Около трехсот грузовиков-зерновозов заблокировано в степи на подъездах к порту «южный»
«ФАКТЫ» уже сообщали о хозяйственном споре между руководством государственного предприятия «Морской торговый порт «Южный» и стивидорной компанией «Трансинвестсервис». Теперь же это противостояние может привести к массовым акциям протеста и уже сейчас стало причиной срыва экспортных поставок зерна через порт «Южный».
«Никто не предупреждал ни о каком карантине, пока нас не закрыли, как в тюрьме»
Уже несколько дней около трехсот зерновозов не могут разгрузиться в порту «Южный». Поэтому водители машин готовят акцию протеста и собираются полностью перекрыть трассу Одесса — Николаев. Они требуют от властей разрешить им выгрузку зерна, которое привезли на зерновой терминал стивидорной компании «Трансинвестсервис».
Официальная причина простоя — введение запрета карантинной службой на выгрузку зерна. По утверждению водителей, руководство местной инспекции без каких-либо документов и оснований потребовало у перевозчиков карантинное разрешение. Гаишники в частных беседах объясняют свои действия выполнением приказов начальства. Но, как отмечают юристы, согласно статье 29 Закона Украины «О карантине», такое разрешение требуется только в двух случаях — если груз импортный или зерно прибыло из региона, на территории которого объявлен карантин. На данный момент ни в одной области Украины карантина нет. Естественно, требуемой справки у дальнобойщиков не оказалось. Теперь автомобили госавтоинспекции заблокировали выезд со стоянки ООО «Трансинвестсервис», где грузовики дожидались своей очереди на разгрузку.
«На каком основании нас арестовали? Пугают, мол, если хоть одна машина выедет со стоянки, то ее занесут в некий черный список. Переписали всех водителей. Обещают, что если хоть кто-то двинется с места, его лишат водительских прав», — рассказал водитель из Черкасской области Леонид Подерня.
Люди и зерновозы оказались заблокированы в степи без запаса продовольствия и воды. Между тем простой водителям бесплатно не обходится. «Никто не предупреждал ни о каком карантине, пока нас не закрыли, как в тюрьме. В зерне нет ничего опасного. Все было проверено в лабораториях. Стоим, выгрузки нет. Уже по полтысячи гривен проели. А ведь хотели заработать для семьи. Но те, кто организовал этот беспредел, в результате уйдут от ответственности», — с отчаянием говорит кировоградский водитель Петр Рижук.
Чтобы привлечь внимание властей к ситуации, отчаявшиеся водители в воскресенье перекрыли областную дорогу. Акция длилась около двух часов. Правда, заблокировали путь возле объезда, не создав существенных препятствий для автомобильного движения. После разговора с представителями милиции и карантинной службы водители освободили трассу. Однако пообещали: если им не разрешат выгружать зерно, перекроют сразу оба пути, и движение между Одессой и Николаевом будет полностью заблокировано.
Задержка с отгрузкой зерна приведет к обвалу цен на него на внутреннем рынке Украины и разорит сельхозпроизводителей
Кто же виноват в сложившейся ситуации? Руководство порта «Южный» обвинило в происходящем именно ООО «Трансинвестсервис». Как гласит официальный пресс-релиз ГП «Морской торговый порт «Южный», «воспользовавшись фактически монопольным положением, «Трансинвестсервис» не принимает зерно и саботирует его экспортные поставки».
В то же время в компании «Трансинвестсервис» считают обвинения порта надуманными, беспочвенными и даже смехотворными. По словам пресс-секретаря ООО «Трансинвестсервис», ситуация стала для стивидора, как и для водителей, неприятным, хотя, судя по всему, кем-то заранее спланированным сюрпризом. Представители карантинной службы никаких письменных запретов не выдавали, нет подобных документов и у милиции, которая перекрыла въезд.
В «Трансинвестсервисе» причиной запрета на разгрузку зерновозов считают конфликт компании с портом «Южный». Руководство порта пытается отобрать у Фонда госимущества используемый стивидором причал № 16, где осуществляется перевалка зерна, а также отказывается компенсировать проведенные стивидором работы по углублению дна, благодаря которым порт получил возможность дополнительно зарабатывать около 19 миллионов долларов в год.
По словам начальника комплекса приемки зерновых ООО «Трансинвестсервис» Игоря Захарова, в связи с задержкой грузовиков его компания несет существенные убытки. На рейде сейчас простаивает судно, которое не могут догрузить по причине нехватки зерна. А день простоя обходится «Трансинвестсервису» в 36 тысяч долларов. В то же время мы неоднократно предлагали руководству порта решить конфликт юридическим путем. Но, тем не менее, руководством порта постоянно создаются проблемы в работе компании. Стоит отметить, что в южном регионе действует несколько зерновых терминалов. Все они работают в обычном режиме, и карантинная служба не требует никаких справок, а машины ГАИ не перекрывают движение зерновозов.
«Существует постановление правительства относительно содействия экспорту зерна, но при этом есть местечковые интересы отдельных людей, — подчеркнул начальник зернового терминала ООО «Трансинвестсервис» Андрей Помельников. — Они начинают требовать бумаги, которые не требовали раньше и не требуют сейчас на других зерновых терминалах. Иными словами, хотят послать трейдерам сигнал, что не надо отгружать зерно через «Трансинвестсервис», лучше везти его на соседний терминал, там никто ничего не потребует и выгрузка будет идти».
Но такие действия могут иметь крайне негативные последствия для экономики Украины, считает Андрей Помельников. По его мнению, невозможно вычеркнуть из суммарной пропускной способности страны те 5 миллионов 500 тысяч тонн зерна, которые «Трансинвестсервис» отгружает на экспорт. Ведь это каждая третья тонна. Другие терминалы не смогут перегрузить весь объем. Задержка дополнительных нескольких миллионов тонн зерна в Украине приведет к обвалу цен на него на внутреннем рынке и разорит сельхозпроизводителей.
739Читайте нас у Facebook