Олег Зонтов: "Сейчас в Славянске жителей больше, чем было до оккупации"
«Пятиэтажный дом по улице Бульварной в Славянске в какой-то мере знаковый, — говорит исполняющий обязанности городского головы Олег Зонтов. — Его очень любят показывать в своих репортажах прокремлевские журналисты. Дескать, Славянск лежит в руинах, из населения, до весны 2014 года составлявшего сто тысяч человек, якобы осталось всего десять тысяч запуганных горожан. Телеканалы, подобные „России 24“, используют это здание (где разрушен целый подъезд посередине) как „картинку“ для антиукраинской пропаганды. Но теперь и с этой „картинкой“ им придется расстаться. Городу из областного бюджета выделены средства — четыре миллиона гривен — на восстановление дома».
«Услышав выстрелы, мы бросились к зданию милиции и столкнулись с «зелеными человечками»
Весной 2014 года депутат Славянского горсовета Олег Зонтов работал редактором местного сайта и возглавлял городскую организацию Союза журналистов Украины. Утром 12-го апреля он вместе с журналистами местных изданий высаживал в парке аллею в честь коллеги Игоря Александрова (убитого в июле 2001 года прямо в коридоре телекомпании). И тут начался захват Славянского горотдела милиции. Появились «зеленые человечки».
— Услышав выстрелы, мы бросились к зданию милиции, — вспоминает Олег Зонтов. — И столкнулись с людьми, у которых были автоматы десантной модели с откидывающимися прикладами, явно «не нашего» производства. Вооруженные до зубов, в экипировке без опознавательных знаков и с российским говором — их было человек 10—15. Плюс 50—60 местных — будущих так называемых ополченцев. Мы с коллегами начали снимать происходящее, задавать вопросы. Как вдруг старшему группы российских диверсантов, который не таясь принимал указания по рации, поступила какая-то команда.
Дальнейшее появилось на видео в «Ютубе»: российский спецназовец схватил Зонтова за горло и, удерживая так, на все мольбы окружающих отпустить человека отвечал: «Приказа не было!»
Уже через сутки начали «брать» журналистов. А 18 апреля произошло зверское убийство депутата горсовета соседней со Славянском Горловки Владимира Рыбака.
— На следующий день труп депутата отдали его жене, — вспоминает Олег Зонтов.— Я был рядом и слышал, как страшно кричала Елена, увидев изувеченное тело мужа.
В числе других Олег перешел на нелегальное положение, а вскоре покинул город. И начал сотрудничать с координатором волонтерской группы «Патриот» по освобождению заложников и военнопленных Олегом Котенко — бывшим предпринимателем из Славянска, вынужденным уехать из города еще до войны, спасаясь от режима соратников Януковича.
«На сегодня судьба 56-ти заложников, которые пропали во время оккупации Славянска, установлена, 29 пока числятся пропавшими без вести, — рассказал „ФАКТАМ“ Олег Котенко. — И несколько сотен людей все еще томятся в застенках террористов в захваченных городах Донбасса… Когда родственники выходящих на свободу заложников и пленных приезжают в Славянск, первый, кто встречает их на освобожденной земле, — Олег Зонтов. Люди получают в городе приют и психологическую помощь».
— Еще находясь в эвакуации, я продолжал следить за событиями в захваченном Славянске, Красном Лимане, Краматорске, — продолжает Олег Зонтов. — С ужасом наблюдал за тем, как разрушается инфраструктура населенных пунктов. Даже не предполагая, что меня изберут секретарем горсовета и мне придется исполнять обязанности городского головы (вместо арестованной Нели Штепы), думал о том, как сложно будет все это восстанавливать. Ведь боевики устанавливали свои орудия прямо в жилых кварталах. А уходя из города, подорвали центр управления завода по производству керамики, в котором стояло оборудование стоимостью полтора миллиона гривен.
Но спустя полгода завод вновь заработал, и зарплаты работников на предприятии, как и до войны, составляют от семи до девяти тысяч гривен в месяц.
— У нас в этом сезоне даже открылись два отделения на Славкурорте, — рассказывает собеседник. — Славянск принял к себе часть Горловского института иностранных языков и некоторые кафедры Донецкого медуниверситета. А на День независимости на площади заработал музыкальный фонтан с «управляемой» подсветкой… На сегодня инфраструктура города практически полностью восстановлена. С первого сентября заработали все садики и школы, в роддоме восстановили окна, крышу, завезли оборудование. Уже выделены средства на полную реставрацию здания Дворца культуры железнодорожников, которое также подверглось обстрелам.
«Когда город освободили, тем „ополченцам“, которые не успели сбежать со Стрелковым, мало не показалось»
Всего за период боевых действий в Славянске пострадало 224 многоквартирных дома и более полутора тысяч — в частном секторе, получили повреждения здания десяти школ и десяти больниц.
— Около 150 частных домов были разрушены до фундамента, почти 200 семей официально остались без жилья, — отмечает собеседник. — Больше всего таких домов без крыш и стен — в районе села Семеновка, где шли сильные бои (в административном подчинении Славянска находятся и прилегающие населенные пункты. — Авт.). Но и частный жилой фонд при помощи волонтеров мы частично уже восстановили и продолжаем восстанавливать. А в рамках проекта «Жилье для переселенцев» по грантовому финансированию Евросоюза будет произведена и реконструкция двух общежитий, которые смогут принять 160 переселенцев.
Сейчас в нашем городе жителей больше, чем до оккупации — свыше ста тысяч человек. Мало того, что все славянцы вернулись в родные дома, так к ним еще добавились десять тысяч переселенцев. И они хотят мира. В день 270-летия основания города и 72-й годовщины освобождения Славянска от немецко-фашистских захватчиков, который мы недавно отмечали, на улицах не было военной техники. «Запуганные» (по версии прокремлевских телеканалов) горожане в вышиванках заполонили улицы и веселились до глубокой ночи.
— Я слышал, что главарь донецких сепаратистов Захарченко, выступая на подконтрольной пока боевикам Саур-Могиле в День освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков, сказал, дескать, они собираются «освободить» Краматорск, Артемовск, Мариуполь, Славянск, и что «война еще только начинается», — говорит переживший оккупацию местный житель, инвалид-колясочник Игорь Назаренко (о его судьбе «ФАКТЫ» рассказывали в 2009-м году). — Попробовал бы он здесь такое сказать! Мы это уже проходили. Не хочу и вспоминать, как я, спасаясь от обстрела, свалился со своей инвалидной коляски и поломал ногу. Как мы с детьми (у супругов двое долгожданных сынишек — десяти и семи лет. — Авт.) спали на полу, так как подвалов здесь ни у кого нет — грунт не позволяет их строить. Как боялись лишний раз к окну подойти, потому что прямо перед нашими окнами стоял блокпост сепаратистов, и они в свободное от «дежурств» время таскали себе со дворов эвакуировавшихся соседей все, что понравится. Зато когда город освободили, тем, кто не успел сбежать со Стрелковым, мало не показалось. Если кого-то из «ополченцев» люди опознавали на улице, то ему оставалось кричать: «Караул!» и звонить на 102, чтобы милиция успела спасти от «благодарных жителей»!
По словам мужчины, сразу после освобождения Славянска многие горожане, которые, как и его семья, настрадались в последние месяцы оккупации, сидя без света, воды, газа, без пенсий, пособий и почти без продуктов и лекарств, — вывесили на домах украинские флаги и стали красить свои заборы в желто-голубые цвета.
— А моя жена не только забор, но и электроопору возле дома в «национальные» цвета раскрасила! — похвастался Игорь Назаренко.
Фото с сайта slavgorod.com.ua
3141Читайте нас у Facebook