ПОИСК
Культура та мистецтво

Сестра нонны мордюковой наталья викторовна: «после развода с тихоновым у нонны было много романов, но по-настоящему она любила только славу»

0:00 8 липня 2009
Інф. «ФАКТІВ»
Ровно год назад скончалась выдающаяся актриса

Нонна Мордюкова умерла в 10 часов вечера 6 июля 2008 года в Центральной клинической больнице Москвы. Актриса сильно болела, больше всего страданий доставлял ей диабет. Она очень мучилась, но продолжала репетировать, придумывая себе роли, представляла, как бы могла сыграть. До последнего дня великая артистка ждала звонков режиссеров. В марте прошлого года Мордюкова попала в больницу, где пробыла около месяца из-за осложнений, связанных с перенесенным больше года назад инсультом. Сначала лежала в обычной палате, потом актрису перевели в элитную — за лечение заплатил Никита Михалков. После процедур Нонна Викторовна почувствовала себя лучше и выписалась домой. Однако в конце мая ее состояние ухудшилось, сильно поднялось давление. Актриса оказалась в реанимации.

Рядом с Мордюковой в последнее время оставалась ее родная сестра Наталья, вдова оператора Катаева, снявшего «Семнадцать мгновений весны». Наталья Викторовна и ухаживала за актрисой. Несмотря на хлопоты, связанные с годовщиной смерти сестры, установкой памятника, Наталья Викторовна согласилась побеседовать с «ФАКТАМИ».

«Нонна никогда не спрашивала, сколько ей заплатят за роль»

- Уже год, как нет Нонны, но я не могу в это поверить, — говорит Наталья Катаева.  — Постоянно беседую с сестрой, рассказываю, что произошло за день. И все время выглядываю в окно, кажется, она сейчас придет. Такое же ощущение было, когда умерла наша мама. Поверить в смерть родного человека, свыкнуться с этим невозможно. Мы рано остались без родителей: младшему брату было 12 лет. Старшему исполнилось 24, он работал на заводе, помогал нам, чем мог. Присылал консервы, которыми в основном и питались. Нонна НИКОГО не отдала в детдом, все хозяйство на себя взяла, всех выкормила.

Когда меньшие повзрослели, Нонна говорила: «Пробивайтесь дальше по жизни без моей помощи, не пользуясь моим именем, я этого не люблю!» Благодаря ей мы такие сплоченные и в то же время самостоятельные. Это помогает нам выживать и сейчас. Помню, Нонна повторяла: «Мы, Мордюки, всегда должны быть вместе, одной семьей!»… Вот сегодня еду получать надгробную плиту, ставлю памятник сестре.

РЕКЛАМА

- Каким будет памятник Нонне Викторовне?

- Очень скромный. Денег на что-то грандиозное у нас нет. Похоронили Нонну в Москве на Кунцевском кладбище, а отпевали в храме Спаса Нерукотворного Образа в Сетуни. Отпевание провел архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон (так пожелала сама Нонна). Даже гражданской панихиды по воле сестры не было. Она попросила, чтобы ее похоронили на Кунцевском кладбище рядом с могилой единственного сына Владимира Тихонова, который умер 18 лет назад. Хотела, чтобы надгробие было скромным. «Зачем мне большой памятник? Я такой же простой человек, каким был мой сын», — говорила сестра. Памятник сделан из гранита. Я выбрала любимую фотографию Нонны, где она красивая, молодая, такой ее запомнили люди. Вы бы видели, какая получилась гравюра! Такой мастер ее сотворил. Даже платок «дышит», все, как живое…

РЕКЛАМА

- Что больше всего Нонна Викторовна ценила в жизни?

- Дружбу, преданность, доброту. Сама была удивительно скромным, честным, открытым, порядочным человеком. Знаете, что она мне сказала практически перед смертью: «Наташка, вот не было в молодости рядом хороших людей, лишь с возрастом меня окружили добрые люди, настоящие ЛЮДИЩА!» Так нас мама воспитала, она была кристально чистым и честным человеком. Работавшая председателем колхоза мама учила: «Надо жить так, чтобы никогда не пришел прокурор!» Нонна не требовала гонорар за свою работу, не спрашивала, сколько ей заплатят за роль. Как-то я была с ней на съемках, и Нонночка шепотом меня попросила: «Пойди-ка узнай тихонько, когда будут выдавать зарплату». Ведь жили бедно, просто нищенствовали.

РЕКЛАМА

- Где вы берете силы жить одной?

- Мне помогают книги. Уже пять лет изучаю, как выжить. Прежде всего нужно исцелить душу. Врачи говорили, что я не смогу ухаживать за Нонной, не выдержу. А я сумела. Никогда нельзя отчаиваться, нужно заниматься самовнушением, запомните это. Каждое утро следует говорить себе, что все получится, и верить в Бога. Нонна очень верила. Бывало, сильно о чем-то попросит, даже не читая молитву, своими словами, и все получается.

«Сестра всегда умывалась самым простым мылом, не делала никаких масок, а выглядела потрясающе»

- Ровно через год после смерти Нонны Викторовны ушла из жизни и Людмила Зыкина.

- Нонна хорошо знала Людмилу Георгиевну. Они часто общались. Нонна такой человек: если кто-то ей нравится, может о нем часами говорить. В Зыкину она была просто влюблена. Прибегая с концерта, с порога мне кричала: «Людка — народный голос! Я только ее и признаю! Божественный голос, с такой душой». Еще она любила Дмитрия Хворостовского. Считала, что голос у него от Бога. А Людмила Зыкина ушла из жизни такой же красавицей, как и Нонночка: практически ни одной морщинки, кожа персиковая.

- Нонна Викторовна как-то по-особенному ухаживала за своей кожей?

- Вы не поверите! Всю жизнь умывалась… МЫЛОМ! Самым простым. И после умывания два часа крем не накладывала. Говорила: «Пусть лицо подышит нормально». Никогда не делала никаких масок.

- Любила наряды, украшения?

- Очень, как и любая женщина. Просто позволить себе в молодости ничего не могла. В какое время мы жили! Еды не было, какие уж там наряды. В Украине немного подкармливала ее Раечка Недашковская. Всегда приносила Нонне к поезду горячей картошечки, свеколки отварной. А Нонна привезла ей сапожки тепленькие, поскольку у Раечки совсем прохудились.

- Почему назвали сестру Нонной? Достаточно редкое имя.

- Это была целая история. Наша семья жила в селе на Кубани. После рождения дочери мама пришла в сельсовет и говорит: «Хочу назвать девочку Нонной в честь любимой подруги». Ей объяснили, что такого имени нет. Она настаивала и тогда ей сказали: «Ладно, Петровна, вот сейчас ноябрь (Нонна родилась 25 ноября), запишем твою дочь Ноябриной, а вы как хотите, так и зовите. Так что по паспорту сестра Ноябрина Викторовна, хотя ненавидела это имя. Когда журналисты говорили ей по телефону: «Здравствуйте, Ноябрина Викторовна!» — она в ответ как спросит громогласно: «ЧТО?»

- Характер у Нонны Викторовны был сильным?

- Она прямая, честная, дипломатия отсутствовала напрочь. Но вместе с тем была мудрой, всех нас учила жить. Твердила: «Прекращайте набивать шмотками свои шкафы. РОЖАЙТЕ ДЕТЕЙ!» Когда племянники приходили к ней в гости, всегда спрашивала, кем хотят быть. «Не знаю», — отвечала ее маленькая племянница. «Тогда иди туда, где сможешь зарабатывать деньги», — учила Нонна. Теперь племянница работает бухгалтером. Если нет таланта, нужно искать просто хороший заработок, так она считала.

А еще Нонна была провидцем. Однажды прямо-таки заставила меня поехать с ней на съемки фильма «Отчий дом», сказав: «Ждет тебя, Наташа, там судьба». Вы представляете, так и получилось: Петра своего именно тогда встретила и прожила с ним счастливую жизнь. Но как Нонна про это знала?

«Юлиан отчасти заменил Нонне умершего сына»

- Нонна Викторовна очень переживала болезнь сына?

- Это горе и боль всей ее жизни. Володя ведь тоже понимал, что губит себя, заставляет страдать близких. Нонна всю жизнь хранила Володины письма из больницы, где он постоянно проходил курсы иглоукалывания. Его пытались спасти от наркотической зависимости.

- Володя был женат на Наталье Варлей, затем его женой стала танцовщица Наталья Егорова. Может, кто-то из них повинен в его судьбе?

- Ох уж эта стерва Егорова, извините, вырвалось. Говорит в своих интервью, что любит Володю до сих пор. Ложь какая. Когда поженились, любовь, может, у нее и была. Спустя несколько лет родила ребенка. Но потом… У меня нет слов просто. Всю жизнь Егорова тянула деньги с Нонны, постоянно названивала, высказывая претензии по поводу Володи, и требовала: «Дайте, дайте, дайте!» Мол, внуку Володе нечего надеть. Нонна отвечала: «Наташа, что могу тебе дать, я ведь не работаю, где возьму деньги?» А Наташа Варлей хорошая. Понятное дело, актрисе действительно тяжело было находиться рядом с больным человеком. Егорова никогда не интересовалась, как живется свекрови, может, ей самой помощь нужна. Наташа Варлей приезжала к Нонне. Чай пили, им было о чем поговорить. Варлей — трудяга. Нонне из больницы сын писал: «Я один, мама, совсем один. Нет у меня жены. Ты у меня одна. Забери меня отсюда… »

- Как пережила Нонна Викторовна разрыв с Вячеславом Тихоновым?

- Тяжело. Конечно, ей, как всем женщинам, хотелось семьи, детей. После развода с Вячеславом Тихоновым романов у сестры было много, но по-настоящему она любила только Славу. Ведь они друг у друга были первыми. Но счастливой парой, к сожалению, пробыли недолго, и сын их прожил короткую жизнь…

- Певец Юлиан каким-то образом уменьшил боль потери?

- Юлик! Да он просто спас Нонну от отчаяния после смерти сына. Отчасти заменил его. Она говорила, что-то родное, кровное ощущает в Юлике. Как же они дружили! Она его так любила! И сейчас Юлиан заходит ко мне. Сядем с ним на балконе, покурим. «Ну как же это, что нет Нонны Викторовны, не могу привыкнуть».  — «Не трогай самое больное, Юлик… »

- Никита Михалков какую роль в судьбе Нонны Викторовны сыграл?

- (Плачет. ) Запишите дословно последние слова Нонны: «Знаешь, Наташа, ведь впервые во всей своей жизни я почувствовала себя защищенной, ощутила настоящее мужское плечо… » Так она сказала о Никите Михалкове.

Будучи в больнице, Нонна никак не могла успокоиться: «Наташа, за все нужно платить, что делать?» Я ее успокаивала, что за все заплатил Никита Сергеевич. Он столько для нее сделал! И пенсию повысил, и больницы оплачивал. Что бы мы без него делали?

В конце нашего разговора Наталья Викторовна попросила передать привет всему Киеву.

- Нонна очень любила Киев, — говорит она.  — Все твердила мне: «Киев — это не только политики. Украинский народ — наши люди!»

3277

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів