ПОИСК
Культура та мистецтво

Правнук Панаса Саксаганского: "Прадед любил борщ с салом, пампушками и обязательно с фасолью"

7:45 17 вересня 2015
Ровно 75 лет назад перестало биться сердце корифея украинского театра, выдающегося актера и режиссера

Панас Саксаганский, настоящая фамилия которого Тобилевич, так блестяще играл Возного в «Наталке Полтавке», что каждая постановка была триумфом. Не раз случалось, что публика после спектакля выносила любимого актера из театра на руках и так доставляла домой или в гостиницу, если это были гастроли. Огромным успехом пользовались и режиссерские работы Панаса Карповича — он поставил около 250 спектаклей.

В Петербурге его постановки «Наталка Полтавка» и «Назар Стодоля» смотрел даже император Александр III. И они так ему понравились, что царь пожелал дать актерам аудиенцию.

О том, каким человеком был Панас Саксаганский, «ФАКТАМ» рассказал его правнук — живущий в Москве актер озвучивания и дубляжа Петр Тобилевич.

— Петр Богданович, что в вашем доме напоминает о знаменитом прадеде?

РЕКЛАМА

— Очень многое: фотографии, архив, деревянная с медными заклепочками трубка — настоящая люлька, прекрасно сохранившиеся сапоги зеленого цвета, в которых Панас Карпович выходил на сцену… А в Киеве, куда меня с двух лет отправляли родители, в детстве любил надевать шапокляк прадеда. Знаете что такое шапокляк? Головной убор, складной цилиндр. Он был мне великоват, поэтому приходилось подкладывать газеты… Нина Митрофановна — последняя жена Панаса Карповича — давала мне этот шапокляк. Это было очень интересно.

О прадеде я знаю много. Панас Саксаганский был человеком с юмором. Они дружили с Шаляпиным и пели с ним дуэтом, когда Федор Иванович приезжал на гастроли в Киев. Как-то Шаляпин сказал: «Панас, бросай свой драматический театр — будешь петь!» Саксаганский ответил: «Только тогда, когда ты бросишь петь и перейдешь ко мне в театр».

РЕКЛАМА

*Петр Тобилевич: «Я храню архив прадеда, фотографии и его трубку — настоящую люльку»

— Замечательная история! Панас Саксаганский ведь одним из первых драматических актеров в Советском Союзе получил звание народного артиста СССР?

РЕКЛАМА

— Да. Вместе со Станиславским… Газета от 1936 года, где сообщается о присвоении им звания, тоже есть у меня.

— С удивлением узнала, что улица Саксаганского получила название еще при жизни Панаса Карповича.

— Это правда. Прадед относился к этому с юмором. Прежде она носила имя большевика Пятакова, еще раньше называлась Мариинско-Благовещенской, а до этого — Жандармской. А жил Панас Карпович на параллельной улице — Жилянской.

— Вы, проходя по улице Саксаганского, испытываете особые чувства?

— Я объездил практически весь Советский Союз. Есть много замечательных городов. Но любимый — Киев. Когда приезжаем с женой, которая тоже актриса и начинала, к слову, на Киностудии имени Довженко, нам нравится гулять по городу. И особенно — по улице Саксаганского с его купеческо-интеллигентской архитектурой. Эти прогулки меня всегда как-то подпитывают. Дом, где жили Панас Карпович и Нина Митрофановна, двор — все это напоминает детство… Каждый кирпич мне там знаком. Я родился в Москве, но родной город для меня Киев. Приезжал сюда три года назад, мы отреставрировали могилу Панаса Карповича на Байковом кладбище, поставили крест на месте захоронения Нины Митрофановны…

— Саксаганский стал легендой еще при жизни. Не каждого актера публика носит на руках.

— С прадедом это бывало и в Киеве, и в Казани, и в Кишиневе… И довольно часто. Зрители ломились на его спектакли и в Москве, и в Петербурге. Станиславский даже пытался перетянуть Саксаганского во МХАТ. Но прадед хотел создать «свой МХАТ» в Киеве.

— Все пьесы, которые Панас Карпович ставил, он знал наизусть?

— Да, это так. Когда Саксаганский стал руководителем театра, власть предержащие ожидали от него, что он будет ставить пьесы современных украинских драматургов. А он этот модерн на дух не переносил. Например, в 1920 году поставил «Разбойников» Шиллера. Это была его знаменитая постановка! Он и играл в ней. Ставил «Назара Стодолю» Тараса Шевченко, «Сорочинскую ярмарку» Николая Гоголя, «Наталку Полтавку» Ивана Котляревского, «Сто тысяч» Ивана Карпенко-Карого, «Отелло» Уильяма Шекспира… А какая замечательная вещь «За двома зайцями» Михаила Старицкого!

— Четверо из шестерых детей в семье Карпа Тобилевича, не имевшего к театру никакого отношения, стали известными театральными деятелями — Панас Саксаганский, Иван Карпенко-Карый, Николай Садовский, Мария Садовская-Барилотти. Невероятно!

