ПОИСК
Культура та мистецтво

"К ярмарке жители Сорочинцев стараются выкопать картошку — чтобы превратить огороды в автостоянки" (фото)

7:00 22 серпня 2015
В Великих Сорочинцах на Полтавщине завтра, 23 августа, закрывается знаменитая ярмарка

Эпиграфом к повести «Сорочинская ярмарка» Николай Гоголь взял слова из малороссийской комедии: «Що боже ти мій, господи! Чого нема на тій ярмарці! Колеса, скло, дьоготь, тютюн, ремінь, цибуля, крамарі всякі… Так, що хоть би в кишені було рублів із тридцять, то і тогді б не закупив усієї ярмарці».

Почти 200 лет произведению Николая Васильевича, однако эмоции, переданные автором, и сегодня овладевают каждым, кто приезжает на ярмарку в Великие Сорочинцы Миргородского района Полтавской области. И каждый по-прежнему оставляет здесь все взятые с собой деньги. Правда, унести с ярмарки с каждым годом удается все меньше, ведь цены растут, а доходы населения уменьшаются. Сегодня за тридцатку в Сорочинцах можно купить немного — магнитик на холодильник либо сто граммов шашлыка. Дешевле только туалетная бумага с надписью «ПТН-ПНХ» — по 20 гривен за рулон в 120 метров.

Подполковник милиции в отставке работает «Гоголем»

Тридцать гривен стоит на ярмарке покататься на волах. Говорят, кастрированных быков, которых и называют волами, в Украине больше нигде не увидеть, только в Великих Сорочинцах. Одного зовут Гай, другого — Соловей. Гаю 12 лет, Соловей на четыре года моложе. Оба весят свыше тонны и работают всего пять дней в году. Только на ярмарке. Тащат повозку с желающими прокатиться по Жабокрюковскому майдану, на котором раскинулось торжище. Один заезд длится пять минут. Также в обязанности Гая и Соловья входит возить гоголевских героев согласно графику культурных мероприятий ярмарки.


*Волы Гай и Соловей работают всего пять дней в году, катая желающих на повозке по Жабокрюковскому майдану

РЕКЛАМА

— Агропредприятие «Великосорочинское» держит еще пару волов, на непредвиденный случай, — рассказывает один из смотрителей Алексей Чапча. — Мы с напарником Валерием вдвоем ухаживаем за животными. Перед ярмаркой моем их так, чтобы шерсть блестела. Они у нас смирные. Хотя крутить хвосты волам не разрешаем — в таком случае мы за животных не ручаемся.

В последние годы на ярмарке работают два «Гоголя» — молодой артист Полтавского областного музыкально-драматического театра имени Н. В. Гоголя Богдан Чернявский, который участвует в официальных мероприятиях, и аматор из Миргорода — пенсионер Николай Кисличенко. Николай в образе знаменитого писателя почти каждый день, не только во время ярмарки, встречает гостей у памятника Гоголю на железнодорожном вокзале в Миргороде и проводит для них экскурсии. Кстати, Кисличенко — бывший милиционер, ушел в отставку в звании подполковника. А свое сходство с великим земляком заметил давно, увидев единственный прижизненный портрет Гоголя, который хранится в бывшем имении семьи писателя недалеко от Великих Сорочинцев. И постепенно вошел в образ.

РЕКЛАМА

— Вот в этих белых перчатках я здоровался за руку с Виктором Ющенко, когда он был президентом и прилетал к нам на ярмарку, — охотно рассказывает Николай Кисличенко. — Помню, мучился тогда вопросом: снимать перчатки или не снимать. Сниму — он увидит мое обручальное кольцо и скажет, что я «не настоящий Гоголь», потому что писатель не был женат. А я, к слову сказать, самый натуральный «Николай Васильевич» из всех, кто играл его роль на ярмарке. У меня свои волосы и усы. Иногда, правда, кто-нибудь пытается за них подергать, проверяя, настоящие ли, но я не обижаюсь. И про Гоголя вам ни один «Гоголь» не расскажет столько интересного, как я.


Николай Кисличенко: «Про Гоголя вам ни один „Гоголь“ не расскажет столько интересного, как я»

РЕКЛАМА

«В село с населением четыре тысячи человек съезжается до миллиона туристов»

Местное население давно научилось делать на ярмарке бизнес.

— Конца августа мы ждем целый год, — рассказывает участник народного ансамбля «Жабокрюківські дядьки», режиссер Великосорочинского самодеятельного театра «Промінь» Владимир Подоляка. Он уверяет, что за 49 лет после возрождения ярмарки не был на ней всего два раза, да и то по уважительной причине. — Буквально с первых чисел месяца начинается активная подготовка к встрече гостей. Люди белят и красят хаты, косят бурьян, оборудуют летние души. И каждый, кто живет поближе к ярмарочной площади, старается выкопать картошку — чтобы превратить свой огород в автостоянку. За парковку в этом году берут 25 гривен в день. Аренда жилья стоит от 60 (с удобствами на улице) до 150 гривен (с евроремонтом и кондиционером) в сутки. Но все равно мест не хватает. Представьте только, население села — около четырех тысяч человек, а в ночлеге нуждаются около ста тысяч! А по пятницам и субботам сюда, бывает, съезжается до миллиона гостей! Когда-то обещали построить в селе гостиницу, но сейчас уже и разговоров об этом никто не заводит. Приезжие больше на себя рассчитывают — берут с собой палатки.

Не в убытке и продавцы — на ярмарке продается все. Потому что каждый гость считает своим долгом купить здесь хоть что-нибудь. Несмотря на дороговизну, самым ходовым товаром остаются вышиванки. Обычно их приобретают все VIP-персоны, которые приезжают на ярмарку. Правда, в этом году никто из официальных лиц Сорочинцы не посетил. Из известных людей была замечена только министр финансов Наталья Яресько, но она побывала здесь вместе с дочками как обычный турист, взяв однодневный отпуск. Министр была в платье с красной вышивкой и с красными бусами в несколько ниток, ее дети — в вышиванках.


*Министр финансов Наталья Яресько побывала в Великих Сорочинцах вместе с дочками

Эксклюзивные женские вышиванки в этом году на ярмарке стоят от 3,5 до 6 тысяч гривен. Но самыми необычными мне показались вышитые ползунки и чепчики. Цена такого наряда для младенца — 200 гривен.

Особым спросом пользовались футболки с национальной символикой (от 230 до 250 гривен). Возле торговой палатки ребят из Львова, наладивших выпуск такой одежды, я застала семью из Красноармейска Донецкой области.

— Мы с женой и дочкой сейчас отдыхаем в Миргороде и решили воспользоваться возможностью побывать в Великих Сорочинцах, — говорит Федор. — Атмосфера на ярмарке лечит лучше санаторных процедур! Давно хотели такие футболки с национальной символикой, купим каждому. Хотя в Красноармейске появляться в них на улицах опасно. Но мы — патриоты Украины и на своей земле будем носить то, что нам нравится.

Кстати, художественную программу на ярмарке открывали творческие коллективы из Донецкой и Луганской областей, в репертуаре которых украинские народные песни. Четыре предприятия из этого региона представляли в Сорочинцах свою продукцию.

На мастер-классах можно научиться плести корзины и брыли, лепить вареники и даже танцевать гопак

Народные умельцы демонстрировали, как можно жить красиво и экономно. Мне, например, понравилась идея частного предпринимателя с Ивано-Франковщины, как использовать пустые пластиковые бутылки. Он делает из них рукомойники, которые пригодятся на даче, пикнике, рыбалке. Изобретатель запатентовал устройство, дозирующее количество воды. Оно надевается на бутылку вместо «родной» крышки. Цена приспособления — 20 гривен.

На островке, где проводились мастер-классы (это новая традиция ярмарки) по освоению народных ремесел, внимание привлекли корзинки и вазы, сделанные из… газетной бумаги. Их себестоимость — сущие копейки, но выглядят они, как шедевры. Уроки мастерства давала библиотекарь Полтавской областной библиотеки для взрослых Алла Павленко.

На ярмарке также предлагали научиться танцевать гопак, лепить вареники и горшки, наносить аквагрим, плести корзины и соломенные шляпы — брыли, делать деревянную посуду и украшения… Учеников у мастеров было предостаточно, денег за обучение никто не брал.


*На ярмарке можно полакомиться свежайшей выпечкой

Порадовало и то, что многие народные умельцы не поднимали цены на свой товар, понимая, что украинцы «не потянут». На уровне предыдущих лет оставил свои цены дизайнер частного предприятия «Хемс» из Житомира Олег Земнухов, который занимается индивидуальным пошивом обуви и одежды из конопли. Оригинальные зимние женские сапожки — с кожаным низом и вручную расшитыми полотняными голенищами — продавались на ярмарке всего за 1200 гривен, летняя и осенняя обувь и того дешевле — по 600—700 гривен. Удобные кеды, такие же, как те, что уже третий год носит жена Олега Катя, стоят 900 гривен. Дизайнер разработал 200 моделей экологической обуви. Кроме того, запатентовал еще и особые трехслойные стельки для нее, благодаря которым ноги не потеют. А его дело, которое приобретает все большую популярность, побудило фермеров Житомирщины расширить посевы конопли до тысячи гектаров.

Приятно удивили цены в палатке полтавского мастера по пошиву оригинальных меховых шапок Ивана Золотаренко, владельца двух звероферм. Такие в магазинах продают по 3 тысячи гривен, а у него они стоят всего 500.

…Сорочинская ярмарка — это смесь древних традиций и новых направлений, народных промыслов и современных достижений, театра и коммерции, песен и танцев… Назар Божинский (на фото) приехал с молодой женой из Харькова. Они скромно сидят на земле между торговыми рядами, она вяжет на спицах носки себе на зиму, он перебирает струны кобзы и поет думы, которыми сто лет назад заслушивались наши предки. На Назаре суконный кобеняк (самый распространенный вид мужской верхней одежды XVI — XVII веков) и сапоги из телячьей кожи. При знакомстве выяснилось, что Божинский — архитектор, взял на работе отпуск и специально приехал на ярмарку, чтобы люди видели и знали: искусство кобзарей живет.

— В советские времена кобзарей гоняла милиция, — рассказывает Назар Божинский, известный в Украине кобзарь и лирник. — Сейчас, слава Богу, такого нет. Но все равно стражи порядка каждый год интересуются, кто я такой и что здесь делаю. У всех вызывает интерес мой внешний вид. А мне в кобеняке и сапогах, представьте, не жарко. Когда сидишь на земле, быстро замерзаешь. Жаль, мою кобзу забивает современная музыка, которая звучит из всех динамиков. Местом кобзарей всегда были перекрестки главных дорог на ярмарке. Но здесь на перекрестке установлена сцена, и приходится искать, где приткнуться. Я пою, а люди, если им нравится, бросают мне деньги. Вот только ярмарки в прежние времена проводились каждые пять дней, а теперь проходят не чаще пяти-шести раз в год.

Фото автора

4785

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів