозу стабильность экономики, раздают невыполнимые обещания!»
Напомним, что, в соответствии с меморандумом между Украиной и МВФ, реструктуризация валютных кредитов может происходить только на основе добровольного соглашения банка и заемщика. Если парламент примет закон о принудительной конвертации кредитов, президент обязан наложить на него вето.
Фото в заголовке Игоря Емельяненко, «ФАКТЫ»
4351Читайте нас у Facebook