ПОИСК
Культура та мистецтво

Анатолий Кущ: "Хорив на памятнике основателям Киева — это я в 33 года, а у Щека черты лица моего друга"

7:45 2 грудня 2015
Народному художнику Украины исполнилось 70 лет

— Я родился в Киеве в победном 1945 году на улице Банковой в доме номер три (сейчас его уже, к сожалению, нет), который находился рядом с нынешним зданием Администрации президента Украины и напротив дома Союза писателей, — рассказал народный художник Украины скульптор Анатолий Кущ. — В пору моего детства жильцы нашего дома набирали воду во дворе из единственного на всех крана. Причем в морозную погоду его не закрывали круглые сутки — чтобы вода в кране не замерзла. Туалет тоже был на улице. Там же размещались сараи, в которых хранились дрова для отопления. Вот такие бытовые условия были в послевоенном Киеве. В те годы я каждый день проходил мимо расположенного на Банковой знаменитого Дома с химерами, построенного по проекту архитектора Владислава Городецкого. Фигуры животных и птиц на фасадах и крыше этого здания производили на меня сильнейшее впечатление. Думаю, что это убранство Дома Городецкого сыграло значительную роль в том, что я выбрал профессию скульптора.

— Способности к творчеству вам передались от кого-либо из предков?

— Мой прапрадед по отцовской линии Ксенофонт Катракис был известным греческим художником, на острове Крит есть музей, посвященный его жизни и творчеству. В минувшие века многие выходцы из Эллады переселялись в Причерноморье на юго-востоке Украины, среди них был Ксенофонт Катракис.

Я считаю себя на все сто процентов украинцем. Мой отец родом из Донбасса, из Старобешевского района, мама из-под Белгорода, который некогда был частью Слободской Украины. Во время Голодомора отец учился в Сталино (Донецк) в фабрично-заводском училище. Зимой 1932—1933 годов он собирал из скудного ученического пайка хлебные корочки. Весной перед поездкой домой в село обменял их на целую буханку хлеба и привез этот бесценный гостинец родным. Как и положено, первый кусок попробовал глава семейства. Съел пару кусочков, и у него из-за голода случился заворот кишок. Так умер мой дед Гаврила.

РЕКЛАМА

В детстве все лето я проводил у бабушки. На всю жизнь врезались в память реалии сталинских времен, когда крестьян обложили грабительским продовольственным налогом. Скажем, у бабушки в хозяйстве были куры, но яйца мы ели редко: их нужно было сдать бесплатно государству. Или вырастила семья кабана, самую мясистую заднюю часть туши, шкуру сдай. Однажды ночью бабушка меня разбудила, чтобы я помог провести под покровом темноты тайную операцию. Так, чтобы не увидели соседи, мы пробрались к яблоне, росшей в нашем дворе. Бабушка аккуратнейшим образом сняла возле нее дерн, а я, стараясь не создавать шума, подпилил корни. Поступить так пришлось из-за налогов: раз есть яблоня, яблоки надо сдать, или заплатить деньги. А где их взять, если год выдался неурожайным?

Коренное население Донбасса не менее патриотично, чем жители других регионов страны. В селах и городках там говорят по-украински. Для меня совершенно очевидно, откуда в тех краях взялись сторонники «русского мира» — довелось столкнуться с этой публикой в молодости. Вскоре после окончания Киевского художественного института нас, молодых художников, отправили на комсомольскую ударную стройку СТАН 3600 в Мариуполь, чтобы сделать портреты рабочих-передовиков. Там трудилось порядка 17 тысяч человек. Из них только одна тысяча были вольнонаемные, остальные — заключенные. Осужденным, получившим срок менее шести лет, власти предлагали поработать за зарплату «на химии» — на производстве или стройке. В Мариуполе я плотно общался с такими «ударниками». Многие из них соглашались поучаствовать в сооружении стана в теплый период года. Затем на заработанные деньги они покупали огромные коробки сигарет «Прима», тюки с пачками чая. Говорили мне: «Вернемся с этим запасом в зону и заработаем на нем больше, чем те, кто вкалывает на стройке целый год». После освобождения большинство из них оставались в Донбассе. В основном, думаю, этот контингент воюет сейчас на стороне оккупантов.

РЕКЛАМА

— Вы создали десятки монументальных скульптур, которые установлены в Украине, Польше, Белоруссии, США. Безусловно, самая известная ваша работа — монумент Независимости Украины в Киеве. Как он создавался?

— Конкурсов было восемь, они проходили с 1995 по 2000 годы. В итоге два моих проекта заняли первое и третье места. На втором оказалась работа известных архитекторов Александра Комаровского (к сожалению, уже покойного. Он создал проекты отелей «Казацкий» и «Национальный» в Киеве. — Авт.) и Сергея Бабушкина (одна из самых известных его работ — столичный бизнес-центр «Парус» на улице Мечникова. — Авт.). Изюминкой их предложения являлось создание Музея государственности. Городские власти поручили нам объединить наши проекты.

РЕКЛАМА

В окончательном варианте монумент должны были составлять три неразрывно связанных объекта: на переднем плане — памятник основателям Киева. В центре — колонна с фигурой Оранты-Украины (общая высота 60 метров). Колонна, словно дерево, вырастает из основания, имеющего вид православного храма. В правой руке у Оранты-Украины ветка калины — символ кровного родства нации, красоты, достатка. Левой рукой она указывает на запад, в Европу.

За колонной полукругом предстояло воздвигнуть Музей государственности. Частью его фасада должна была стать колоннада с фигурами двенадцати выдающихся государственных деятелей: князей Аскольда, Святослава, Владимира Крестителя, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Данилы Галицкого, княгини Ольги, гетманов украинского казачества Дмитрия (Байды) Вишневецкого, Петра Конашевича-Сагайдачного, Богдана Хмельницкого, Ивана Мазепы и президента Украинской народной республики историка Михаила Грушевского.


*Проект монумента Независимости Украины предусматривал создание Музея государственности, в колоннаде фасада которого планировалось разместить пантеон 12 выдающихся деятелей нашей истории

На боковых пилонах фасада планировалось создать масштабные рельефы с портретными изображениями выдающихся украинских художников, философов, писателей, ученых, общественных деятелей, начиная с Нестора Летописца до Василия Стуса и Вячеслава Чорновола. К сожалению, до сегодняшнего дня Музей государственности не создан. Вместо него по чьей-то воле появилась вторая очередь торгового центра. Кстати, изначально планировалось на месте, где находится первая очередь этого центра, создать подземный паркинг в несколько этажей.

Мне ставили в упрек то, что монументы Независимости в Киеве и Будапеште похожи. На самом деле они созданы в классической манере. Примеров подобной компоновки можно привести множество: мавзолей в Галикарнасе (пятое чудо света), монумент королю Альфонсу XII в Мадриде, монумент Вильгельму I в Берлине, дворец Эммануила II в Риме, площадь святого Петра в Ватикане, Казанский собор в Петербурге… Все они имеют общую конфигурацию, однако каждый наполнен собственным содержанием.

— Оранта-Украина имеет портретное сходство с конкретной девушкой?

— Я сделал эту скульптуру с лицом моей дочки Кристины. Она 1980 года рождения, во время работы над монументом Независимости была совсем молоденькой. Любовь к дочери я материализовал в художественном произведении. Это нормальная практика. Взять, например, такой шедевр сакральной живописи, как икона Божией Матери с младенцем в Кирилловской церкви в Киеве. Выдающийся художник Михаил Врубель написал Богородицу с лицом Эмилии Праховой, в которую был влюблен.

Сложилось так, что в окончательном варианте лицо Оранты-Украины пришлось сделать взрослым. На этот шаг я пошел после того, как у меня в мастерской побывал тогдашний мэр Киева Александр Омельченко в сопровождении сорока девяти высокопоставленных чиновников. Они высказывали свои замечания и пожелания по поводу Оранты-Украины. Причем все, что говорили чиновники, стенографировалось, чтобы я ничего не упустил. Определенную часть их предложений пришлось выполнить, в том числе сделать Оранту-Украину старше.


*В центре на 60-метровой колонне вознеслась Оранта-Украина. В правой руке у нее ветка калины — символ кровного родства нации, красоты, достатка. Левой рукой она указывает на запад, в Европу (фото Игоря Емельяненко, «ФАКТЫ»)

*Так выглядела дочь Анатолия Куща во время создания памятника основателям Киева (фото с сайта zoria.org.ua)

Впрочем, увидеть, как выглядела моя дочь в те годы, можно на памятнике основателям Киева, который находится слева от монумента: у княжны Лыбеди лицо Кристины.


Дочь стала успешной художницей. Живет и работает в США, часто бывает в Украине. Ее работы есть в коллекциях Билла Клинтона, Брэда Питта, Джорджа Клуни, Софи Лорен, Шер, Тины Тернер. Кристина знакома со многими мировыми знаменитостями.