— Их отец Карп Адамович, имя которого взял для псевдонима Иван, служил управляющим — сначала у Золотницких, потом еще у кого-то. Его жена Евдокия Садовская (ее фамилию использовали для псевдонимов Николай и Мария) до замужества работала горничной у Золотницких. Она была человеком музыкально одаренным, очень любила театр, куда сначала ее брали паны, а потом она уже ходила сама. Евдокия знала многие монологи из пьес наизусть. Любовь к театру дети унаследовали от нее. Карп Адамович считал, что все это баловство.

— Поражает, что никто из детей Карпа Тобилевича не получил профессионального образования, все были аматорами, но каких высот достигли!

— Ни в каких театральных школах они не учились, но много читали, смотрели спектакли, имели широкий кругозор.

— Вы сказали о происхождении театральных имен Карпенко-Карого и Садовского. А откуда взял псевдоним ваш прадед?

— Саксаганский происходит от речки Саксагань на юге Украины.

— Случались ли в жизни Панаса Карповича чудеса?

— Вся его жизнь была чудом. Он дожил до 81 года, несмотря на инсульты. Актером оставался до последних дней. Когда в Оперном театре праздновали 50-летие его творческой деятельности, играл, сидя в кресле. Одна рука у прадеда не действовала. Умер он от очередного инсульта, раньше это называли ударом.

— Как сложилась личная жизнь Панаса Саксаганского?

— Его первая жена была актрисой. Вторая супруга Лилия Квитка — тоже. Это моя родная прабабушка. У них с Панасом Карповичем родился сын Петр, ставший инженером. Это мой дед, отец моего отца Богдана, который был архитектором. Третьей женой Панаса Карповича стала Нина Митрофановна — я в детстве играл с ней в прятки и тоже считал ее своей прабабушкой. Она была актрисой труппы Саксаганского, но потом полностью посвятила себя Панасу Карповичу. Нина Митрофановна была намного моложе его.

— Чем Панас Карпович увлекался, кроме творчества?

— В свободное от гастролей время он на хуторе Надия (на нынешней Кировоградщине) косил с братьями траву, ходил на охоту. У прадеда всегда были рыжие ирландские сеттеры. Есть фотография, на которой он со своим Нордом во дворе дома на Жилянской.

— С кем из знаменитых современников дружил Саксаганский?

— К примеру, с художником Сергеем Васильковским. Панас Карпович хотел снять фильм «Тарас Бульба». В архиве остались его небольшие сценарные разработки. Васильковский писал для него этюды. А Виктор Васнецов подарил прадеду некоторые эскизы росписей Владимирского собора. Один из них, с изображением князя Глеба, к сожалению, сгорел на даче в Корчеватом. Нина Митрофановна купила гектар земли на берегу речки, и в построенном там домике прадед жил почти круглый год. После смерти Панаса Карповича эта дача во время войны стала госпиталем, потом сгорела. На фотографиях, которые я видел еще в детстве, помню эскизы с изображением Бориса и Глеба, Марии Магдалины, Ольги…

— На каком языке говорили в семье?

— На трех языках. В равной степени на украинском и русском, а поскольку Нина Митрофановна была родом из Варшавы, то иногда и на польском.

— Панас Карпович был состоятельным человеком?

— Никогда богатым не был. Все свои деньги вкладывал в театр — оркестр, костюмы, декорации…

— Неужели и машины не имел?

— Швейной? (Смеется.) О чем вы говорите! Нет, автомобиля не было.

— Но дача ведь имелась, как вы сказали?

— Это заслуга его жены. Прадед деньги зарабатывал. Но экономил-то кто? (Улыбается.) Нина Митрофановна!

— Какие жилищные условия были у них в Киеве?

— Три комнаты. Быт простой. Разве что имелись замечательная ванна и хороший унитаз. В детстве после коммунальных условий в Москве я просто шалел от этого. Все остальное — обычное. В кабинете прадеда стояли стол, пианино, кушеточка, на которой он отдыхал, кресло-качалка. В столовой — трюмо. В махонькой гостевой комнатке — койка и шкафчик.

— Какую еду любил Панас Карпович?

— Нина Митрофановна рассказывала, что прадед любил борщ с салом, пампушками и обязательно с фасолью! А еще — вареники с вишней, яичницу с помидорами на сале и варенье, которое сам варил и которым угощал гостей.

— Как ваш прадед одевался?

— Есть фотография, на которой он и Садовский во фраках. Конечно, все время так не ходили. Тем не менее то, что я видел в детстве из сохранившейся одежды прадеда, меня восхищало. К тому же, Панас Карпович был очень аккуратным.

— Он считал себя счастливым человеком?

— Конечно, случались счастливые моменты. Однако жизнь была тяжелая. Прадеда «пинали» за неприятие современных авторов, его не раз предавали актеры в труппе. Очень тяжело Панас Карпович переживал смерть брата Ивана Карпенко-Карого.

— Читала, что вы сохраняете архив прадеда и собираетесь передать его Киеву, когда здесь откроется музей Саксаганского.

— Совершенно верно. Это воля моего отца.

3480

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів