Как теперь поставить транспорт на учет и с какими проблемами приходится сталкиваться автовладельцам
В конце ноября Кабинет министров Украины принял постановление «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета министров Украины по вопросам регистрации транспортных средств», призванное существенно упростить и удешевить эту процедуру. Парламент по инициативе МВД упразднил использование справок-счетов, которые юридически подтверждали изменение права собственности на владение транспортом. Именно с их помощью раньше осуществлялась львиная доля постановки техники на учет. По заявлению главы правоохранительного ведомства Арсена Авакова, справка-счет являлась «королевой коррупции ГАИ» — так как ведомство заказывало бланки справок-счетов и распределяло их, неофициально получая прибыль от реализации. Коррупционеры в погонах массово наживались на отечественных автомобилистах, совершенно необоснованно получая сверхприбыли от теневой деятельности. Благодаря ликвидации этого документа постановка на учет должна была стать дешевле. Однако, как почему-то часто происходит у нас в стране, реализация благого намерения, наоборот, усложнила жизнь отечественным автомобилистам. «ФАКТЫ» выясняли, как теперь можно поставить транспорт на учет и с какими проблемами приходится сталкиваться украинским автовладельцам.
В отличие от нотариальных контор, в центре договор заключается совершенно бесплатно
Упразднение справок-счетов глава МВД представил как очередной успешный шаг по реформированию и борьбе с коррупцией в стране и в правоохранительном ведомстве. «Я думаю, нет в стране автовладельца, который бы хоть раз не заплатил в ГАИ, кроме обязательных платежей (около 500 гривен), еще дополнительную одну тысячу гривен шустрому человечку (не в форме). Человечек смотрел документы, удостоверяющие личности продавца и покупателя, и выдавал при этом заветную справку на номерном бланке установленного образца и изготовленного на государственном полиграфкомбинате. Частный человечек продавал номерную государственную справку-счет по рыночной цене, не указанной ни в одном нормативном документе. Но без нее ГАИ автомобиль не регистрировало!» — напомнил недавнее прошлое Арсен Аваков.
При этом, по его утверждению, частники брали эти номерные бланки строгой отчетности в ГАИ, которая официально заказывала их у ГП «Полиграфкомбинат «Украина» и по себестоимости (до недавнего времени — 29 гривен 4 копейки, а теперь и вовсе 12 гривен) продавала эти документы частным фирмам. Разница в стоимости шла в прибыль компании. А в эти компании входило и ГАИ по всей вертикали, поскольку бланки бесперебойно и в нужном количестве получали только те фирмы, которые хорошо делились.
«Стоимость оформления справок-счетов — от 600 до 2 тысяч гривен. Время оформления — от 10 минут до получаса. Итого в среднем 1—1,5 тысячи гривен с каждого бланка! При этом, разумеется, не все фирмы получали разрешение ГАИ на занятие этим захватывающим бизнесом, а только „правильные“. Мы сажали в тюрьму, увольняли целыми составами МРЭО — не помогало. Необходимы были только системные изменения в порядке. И вот сегодня праздник — все готово! Коррупционная возможность обдирать автолюбителей через справки-счета — уничтожена как класс!» — воодушевленно хвалился заслугами команды реформаторов Арсен Аваков.
Напомним, что справка-счет не единственный документ, который согласно действующему законодательству подтверждает право собственности на транспортное средство. Таковыми также являются: договор купли-продажи, свидетельство о праве на наследство, копия решения суда об определении права собственности, справка органа социальной защиты населения о выделении транспорта, таможенная декларация, договор лизинга, а также другие заверенные и оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие приобретение, переход и прекращение права собственности на транспортное средство.
Впрочем, по прогнозам экспертов, ввиду ликвидации справки-счета на сегодняшний день отечественные автомобилисты при регистрации или перерегистрации транспорта (как нового, так и бэушного) чаще всего будут использовать именно договор купли-продажи.
Напомним, что ранее эти документы оформлялись только у нотариусов. Сейчас стоимость такой услуги в среднем составляет 800—1,5 тысячи гривен. Правда, продавцу придется заплатить еще и налоги: госпошлину (пять процентов стоимости транспортного средства, указанной в договоре, а если покупатель близкий родственник — один процент) для государственных нотариусов или соизмеримую плату за услугу — для частных, а также подоходный налог с продажи (один процент стоимости автомобиля). При этом подоходный налог составляет один процент оценочной суммы, если транспортное средство — легковой автомобиль, мотоцикл или мотороллер, впервые продаваемый владельцем в календарном году. Если же это иной вид транспортного средства или вторая и более продажа в течение календарного года, подоходный налог составит пять процентов от стоимости транспорта. Усложняет процесс оформления и необходимость предоставления дополнительных документов. Кроме гражданского паспорта, требуется также оригинал и заверенная у нотариуса копия свидетельства о заключении брака (этот документ нужен, если автомобиль приобретался в браке), а также согласие одного из супругов на его приобретение либо отчуждение (при покупке либо продаже в браке). Таким образом, заключение договора купли-продажи у нотариуса обходится сложно и, главное, недешево.
В соответствии с нововведениями, внесенными в «Порядок регистрации транспортных средств», договоры купли-продажи или дарения транспортного средства можно оформить непосредственно в Сервисном центре МВД, предоставляющем услуги, связанные с использованием транспорта (бывшие МРЭО). В отличие от нотариальных контор, в центре договор заключается совершенно бесплатно. Для этого продавцу авто или мототехники и покупателю нужно предоставить только документы, удостоверяющие их личности, свидетельство о регистрации транспортного средства (ТС) и идентификационный код. В остальном придется внести лишь обязательные платежи при регистрации или перерегистрации автомобиля.
В сервисных центрах МВД не хватает бланков техпаспортов
Для постановки на учет новой машины также потребуется предоставление договора купли-продажи, который выдается в автосалонах.
Впрочем, в реальности благое намерение упростить и удешевить процедуру регистрации и перерегистрации транспорта обернулось очередными сложностями для автомобилистов. На сегодня многие сервисные центры МВД по всей стране не оформляют договоры купли-продажи, ссылаясь на отсутствие в их штатной структуре должности администратора, предусмотренного «Порядком регистрации транспортных средств», а также бланков таких договоров. Сотрудники центров повсеместно отправляют автомобилистов оформлять документ к нотариусам, у которых, как мы уже говорили, провести подобную процедуру намного сложнее и ощутимо дороже. При этом более доступного варианта в виде справки-счета уже не существует.
— Если сотрудники сервисных центров отказываются оформлять договор купли-продажи, автомобилисты должны взять у них официальный лист отказа от проведения этой процедуры и обратиться в Главный сервисный центр МВД Украины, подтвердив свою жалобу документом, — прокомментировал ситуацию глава Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко. — После вступления в силу нововведений руководство Главного сервисного центра разослало на места соответствующие разъяснения о том, как следует проводить регистрации и перерегистрации ТС в соответствии с новыми правилами, а также пообещало обеспечить центры необходимым количеством бланков договоров купли-продажи. Поскольку справки-счета были ликвидированы еще 18 ноября, то на сегодня уже все центры должны иметь в наличии договоры купли-продажи и обязаны оказывать услуги автомобилистам в соответствии с новыми требованиями.
Однако наши читатели сообщают, что в некоторых украинских сервисных центрах до сих пор не хватает бланков техпаспортов и, даже оформив непосредственно в центре договор купли-продажи по-новому, автовладельцы не могут поставить транспорт на учет. Справедливости ради отметим, что случаи эти не массовые и такого глобального дефицита бланков спецпродукции МВД, который наблюдался в сентябре-октябре текущего года, в Украине нет.
Олег Назаренко советует: если в каком-либо из центров не смогут оказать услугу по оформлению договора купли-продажи или ссылаются на отсутствие бланков спецпродукции, можно обратиться в другой сервисный центр — ведь сейчас поставить на учет автомобиль можно независимо от места проживания и регистрации ТС.
Кстати, Олег Назаренко говорит, что, помимо высокой стоимости оформления договоров купли-продажи у нотариусов, есть еще один существенный минус проведения у них такой операции. Дело в том, что нотариус не проверяет транспортное средство на предмет угона и подлинности номеров агрегатов. Поэтому, оформив у нотариуса договор купли-продажи и передав деньги продавцу транспорта, новый владелец при дальнейшей постановке на учет авто в сервисном центре может столкнуться с серьезными неприятностями, если при проведении обязательных проверок по имеющимся в МВД базам выяснится, что этот автомобиль проблемный, — например, с перебитым номером кузова, находится в розыске и так далее. Таким образом, по словам главы ВААИД, покупателю, не желающему иметь подобные проблемы перед оформлением договора купли-продажи у нотариуса лучше предварительно проверить понравившуюся машину в сервисном центре. Хотя еще лучше и правильнее было бы заключать там и договор купли-продажи.
Оформление генеральной доверенности может обернуться серьезными проблемами
У нас широко практикуется еще один способ продажи транспортных средств — путем оформления у нотариусов генеральной доверенности, предоставляющей право на управление и распоряжение ТС. Однако покупать таким способом машину глава ВААИД Олег Назаренко не советует. Поскольку в подобных случаях опять-таки не проводится проверка подлинности номеров агрегатов и документов на авто, а также относительно его нахождения в розыске. Шансы того, что покупатель окажется владельцем проблемного транспорта, достаточно высоки.
Важно также знать, что при оформлении генеральной доверенности де-юре законным владельцем остается продавец. Он вправе отозвать ее в любой момент (это предусмотрено статьей 249 Гражданского кодекса Украины), потребовав вернуть автомобиль. Более того, в случае смерти человека, выдавшего эту генеральную доверенность, она теряет законную силу, и транспорт переходит в собственность наследников.
Напомним также, что, когда в Украине заработает автофиксация нарушений Правил дорожного движения, продавать автомобиль путем оформления генеральной доверенности станет опасно еще и потому, что согласно действующему законодательству при автоматической фиксации нарушений ответственность несет юридический владелец ТС. Именно ему будут приходить уведомления о штрафе. То есть фактически нарушать правила будет покупатель, эксплуатирующий транспорт по генеральной доверенности, а штрафы будут выписываться его хозяину, на которого де-юре оно зарегистрировано. В итоге на ни в чем не повинного владельца могут навесить кругленькую сумму взысканий, опротестовывать которые придется в суде.
Поэтому во избежание проблем юридическим владельцам транспорта нужно обратиться к людям, которым они выдали генеральную доверенность, с просьбой перерегистрировать его. Кстати, чтобы освежить память таким хозяевам, законодательно на Кабмин возложили обязательство в течение месяца проинформировать украинских автовладельцев обо всех зарегистрированных на них транспортных средствах. Как мы видим, правительство это требование саботирует — автовладельцы до сих пор не стали получать данные о числящихся на них ТС.
Фото в заголовке Игоря Емельяненко, «ФАКТЫ»
14318Читайте нас у Facebook