После общения с маньяком, искавшим своих жертв в соцсетях, покончили с собой девять девушек
Выйти на след интернет-маньяка, который довел до самоубийства как минимум девять девушек, журналистам и правоохранителям удалось после того, как к ним обратилась одесситка Александра Лихачева. Ее двоюродная сестра 19-летняя Света Артеменко повесилась.
— Друзья сестры могут подтвердить: она была абсолютно адекватным человеком, — рассказала Александра. — И тут звонит ее отец: «Светочки больше нет. Сегодня ночью повесилась на поясе от халата». Это случилось в комнате коммунальной квартиры, где Света жила со своим парнем. Он той ночью был на работе. После похорон я попыталась выяснить, что же толкнуло сестру на отчаянный шаг.
«Давай сделаем это вместе, одновременно»
— Версию о том, что Свету могли убить, исключили — сотрудники правоохранительных органов осматривали комнату, делали экспертизы и пришли к выводу, что сестра повесилась сама, — говорит Александра Лихачева. — Я долго не могла понять, что случилось. Света была вполне довольна своей жизнью. Единственное, что ее удручало, — конфликт с одной девочкой. Та ей угрожала, а однажды даже побила. Понятно, что сестра переживала. Но не настолько, чтобы лезть в петлю!
*Светлане Артеменко было всего 19 лет
Пытаясь хоть что-то выяснить, я зашла на страничку Светы «ВКонтакте» и написала, мол, Света покончила с собой и я, ее сестра, хочу понять, в чем дело. Попросила отозваться тех, с кем она общалась в последнее время. В тот же день мне написала некая Анастасия Коваленко: «Простите, что побеспокоила. Неужели она это сделала?» Анастасия сообщила, что за неделю до трагедии Света якобы писала ей, что не хочет жить. Я попросила Анастасию показать мне ее переписку с сестрой. Но она категорически отказалась: «Не могу, даже не просите. Это я ей помогла во всем… Не спрашивайте, зачем и почему. Уже вторую ночь не сплю. Самой пора в петлю лезть. За такое мне светит тюрьма. Лучше уйти…» «Вы посоветовали ей повеситься? — уточнила я. — Но зачем?!»
Она не ответила. Зато сообщила, что у нее у самой недавно повесилась сестра: «Это случилось три месяца назад. Так что я очень хорошо понимаю ваши чувства». Даже прислала мне фотографии девушки в свадебном платье в гробу. Дескать, это и есть ее погибшая сестра.
Мне было неприятно с ней общаться, но я продолжала переписку, надеясь хоть что-то узнать о сестре. Пыталась навести справки и о самой Анастасии Коваленко. На ее страничке «ВКонтакте» нашла фотографии симпатичной темноволосой девушки лет 25-ти. Еще там были снимки этой девушки с молодым человеком — по фотографиям было понятно, что это ее муж или парень.
*Так выглядела страничка маньяка, который провоцировал своих интернет-знакомых совершить суицид. Как выяснили правоохранители, фотографии «Анастасии Коваленко» были украдены со страницы другой девушки
— Анастасия так и не рассказала о переписке с вашей сестрой?
— Нет. Она больше писала о том, как сильно скорбит: «Сначала моя сестра ушла, теперь твоя. Зачем жить без них? Не знаю, как ты, а я не хочу». Она стала часто мне писать, причем одно и то же. Во всех ее письмах делался акцент на то, что я, как сестра Светы, не смогу без нее жить. В какой-то момент Анастасия прямо написала: «Я приняла решение. Я повешусь». И намекнула, может… сделаем это вместе? «Ты с ума сошла? — опешила я. — У меня маленький ребенок, мне есть ради кого жить!» «А я это сделаю», — ответила Анастасия. Испугавшись, написала ее интернет-друзьям: мол, обратите внимание, ваша подруга Настя Коваленко собирается покончить с собой. Но на сообщение отреагировали всего несколько человек, написав, что Анастасию Коваленко лично не знают — мол, добавили ее в список друзей в соцсети просто так. Все это было очень странно.
Позже Александра познакомилась с Кристиной, которая тоже переписывалась с Анастасией Коваленко и чуть не покончила с собой.
— С этой Анастасией мы познакомились в Интернете, — рассказывает Кристина. — Я в тот момент была в отчаянии… Еще когда мне было четыре года, меня чуть ли не до смерти избил отчим. Потом мама заявила, что я ей неродная… Повзрослев, ушла из дому, устроилась работать — охраняла дачу под Одессой. Закончилось все тем, что хозяин пытался меня изнасиловать. После этого случая у меня совсем опустились руки. Не зная, где искать поддержку, я написала об этом «ВКонтакте». Начала общаться по Интернету с людьми, которым тоже было плохо. И однажды получила сообщение от некой Анастасии Коваленко. Она написала: «Ты бы хотела уйти из жизни? А как бы ты хотела это сделать?» «Не знаю, — ответила я. — Наверное, напилась бы снотворного». «Нет, надо не так, — получила ответ. — Я медик и точно знаю: будет лучше, если ты повесишься». В любое другое время я подумала бы, что мне пишет сумасшедшая. Но в тот момент почему-то начала с ней переписываться.
— Она уговаривала вас покончить с собой?
— Да. Она смогла убедить меня в том, что уйти из жизни — это единственный выход. Делала это постепенно. Писала, что хорошо меня понимает и, если у меня все так складывается, значит я в этом мире лишняя. Рассказала историю о своей сестре, которая повесилась. «С тех пор я хочу сделать то же самое, — писала она. — Давай сделаем это вместе, одновременно. И ты увидишь, как будет хорошо. В один миг закончатся все наши страдания».
Как врач, который знает, как сделать это быстро и безболезненно (так она писала), Анастасия начала посвящать меня во все детали. Например, попросила прислать ей фотографии моей комнаты — чтобы она могла сказать, где лучше повеситься. Я прислала ей снимки и получила ответ: «Можно на батарее». Потом я высылала ей фотографии имеющихся у меня поясов и веревок. «На поясе от халата плохо — он шелковый, скользкий, ты будешь долго мучиться, — объясняла Анастасия. — А вот этот шарф подойдет». Я действовала как будто под гипнозом. Когда писала в соцсети, что не хочется жить, всерьез и подумать не могла о самоубийстве. Но после общения с Настей суицид стал казаться мне единственным выходом.
— Вы общались только по Интернету? Или созванивались?
— Нет, мы только переписывались. Это продолжалось неделю. Самое ужасное, что мне все время хотелось ей написать. Казалось, только она может меня понять. Однажды я, кстати, хотела ей позвонить, даже попросила номер телефона. Но Настя сказала, что дежурит на смене (она писала, что медсестра), поэтому не сможет ответить.
Еще она учила меня, как делать петлю. Инструктаж тоже проходил по Интернету. Прислала мне картинки, в которых все было расписано по пунктам: как делать узел, как держать при этом веревку и так далее. Мы договорились совершить суицид одновременно. В тот день мои родители собирались в гости. «Это лучший вариант, — написала Анастасия. — Как раз они придут, а ты уже повесишься».
Я все тщательно подготовила. Мысленно со всеми попрощалась и полезла в петлю. Еще секунда — и это произошло бы. Меня спасла подружка, которая поздно вечером почему-то решила зайти ко мне в гости.
— Рассказ Кристины мне очень знаком, — признается 26-летняя Юля Шишкина из города Киров Российской Федерации. С Юлей корреспондент «ФАКТОВ» связалась по Интернету. — Только со мной все это произошло еще три года назад. После смерти мужа я была в депрессии, все время плакала. Написала о своем отчаянии в соцсети. Мое сообщение заметила та самая Анастасия Коваленко. Все происходило точно так же, как у Кристины. Только в моем случае она писала, что потеряла не сестру, а мужа. Я в тот момент, конечно же, поверила ей и поделилась своим горем. В течение следующей недели меня подводили к мысли, что жизнь без мужа не имеет смысла и я должна покончить с собой. Анастасия и мне присылала инструкции о том, как вязать петли, и тоже предлагала повеситься одновременно. В конце концов она меня уговорила. Но меня успели спасти… Я потом долго лечилась в психиатрической клинике…
«Я знаю, что это жестоко. Но… зарабатываю на этом деньги»
Юле и Кристине в каком-то смысле повезло — в последний момент их спасли близкие. Но еще как минимум девять девушек никто не спас — поддавшись на уговоры новой интернет-знакомой, они покончили с собой. Родственников жертв Анастасии Коваленко удалось найти журналистке программы «Говорит Украина» Виктории Гурьян.
— Не исключено, что жертв еще больше, — рассказала «ФАКТАМ» Виктория Гурьян. — Я нашла девять человек. Это Света из Одесской области (сестра Александры Лихачевой) и еще восемь девочек. Они из разных городов Украины: Херсон, Бердянск, Сумы, Недригайлов… Еще четыре девочки из России: Набережные Челны, Пионерский, Чебоксары, Ульяновск. Юля Шишкина из Кирова, к счастью, выжила. Но ее история свидетельствует о том, что Анастасия Коваленко доводит девушек до самоубийства уже минимум три года. И делает это профессионально. Посмотрев тексты ее переписок с выжившими и погибшими девочками, я поняла, что она действует по одной и той же схеме: находит человека, который в соцсети пишет о том, что ему плохо. Присылает ему сообщение — дескать, я очень хорошо тебя понимаю. И придумывает историю в зависимости от ситуации. Одним говорит, что потеряла мужа, другим — что сестру или брата. Затем подталкивает интернет-знакомого к мысли о самоубийстве.
Узнавая, что жертва совершила суицид, Анастасия Коваленко начинала писать ее родным: «Здравствуйте. Что случилось с Танечкой или Олечкой? Неужели она это с собой сделала?» По оборотам речи, которые она использовала в своих письмах, было понятно, что Анастасия Коваленко — это взрослый человек и, скорее всего, неплохой психолог. Одной девочке из Набережных Челнов она советовала не только повеситься самой, но еще и убить своего новорожденного ребенка.
Чтобы узнать, кто скрывается под ником Анастасия Коваленко, я решила вступить с ней в переписку. Зарегистрировавшись «ВКонтакте», зашла в общую с Анастасией Коваленко группу и написала — мол, потеряла мужа, мне очень плохо, не хочу без него жить. Оставалось только ждать, клюнет ли на мое сообщение Анастасия. И она отозвалась. Написала мне стандартные слова: «Очень хорошо тебя понимаю. У меня тоже умер муж. Когда умер твой?» «Три месяца назад» — на ходу придумывала я. «Мой два месяца назад, — написала Анастасия. — Как твоего звали? Андрей? Не может быть! Мой тоже Андрей». Мы переписывались, и Анастасия начала постепенно меня обрабатывать. Вот фрагмент нашей переписки:
Анастасия Коваленко: Вика, у тебя есть желание умереть?
Вика: Иногда посещают такие мысли…
Анастасия Коваленко: От вскрытия вен ты не умрешь, это я тебе как медик говорю. Нужно по-другому. Может, сделаем это вместе? Пусть не физически вместе, но морально… Так нам будет проще…
— В конце концов она написала: «Если ты готова, сегодня ночью мы можем навсегда прекратить наши страдания», — продолжает Виктория. — Но потом Анастасия поняла, что я журналист. Думаю, она узнала это, проверив мою фамилию по Интернету. И когда я написала, что готова к суициду, мне пришло сообщение: «Может, не надо? Кто вместо тебя будет снимать сюжет?» Поняв, что меня раскусили, я спросила напрямую: «Зачем ты это делаешь?» «Я знаю, что это жестоко, — получила ответ. — Но я… зарабатываю на этом деньги». Больше она ничего не рассказала.
С помощью частного детектива Виктория Гурьян смогла выяснить, что Анастасия Коваленко находится в Запорожье. С результатами своего расследования журналистка обратилась к сотрудникам милиции. Правоохранители выяснили, что Анастасии Коваленко… не существует. Это выдуманный персонаж, а фотографии на ее страничке в соцсети — это на самом деле снимки совершенно другой девушки, которая даже не подозревала, что ее фото кто-то украл.
— По предварительным результатам расследования, человек, который писал девушкам под именем Анастасии Коваленко, это мужчина, — рассказал сотрудник Управления по борьбе с киберпреступностью Михаил Стришинец. — Он живет в Запорожье. Мы установили квартиру, из которой мужчина выходил в сеть. В ходе обыска изъяли компьютер, на котором как раз была открыта страничка так называемой Анастасии Коваленко. В этой квартире живет молодая семья.
Когда пришли сотрудники милиции, дома была беременная жена человека, который, по предварительной версии следствия, доводил девушек до самоубийства. На оперативном видео, снятом сотрудниками Управления по борьбе с киберпреступностью, видно, что молодая женщина сильно нервничала. «Я беременна! — сразу закричала она. — Что вы хотите? Эта страничка в Интернете еще ничего не значит! Может, он просто ее смотрел? Я не знаю, кто такая Анастасия Коваленко!»
— Мужчине, который проверяется на причастность к переписке, 30 лет, — говорит Михаил Стришинец. — В силу тайны следствия пока не могу сказать, какие он дает показания. Сейчас проводятся экспертизы. Честно говоря, мы были поражены цинизмом преступлений. Для нас это дело не характерное. Поступки этого человека аморальны и ужасны, но они не подпадают под статью «Доведение до самоубийства».
— К сожалению, это правда, — прокомментировала «ФАКТАМ» ситуацию юрист-криминолог Анна Маляр. — Статья Уголовного кодекса «Доведение до самоубийства» четко определяет способы совершения этого преступления, а именно: доведения до самоубийства путем жестокого обращения с человеком, шантажа, принуждения к противоправным действиям или систематического унижения человеческого достоинства. А если человек по Интернету уговаривал другого совершить суицид, учил вязать петли, давил психологически — это не является уголовным правонарушением. К сожалению, такие ситуации бывают. Закон не всегда успевает урегулировать новые виды преступлений. Поэтому часто бывает так, что вред наносится, но юридически преступлением такие действия еще не признаны. Именно такая ситуация происходит с доведением до самоубийства через Интернет при отсутствии всех перечисленных в действующей статье способов совершения этого преступления. Пока люди массово не пользовались Интернетом, совершать такого рода злодеяния было невозможно. Но теперь это есть. Такая же ситуация в свое время возникла в США, где специально меняли законодательство. И в 2014 году в штате Минесота была осужден человек за доведение двух женщин до самоубийства по Интернету. Теперь это необходимо сделать и нам. Я уже разработала и подала соответствующий законопроект в Верховную Раду.
— Но даже если законопроект примут, человек, по вине которого покончили с собой как минимум восемь девушек, не понесёт уголовную ответственность. Ведь закон обратной силы не имеет…
— К сожалению, да. Остается надеяться, что правоохранители найдут способ привлечь этого человека к ответственности, ведь они располагают показаниями выжившей жертвы и множественными свидетельскими показаниями родственников погибших девушек. Хочется сказать родителям: будьте внимательны к своим детям! Общение по Интернету может угрожать жизни ваших детей.
Мужчина, который представлялся в Интернете Анастасией Коваленко, комментариев прессе не дает, его телефон не отвечает. Всего один раз он дал комментарий журналистам программы «Говорит Украина»: «Какой-то человек покончил жизнь самоубийством. Почему-то связали это с социальными сетями. Я таким вообще никогда не интересовался».
13367Читайте нас у Facebook