В первый раз она попала в Америку в десять лет, когда мне предложили создать в Чикаго памятник жертвам Голодомора в Украине. Дочка тогда несколько лет ходила в американскую школу, в совершенстве выучила английский. Владеет также старогреческим и новогреческим и еще несколькими иностранными языками. Кристина получила высшее образование в Национальной академии искусств Украины. Затем училась в Сорбонне и в академии во Флоренции за зарубежные гранты, которые ей удавалось получить.

— Лица братьев Лыбеди на памятнике основателям Киева имеют с кем-либо портретное сходство?

— Да, Хорив — это я в 33 года. У Щека черты лица моего друга, искусствоведа Александра Федорука. А вот старший из братьев-князей Кий — образ собирательный.

Нельзя воспринимать буквально легенду об основании Киева, записанную Нестором Летописцем в Повести временных лет. Вероятно, в ней зашифрован определенный смысл. Свою интерпретацию я воплотил в символике памятника. Исходил из того, что в мире есть четыре основные стихии: огонь, вода, воздух и земля. Кий (согласно моей версии) олицетворяет огонь, поэтому на его щите и одежде я разместил старинный знак агни, имеющий вид трилистника. Щеку вложил в руки символ земли — плуг, на его одежде растительные орнаменты, застежка выполнена в виде овна. На Хориве головной убор, украшенный крылом, в руках у него лук, рог. Все это символизирует воздух. Лыбедь — олицетворение Лады, богини воды, любви и семьи, которой поклонялись все славяне. Ее головной убор украшен водяными лилиями. Рядом пара лебедей. Это тотемные птицы Лады, с которыми отождествляются в народе семейные ценности, верность, любовь.

Когда проходила Революция достоинства, я все свободное время находился возле этого памятника, ведь порой по нескольку человек усаживались на фигуры. Больше всего беспокоился, когда участники протестов умащивались на руках князей — бронза могла не выдержать. Боялся не за памятник (его можно было при необходимости восстановить), а за людей: внизу установлены форсунки, из которых летом бьют фонтаны. Если бы кто-либо упал на них, последствия могли быть крайне тяжелыми. К счастью, этого не случилось.

Кстати, конструкция монумента Независимости Украины рассчитана на самое сильное из возможных землетрясений — девятибалльное. Колонна, на которой установлена Оранта-Украина, сделана из нержавеющей стали и облицована мрамором. Облицовкой занималась итальянская фирма, давшая на сто лет гарантию, что каменные плитки будут надежно держаться. Внутри колонны есть лестница, по которой можно забраться на самый верх монумента для контроля за состоянием колонны и скульптуры.

— Глядя снизу, людям непросто определить реальные размеры фигуры Оранты-Украины. Каковы они?

— Довольно большие — 12 метров, как у четырехэтажного дома. На изготовление ее в бронзе нам дали всего два с половиной месяца. Этого времени очень мало, ведь нужно было вылепить фигуру в реальном размере, снять с нее форму, отлить в бронзе, соединить фрагменты, прочеканить, покрыть патиной, позолотить… Мастерам киевского художественного комбината «Художник» пришлось трудиться круглосуточно. Чтобы не терять время на поездки домой, они ночевали на работе: одна бригада спит, другая трудится. Затем меняют друг друга.

Я верю, что монумент Независимости будет полностью достроен, ведь, согласно проекту, следует возвести еще Музей государственности. А справа от колонны я предлагаю установить памятник Небесной сотне. По моему замыслу, памятников, посвященных героям Революции достоинства, должно быть три: на майдане Незалежности, на месте гибели людей на улице Институтской и на Европейской площади, где возникло одно из первых столкновений народа с «Беркутом». На местах гибели героев должны быть установлены памятные знаки с их именами.

*Анатолий Кущ предлагает установить на Майдане Незалежности памятник участникам Революции достоинства и Небесной сотне (на фото три проекции проекта этого памятника

Во время революции протестующие сбросили с пьедестала памятник Ленину, который стоял напротив Бессарабского рынка. Я предлагаю поставить на том месте памятник гетману Ивану Мазепе.

*Скульптор предложил установить напротив Бессарабского рынка на пьедестале, на котором стояло изваяние Ленина, памятник гетману Мазепе

Проекты памятников Мазепе и Небесной сотне, как и многие другие работы Анатолия Куща, представлены на его персональной выставке, которая в понедельник открылась в Киеве в Национальной Академии Искусств Украины по адресу ул. Воровского, 20. Она продлится до 20 января 2016 года.

Фото в заголовке Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»

3070

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів