Наши предки считали, что вода, освященная на Сретение, поможет поднять с постели даже смертельно больного
В понедельник, 15 февраля, православные и греко-католики отмечают большой праздник — Сретение Господне. Название торжества имело два значения у древних славян: одно из них — «встреча», а другое — «радость». Праздник Сретения Господня был установлен в честь встречи с младенцем Иисусом Христом праведного Симеона. Поэтому в народе праздник считали встречей человечества в лице старца с Богом, а также Ветхого Завета с Новым. Согласно еврейскому обычаю Иосиф и Мария принесли Иисуса на 40-й день после рождения в Иерусалимский храм, чтобы посвятить ребенка Богу. Там святое семейство уже ждал 360-летний Симеон, которому ангел предсказал, что он не умрет, пока не увидит Спасителя. Старец взял Богомладенца на руки и благословил его, произнеся: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко».
У наших предков с этим праздником было связано немало примет, обрядов и легенд. Так, в старину люди верили, что на Сретение зима с весной встречаются и спорят, кому дальше господствовать. Отсюда еще одно название праздника — Зимобор. Если к вечеру 15 февраля потеплеет, значит, зима проиграла и скоро наступит настоящая весна.
На Сретение зима с летом борется: кому идти вперед, а кому — назад. Есть легенда, которая рассказывает, как это происходит. Лето — веселая и красивая девушка, увидев на дороге Бабу Зиму в драной одежде и с пустой торбой на плече, приветствует ее словами:
— Помогай Боже тобі, Зимонько!
— Дай Боже здоров’я, — нехотя отвечает Зима.
— Бач, Зимо, все, що я наробило і напрацювало, ти поїла і попила, — укоряет Лето.
Затем они начинают горячо спорить, кому нужно идти дальше по дороге, а кому вернуться. Если в этот день к вечеру потеплеет, значит, Лето победило, если станет холоднее — верх взяла Зима.
По мнению этнографов, в легенде речь идет о том, что и весна, и осень являются своего рода промежуточными этапами между зимой и летом. Если наступила весна, то это еще не означает, что холода уже больше не вернутся. Все может быть. Вот и получается, что на протяжении большей части весны зимняя и летняя стихии борются между собой.
Приметы, связанные с погодой на Сретение, необычайно точны. Ясный и тихий день сулил хороший урожай пшеницы и обилие меда, иней на деревьях — много картофеля и гречки. Ну, а оттепель обещала высокие травы: «Якщо на Стрiтення пiвень нап'ється води, то на Юрiя (6 мая) вiл напасеться трави».
Если накануне Сретения небо звездное, то зима еще не скоро заплачет. В народе было принято накануне праздника смотреть на небо: если оно усеяно звездами, то зима пока не собирается уступать свои права весне. Потепления в ближайшее время можно не ждать. Да и вообще, весна будет очень поздней и прохладной.
Начнется в праздничный день снегопад — всю весну будут идти дожди. На Слобожанщине говорили: «Якщо на Стрiтення хуртовини дорогу замітають, то вони в худоби траву відбирають». Солнышко к вечеру засияет — морозы больше не ударят. Наши предки заметили, что если закат в этот день будет тихим и ясным, то холодов больше не будет. Но если на Сретение закат скроют тучи, то на Власия (24 февраля) ударят сильные морозы.
А еще считалось, что в праздничный день не стоит отправляться в путешествие: «Хто на Стрiтення з дому їде, той не скоро повернеться». Это предостережение было связано с качеством дорог. Ведь в конце зимы снег мог быстро растаять, а значит, выехавшему на санях пришлось бы возвращаться по грязи.
В храмах на Сретение освящают воду и свечи. Считалось, что эта вода может исцелить от любого недуга, поднять с постели даже находящегося при смерти человека. Свечи же назывались «громничними» и, согласно верованиям, защищали во время грозы и дом, и посевы. Когда весной небо пронизывали молнии, люди зажигали сретенскую свечу «від усякого лиха».
Существовало немало суеверий, связанных с праздником. Например, чтобы в доме всегда был достаток, не разрешалось класть деньги на обеденный стол, мол, в противном случае удача может покинуть семью.
На Полтавщине в день Сретения хозяин проверял запасы зерна: хватит ли до нового урожая. Если всего было достаточно, излишками делились с бедными соседями, вдовами и сиротами. Если зерна оставалось меньше половины, семья начинала жить более экономно.
Хозяйка в праздник обязательно наведывалась в курятник и угощала птиц овсом. Делалось это для того, чтобы куры лучше неслись, а яйца были крупнее и вкуснее. Кроме того, после Сретения наши предки начинали готовить домашнюю скотину к выпасу на лугах: коров, лошадей, овец переводили из хлева в загон. С праздника приступали к подготовке к посеву семян: перебирали, проверяли на всхожесть. А в Закарпатье после Сретения белили фруктовые деревья: «бо Сонце вже на весну дивиться».
Чтобы окончательно прогнать холода и позвать домой перелетных птиц, хозяйки выпекали в честь праздника сдобные булочки-«голуби». Причем для приготовления использовали либо талую, либо освященную воду. Считалось, что эти булочки могут исцелить от болезней и защитить домашнюю скотину от дурного глаза. Поэтому, желая здоровья ближнему, выпечку раздавали родным, кумовьям и даже незнакомым людям. И, конечно же, сдобу несли в хлев и кормили ею коров.
«Голуби»
Для приготовления потребуется: стакан воды, 3,5 стакана муки, 0,5 стакана сахара, 10 граммов сухих дрожжей, 1 чайная ложка соли, 5 столовых ложек растительного масла.
Готовим опару: в теплой воде разводим дрожжи, добавляем 3—4 чайные ложки сахара и всыпаем 0,5 стакана муки. Все тщательно перемешиваем и ставим в теплое место, чтобы опара увеличилась в два раза. Затем добавляем остальной сахар, соль, растительное масло и муку. Все тщательно перемешиваем в миске, потом месим на столе. Накрываем тесто полотенцем и оставляем в теплом месте подходить.
Готовое тесто нарезаем на небольшие кусочки, из которых формируем полоски-валики. Смазываем руки растительным маслом, после чего каждый валик завязываем в узел. Одному концу теста придаем форму головки птицы: лепим клюв, двумя изюминками делаем глазки. Второй кончик валика надрезаем ножом, чтобы получился хвост голубя. Посыпаем птичек сахаром и ставим в разогретую до 200 градусов духовку на 30 минут.
А еще в нынешнем феврале православные и греко-католики будут отмечать редкий праздник — день памяти преподобного Кассиана. В народе этого святого считали очень суровым. Наверное, из-за того, что чествуют его 29 февраля, в день, который бывает раз в четыре года. Как известно, високосные годы всегда слыли тяжелыми и неурожайными: в это время старались не покупать недвижимость, не вступать в брак, не начинать больших дел… В старину люди пытались задобрить Кассиана: «Як Богу себе цiлком присвятити, тодi будеш з Касiяном у мирi та злагодi жити». Опасаясь строгого взора святого, люди 29 февраля не работали, а молились. В этот день обязательно нужно было навестить пожилых родственников. Забытые всеми старики могли накликать на семью беду всего одной фразой: «Чекай, небого, прийде на тебе Касiянiв день!» Вечером всем миром Кассиана «провожали»: люди выходили на улицу и раздавали беднякам одежду, обувь, хлеб…
23783Читайте нас у Facebook