Комбат Павел Розлач: "Свой первый прыжок с парашютом совершил с... поломанной рукой"
Даже пятидесятилетние бойцы, прошедшие не одну миротворческую миссию за границей, обращаются к молодому командиру уважительно — «Иванович». И прислушиваются к каждому его слову. В подразделении капитана Розлача царят порядок и чистота. А волонтерскую помощь, которую передают бойцам, он сразу отправляет на самые дальние посты, расположенные в степи: «Штаб батальона находится неподалеку от Геническа, — говорит командир 2-го батальона 95-й отдельной аэромобильной житомирской бригады Павел Розлач. — Все необходимое можно купить — магазины работают. А ребята находятся за десятки километров от цивилизации. Их нужно радовать вкусностями, которые передают неравнодушные люди, письмами и рисунками от детей. Они все это ценят».
Сам Павел — кадровый офицер. Но если бы он захотел стать артистом или певцом, добился бы успеха и в этом. Иванович прекрасно поет, а какой рассказчик! Есть у него и талант объединять людей. Второго января на день рождения к комбату приехали командиры из бригады и Генерального штаба, друзья из Киева и уже демобилизовавшиеся бойцы. Был и известный гонщик, телеведущий, волонтер Алексей Мочанов.
При этом Павел совершенно не хвастает, что является кавалером ордена Богдана Хмельницкого III степени, что наградное оружие ему вручал глава СБУ. Также он получил орден «Народный герой Украины» из рук главы Одесской областной администрации Михеила Саакашвили. Портрет Розлача есть в известном календаре «Киборги» за 2015 год, а в этом году новый выпуск календаря открывается снимком самого молодого комбата Украины.
— В прошлом году с днем рождения меня лично поздравил президент страны, — рассказывает Павел Розлач. — Когда его секретарь сказал, что сейчас соединит с Петром Алексеевичем, я ответил: «Что вы прикалываетесь?» — и положил трубку. Но мне перезвонили. И действительно, я услышал голос президента.
— Павел, вас назначили комбатом в марте ушедшего года. Легко согласились взять на себя такую ответственность?
— В декабре 2014 года меня и еще несколько бойцов пригласили участвовать в записи новогоднего обращения президента к народу. Я был с гипсом на руке, находился на больничном в связи с ранением. Меня увидел командующий, удивился, обнял и спросил: «Вернешься в АТО?» «Конечно», — ответил я. Тогда он предложил стать командиром батальона. Я поблагодарил за оказанное доверие. Вначале было тяжело. Многие офицеры старше меня. Но я не стеснялся просить у них совета. И постепенно со всеми нашел общий язык.
*На запись новогоднего поздравления президента в 2014 году Павел Розлач (справа) приехал из госпиталя, где лечился после ранения. В его теле все еще остаются осколки. На снимке: с президентом Украины Петром Порошенко и легендарным бойцом 79-й бригады Евгением Жуковым (позывной «Маршал»)
— Снимок, который вошел в календарь «Киборги», был сделан сразу после ранения. У вас еще марлевая повязка на голове…
— В Песках нас постоянно обстреливали, вокруг рвались мины. Накрывала и артиллерия. В тот день тоже рвануло неподалеку. Осколки меня посекли. Это произошло в понедельник, а в четверг я должен был заходить в аэропорт. Видимо, не судьба…
Один осколок остался в ноге до сих пор. Из головы крупный достали, а мелкие сидят. В правой кисти осколок перебил кость, порвал сухожилия. Врачам пришлось делать операцию, соединять все спицами, — Павел показывает руку, кисть которой «украшает» огромный шрам.
— Почему вы стали военным?
— Я был, как бы сказать помягче, очень крученым подростком. Тогда вышел сериал «Бригада». Смотрел его и тоже хотел все и сразу. Думал: зачем работать, что-то делать, если есть сила? Мама, видимо, боясь, как бы я не попал в плохую компанию, отдала меня в военный лицей. Отец не возражал. Он в свое время служил в армии на границе. Поначалу, конечно, мне было очень сложно. Ранние подъемы, железная дисциплина. Но занятия спортом и соревнования затягивали.
— После лицея сознательно пошли в армию?
— Причем в десантуру! Когда первый раз прыгнул с парашютом, понял: это — мое. Прыгал с поломанной рукой — повредил ее на чемпионате Украины по семиборью. Это был 2004 год. Вывихнул на полосе препятствий левый локтевой сустав, выбыл из соревнований. Но ребята молодцы, заняли второе место. Через полгода я поломал правую руку в запястье. Но даже с переломом решил прыгать с парашютом.
— Какими были ощущения, помните?
— Перед прыжком нам четыре часа рассказывали, какие бывают неприятности: можно получить винтовые переломы и даже погибнуть…
В 2009 году окончил Львовскую академию сухопутных войск, после чего попал в 95-ю житомирскую бригаду.
— Было предчувствие, что в Украине начнется война?
— Нет. Хотя каждый день нас готовили к ней. Я думал — может, поеду в Ирак, Югославию, Либерию, буду участвовать в миротворческих миссиях.
— Что было самым страшным за почти два года войны?
— Терять друзей, бойцов, звонить родителям и сообщать о гибели ребят. Это невосполнимые потери. Нет уже многих моих товарищей, с которыми вместе учился, служил… У нас какой-то сумасшедший выпуск. Все воюют. Никто не «косил», не сдрейфил… Один только ушел из армии, но это было еще до войны.
— Есть бойцы, которые вас удивили?
— И не один. Бывает, человек маленький, щупленький, неприметный, а такое творит! Так было, когда Серега Бабский пострадал… Едем. Засада, БТР подбили. Два парня, которые были, казалось бы, ни рыба ни мясо, все потушили, заняли оборону и отстрелялись, оказали помощь раненым. В критический момент люди себя проявляют… А деды как воевали! «Батя», «Старый»… На войне нет возрастного критерия — молодой, старый. Есть просто моральные данные человека, его сила духа — и все.
*Своих бойцов молодой комбат старается поощрять и грамотами, и именными ножами. Если в подразделение приезжают артисты, обязательно возит их на самые дальние посты
— Павел, мы победим?
— Я что — Ванга? — с присущим ему юмором отвечает Павел Иванович. — Все зависит от того, кто будет командовать армией, какие реформы проведут и как скоро. Позитивные сдвиги в обеспечении формой, вооружением уже есть. Понятно, что не поступает все сразу в таких количествах, как хотелось бы. Но движение есть. Хотелось бы получать спецаппаратуру, более современное вооружение, технику. В этом мы хромаем. Но главное — сила духа войск. Россияне не ожидали, что отпор будет таким ожесточенным.
Павел Иванович женат. Его дочери Полине 23 декабря исполнилось три года. С будущей супругой познакомился, когда учился в лицее. Она жила в соседнем доме. К армии не имеет никакого отношения. По образованию финансист. По просьбе жены Павел присутствовал на родах и ему первому на грудь положили новорожденную дочь.
— Когда мне давали малую на руки, я буквально дышать переставал, — улыбается бесстрашный офицер. — Боялся двинуться. Все казалось, уроню ее или что-нибудь поломаю. Честно говоря, когда жена забеременела, хотел мальчика. Ну, типа продолжатель рода. Но как же рад, что у нас девочка! Тем более что характер у нее боевой, видимо, вся в меня. В песочнице и на площадке сразу решает, кто чем играет… Папина доця! Наводит порядки. Когда я спросил Полину: может, братика еще заведем? Она ответила: «Зачем нам еще кто-то? У нас есть Кеша». Это попугай. Когда доця звонит мне, жалуется на бабушку, на маму, что все ее воспитывают. Она, мол, хорошая, а ее ругают ни за что.
— Не подумываете еще об одном ребенке?
— Как Бог даст…
О своем позывном — «Медведь» — Павел Иванович рассказывает отдельную историю. Ее лучше один раз услышать. Позывной Павел получил еще в академии. Произошло это на полигоне и связано с пасекой, располагавшейся по соседству, пчелами и медом, которого так захотелось будущим офицерам… Но теперь весь второй батальон 95-й бригады называют «медвежьим». А шеврон подразделения украшает голова медведя под парашютным куполом.
*"На войне нет возрастного критерия — молодой, старый. Есть просто моральные данные человека, его сила духа — и все", — говорит Павел Розлач
Фото из личного архива Павла Розлача
4147Читайте нас у Facebook