Зинаида Кириенко: "Я расхрабрилась и, не сдерживая слез, сказала Герасимову: "Я вас люблю!"
Сергей Герасимов — человек-легенда. Снятые им фильмы «Маскарад», «Молодая гвардия», «Тихий Дон», «Люди и звери», «Журналист», «Любить человека», «Дочки-матери», «Красное и черное» вошли в сокровищницу кинематографа двадцатого века. Во многих из этих картин он снялся сам. Кроме того, Сергей Герасимов вместе с супругой — народной артисткой СССР Тамарой Макаровой — преподавал во ВГИКе. Среди их учеников Сергей Бондарчук, Инна Макарова, Нонна Мордюкова, Татьяна Лиознова, Николай Рыбников, Зинаида Кириенко, Жанна Болотова, Галина Польских, Николай Еременко и много других известных актеров и режиссеров. Талантом Сергея Герасимова восхищался Чарли Чаплин и подарил ему на память свою трость. В фильме Герасимова «Журналист» снимались Мирей Матье и Анни Жирардо. Сергей Аполлинариевич прожил 79 лет. Собственных детей у них с Тамарой Макаровой не было, а приемный сын Артур трагически погиб.
Увы, уже и ряды учеников Герасимова и Макаровой очень поредели. О том, каким человеком был Сергей Аполлинариевич, «ФАКТАМ» рассказала его ученица народная артистка России Зинаида Кириенко, сыгравшая в картине «Тихий Дон» роль Натальи.
— То, что я училась во ВГИКе у Сергея Герасимова, снялась в его фильме «Тихий Дон» и меня взяли туда без проб, потому что я уже показала себя на курсе, когда мы играли инсценировки, — чудеса, — рассказывает Зинаида Кириенко (на фото). — Запомнилось, как на вступительных экзаменах я увидела Тамару Макарову, которую знала по многим картинам: «Каменный цветок», где она сыграла хозяйку Медной Горы, «Маскарад»… Тамара Федоровна была необыкновенно красива. Нужно сказать, что мы, студенты, смотрели на нее и Сергея Герасимова как на богов. Восторгались ими, восхищались, были в своих педагогов влюблены. Участие в фильмах Герасимова каждый из нас воспринимал как счастье. Моя первая картина «Надежда» создавалась по заказу Комитета защиты мира и посвящалась борьбе женщин за мир. Фильм должен был войти в киноальманах «Роза ветров», состоящий из новелл, снятых в пяти странах мира: Китае, Франции (во французской части играли Симона Синьоре и Ив Монтан), Италии, Бразилии и СССР. Вообще, когда я закончила ВГИК, у меня было пять фильмов: «Надежда», «Тихий Дон», «Поэма о море» по сценарию Александра Довженко (снят его женой Юлией Солнцевой), «Сорока-воровка», «Судьба человека». И главное — у меня уже было имя.
— Какие черты Сергея Герасимова вас поражали?
— Сергей Аполлинариевич был тонкий психолог, энциклопедист, который, казалось, знал все на свете. Они с Тамарой Федоровной чувствовали нас и понимали. И мы их любили. Герасимов и Макарова учили нас не только актерскому мастерству, но и переносить невзгоды, потому что творческая профессия — это вечные испытания и ожидания. У всех складывалось по-разному. И у меня тоже. Как говорится, жизнь протянется — всего достанется. Но никогда я не впадала в депрессии.
— Всесоюзную популярность вам принесла роль Натальи в «Тихом Доне». Гениальная работа Герасимова.
— Это правда. А вы знаете, как на роль Григория Мелехова попал Петр Глебов? Герасимов присутствовал на съемках картины, где артист играл эпизодическую роль. И вдруг, услышав глебовскую интонацию, поинтересовался: «А кто этот актер? Как интересно он говорит!» И тут же пригласил Глебова в «Тихий Дон». А как мы работали на площадке! Герасимов мог вежливо обидеть актрису, задев за живое, чтобы она расплакалась. И когда лицо было готово, начинал снимать драматическую сцену. Правда, со мной этого не случалось. Меня нужно немного направить — и я уже в образе. Сергей Аполлинариевич мог и показать что-то на своем примере. К примеру, Даниил Ильченко, игравший Пантелея Прокофьевича Мелехова, должен был по роли хромать. А поскольку сцена сватовства Натальи снималась до поездки на Дон и артисты еще не вжились в казачьи образы, он никак не мог изобразить хромоту. Снимали девятнадцать дублей. И Сергей Герасимов опытному пожилому актеру показывал, как должен хромать этот казак. Актеры всегда были благодарны режиссеру за такую помощь. А у меня сцена проклятия Григория получилась сразу — как-то по наитию.
*В фильме Герасимова «Тихий Дон» Зинаида Кириенко сыграла Наталью
— Удостоились похвалы учителя?
— Сейчас расскажу все по порядку. Накануне я немного осветлила волосы и повязала платочек, потому что нас держали в то время в строгости — нельзя было ни губы красить, ни завивку делать. Наверное, наш курс последний, соблюдавший все это. Так вот, волосы я осветлила, а по сценарию Наталья ведь срывает с головы платок, когда проклинает Григория. Сыграв сцену, я думала, что Сергей Аполлинариевич сейчас меня станет хвалить. А он вдруг говорит: «Все свободны. А Кириенко, пожалуйста, останься». И выдал мне по первое число за то, что я осветлила волосы. Тут мой характер и проявился. Я, второкурсница, взбунтовалась: «Не нужен мне ни ваш Шолохов, ни Наталья, ни ВГИК, ни Москва…» Зарыдала, упала головой на стол. Сергей Аполлинариевич даже испугался. Погладил меня по голове и сказал: «Ну ладно. Будешь играть Наталью. Но голову приведи в порядок!» И я бегала в парикмахерскую, чтобы меня подтемнили.
— Такое не забыть.
— А как-то на одну из репетиций я пришла первая. Герасимов попросил меня рассказать о себе. Мне было что поведать. В нашей семье происходило много драматического. Бабушка получила из Красноярска телеграмму о смерти младшей дочери Евгении, которая была цирковой артисткой. Прислал ее Женин муж. Они находились в Красноярске на гастролях. В телеграмме говорилось, что Женя умерла при родах. И больше ни слова. Что произошло? Почему? Бабушка так никогда и не узнала. А спустя время получила извещение о без вести пропавшем сыне Ростиславе. Как потом выяснилось, он погиб под Ростовом. Потеряв дочь и сына, бабушка страдала всю жизнь. Часто выходила вечером на улицу и долго-долго смотрела на луну, словно искала ответы на свои вопросы. А еще очень часто плакала. Все это я рассказывала Герасимову. Сергей Аполлинариевич внимательно слушал, а потом произнес: «Да, много на вашу долю всего выпало»… Я спросила: «Вам, наверное, все подобное рассказывают?» Он ответил, что так никто не рассказывал. Тогда я расхрабрилась и, не сдерживая слез, сказала Герасимову: «Сергей Аполлинариевич, я вас люблю!» Это была признательность за то, что он выслушал меня с интересом. А он подошел и по-отечески сказал: «Знаешь, деточка, это хорошо, что так относишься к людям. И вообще, замечательно, что учишься у нас с Тамарой Федоровной». А был бы хват, которые есть среди режиссеров — тех, что своего не упустит, мог бы понять мои слова совсем иначе…
— Быть может, ваш рассказ его так тронул, потому что у самого судьба не из легких? Родился он в Оренбургской губернии. Отец отбывал ссылку за участие в революционном движении. А когда Сергею исполнилось три года, погиб во время геологической экспедиции. Семья, в которой было пятеро детей, осталась без кормильца.
— Да, жизнь его нельзя назвать легкой. Были трудными детство, юность. А когда Герасимов стал режиссером, сколько гонений испытал. Сколько завистников у него было! Знаете, только сейчас это понимаю.
— Вы бывали дома у Герасимова и Макаровой?
— Конечно. Их квартира находилась в высотке, где гостиница «Украина». Тамара Федоровна и Сергей Аполлинариевич приглашали к себе домой студентов не раз. Некоторые ребята жили впроголодь, денег не хватало. Герасимов и Макарова устраивали обеды, вроде бы обучая тонкостям этикета, но на самом деле учеников подкармливали.
*Сергей Герасимов и Тамара Макарова — эпоха в кинематографе. Они воспитали целую плеяду известных актеров
— Дома у звездной четы красиво было?
— Квартира комфортабельная, с прекрасными интерьерами. Но главное — в ней было очень уютно.
— Какое блюдо Герасимов любил больше всего?
— Пельмени. Находясь в экспедиции, Сергей Аполлинариевич не раз собирал всю нашу группу и мы дружно лепили их, а он делал фарш и руководил.
— Как одевался?
— Опрятно и строго. Не скажешь, что он красавец, но был очень обаятельным, к тому же спортивным, хорошо плавал. Тамара Федоровна одевалась неброско, но красиво. Всегда выглядела элегантно, хотя хрупкой ее не назвать. У нее были формы, и это ценилось.
— Тем не менее судачили, что Герасимов был влюбчив и на долю Тамары Макаровой выпало из-за этого немало страданий.
— Неправда. Я слышала только, что Сергей Аполлинариевич якобы был влюблен в Нонну Мордюкову. Говорили, что он даже ездил к ее родителям, однако получил от ворот поворот, ее мама сказала ему: «Да ты же ей в отцы годишься!» А как Тамара Федоровна на все это реагировала? Будучи умной женщиной, рассказывают, быстренько организовала три студенческие свадьбы: Нонны Мордюковой с Вячеславом Тихоновым, Ляли Шагаловой с оператором Вячеславом Шумским, Инны Макаровой с Сергеем Бондарчуком. У Тамары Федоровны надо учиться мудрости. Ведь сколько браков из-за пустяков распадается, а она сумела сохранить семью.
— Какой фильм Сергея Герасимова у вас любимый?
— «Маскарад» по одноименному произведению Лермонтова. Там они с Тамарой Макаровой прекрасно играют. Какие уроки мастерства!
— Последней работой Сергея Герасимова стал кинороман о Льве Толстом. В основу сценария легли дневники знаменитого писателя. Вы смотрели эту картину?
— Конечно, видела. Герасимов сыграл в фильме главную роль — Льва Толстого. Он ведь не только гениальный режиссер, но и блистательный актер. Но режиссура и преподавание во ВГИКе Сергея Аполлинариевича так увлекли, что на актерство его уже не хватало.
— Читала, что на съемках фильма коллеги отговаривали Герасимова от сцены, где он должен был лечь в гроб. Но Сергей Аполлинариевич оказался человеком несуеверным. А через полгода — 26 ноября 1985 года — знаменитого режиссера не стало.
— Сергей Герасимов был уже достаточно пожилой, болел. Думаю, он осознавал, что «Лев Толстой» — последняя его картина, поэтому торопился снять ее. К слову, классику — и отечественную, и зарубежную — он знал от и до. Личность Льва Толстого, его искания, безусловно, были ему очень интересны.
— Что бы вы сказали Сергею Аполлинариевичу сегодня, если бы он мог вас услышать?
— Он дал мне платформу, на которой я всю жизнь стою. Вспоминаю его с низким поклоном и уважением. Сказала бы, что благодарна ему за все бесконечно.
2849Читайте нас у Facebook