По факту эксплуатации детей на птицефабрике в Харьковской области открыто уголовное производство
О том, что на птицефабрике в селе Охочее Нововодолажского района Харьковской области используется нелегальный детский труд, стало известно после несчастного случая. 16-летнего Олега привезли в реанимацию местной больницы прямо с работы. Подросток, у которого медики констатировали отек Квинке и анафилактический шок, провел в коме три часа. Медики сообщили о несчастном случае в полицию. Первая же проверка выяснила, что руководство сельскохозяйственного АО «Охочее» без оформления, инструктажа и разрешения медиков допускало к вредной работе детей. По законодательству таким трудом могут заниматься подростки, которым уже исполнилось 18 лет. Однако в селе на птичнике работали даже десятилетние мальчишки.
«У внука была кома. Он три часа не приходил в сознание»
Село Охочее живет за счет местной птицефабрики. Больше в селе, в котором около полутора тысяч человек, работать негде. Птичник расположен на окраине. Если ветер дует в сторону села, над домами стоит специфический запах. Местные жители знают, что к концу дня рабочие птицефабрики будут чихать и чесаться. Тем не менее отпускают туда своих детей — зарабатывать на карманные расходы. Вот и в тот день, когда случилось чрезвычайное происшествие, компания подростков в очередной раз вместо школы отправилась на птичник.
Школьники в основном работали на сортировке — брали кур с телег и заносили в помещение, переносили птицу из цеха в цех. Единственное, в чем взрослые сделали для них поблажку, — это в количестве птиц. Взрослый работник переносит за один раз десять кур. Детям разрешают брать по пять. Но все остальное — пыль, духота, стоящий в воздухе запах аммиака, испарения отбросов, пух и перья — одинаковое. Ребята как раз перенесли очередную партию кур, как вдруг Олег стал задыхаться, схватился за горло и упал.
— Он не просто упал, — вспоминает работница фабрики Оксана, — а стал каким-то синим, даже черным. Мы все испугались. Сразу же вызвали «скорую». Плохо ему стало именно на фабрике, что бы там ни рассказывали.
— Внука сразу же отвезли в реанимацию, — уточняет Василий (на фото), дедушка пострадавшего 16-летнего Олега. — У него была кома. Три часа он не приходил в сознание. К счастью, потом очнулся. Провел в больнице под наблюдением несколько дней, сейчас его уже выписали, он находится дома. Врачи нам ничего не объяснили. В заключении написали, мол, у внука слабое сердце плюс аллергическая реакция на крапиву. Администрация птицефермы решила выдвинуть такую версию: ребята баловались, били друг друга крапивой, и, дескать, из-за этого у внука начался отек. Но это неправда. Его друзья сказали мне, что сначала Олег упал, посинел и почти перестал дышать. Они испугались и попытались привести его в чувство. Когда ничего не получилось, сорвали крапиву и ужалили. Подумали, что это поможет вернуть его в сознание…
На птичнике дело хотели замять. Если бы об этом не узнали журналисты, скорее всего, все закончилось бы тихо. Руководству выгодно нанимать на работу детей. Да всех это устраивает, если честно. Дети зарабатывают себе на карманные расходы. Родителям, опять-таки, помощь. Ну, а директору важно, чтобы работа выполнялась в срок. А то, что ее делают дети, еще и лучше. Не нужно оформлять трудовые книжки, платить налоги. У нас в селе это обычное дело. Бывает, что школьники бегают туда и во время уроков. Жить ведь как-то нужно.
Местные жители не видят ничего необычного в том, что их детям приходится вместо уроков работать. Единственное, что волнует родителей, — чтобы детский труд оплачивался.
— Мои старшие дети, — говорит жительница села Охочее Оксана, — раньше бегали на фабрику вместо уроков подрабатывать бесплатно. Это было давно. Тогда я ходила в школу ругаться. А потом детям стали платить. Не вижу в этом ничего плохого. Я сама работала с 12 лет, сейчас вот не могу по состоянию здоровья. И сожитель мой, пока оформляет документы, тоже временно не работает. А детям постоянно что-то нужно. Захотели себе купить планшеты. Пошли и заработали. Что, было бы лучше, если бы они просто так шатались?
Мама еще одного семейного добытчика — десятилетнего Славика — сказала журналистам, что брала сына на птичник всего один раз, в субботу. Однако бесхитростный ребенок признался, что на птичник вместо уроков ходил часто.
— Ну, мне там подают кур, и я их переношу, — рассказывает Славик. — Там кур носят в основном дети. Моя учительница всегда знала, что вместо уроков я хожу на птичник носить кур.
Детский заработок — 60 гривен в день. Для села это немалые деньги. Часто дети становятся практически единственными кормильцами в семье. Родители некоторых школьников уходят в запой и не могут зарабатывать деньги. Поэтому детский труд устраивает всех. Даже учителей местной школы. Потому что единственный серьезный спонсор учебного заведения — птицефабрика. Когда журналисты харьковского телеканала АТН, первыми поднявшие эту тему, отправились в школу, администрация учебного заведения встретила их в штыки.
— В школьное время дети на фабрике не работают, — заявила завуч Елена Ермакова. — И мой ребенок там тоже не работает. А если другие родители говорят вам обратное, то выясняйте это с ними. К нам никаких вопросов быть не может.
Руководство сельскохозяйственного АО «Охочее» сначала на контакт с журналистами тоже не шло. Съемочную группу телеканала на фабрике встретили пустые коридоры и в спешке покинутые кабинеты. Однако после выхода сюжета директор птицефабрики Николай Яковенко лично приехал в студию канала АТН. Вот что он рассказал журналистам.
— Работают у вас на фабрике дети школьного возраста?
— На нашей фабрике дети школьного возраста не работают. Но по трудовому соглашению несколько дней в году мы используем труд школьников. Он достойно оплачивается, по тем расценкам, которые существуют для взрослых людей.
— Каким образом вы привлекаете школьников?
— Именно школьников мы не привлекаем. Мы пишем объявления: такого-то числа будут проводиться работы по переноске птиц, приглашаются все желающие.
— Вы знаете, что это происходит в учебное время?
— Сейчас трудно понять, когда учебное время, когда каникулы. В связи с отопительным сезоном каникулы постоянно переносятся. Раньше каникулы были с 1 по 10 ноября, сейчас — в середине октября. Трудно сказать, какое это время.
— Как вы можете оценить условия труда? Говорят, что нет респираторов, санитарных книжек, рабочей одежды.
— Для этой работы не требуются респираторы и санитарные книжки. Эти работы проходят на улице. Им нужно взять кур с телеги и занести в помещение. Кроме того, у нас установлено немецкое оборудование. За вентиляцией и освещением следит компьютерная система. Работа птичницы и оператора не входит в перечень вредных профессий.
— С чем связан несчастный случай, произошедший с подростком у вас на фабрике?
— Он связан с баловством. Пришли ребята-десятиклассники, начали баловаться. Один сорвал крапиву, ударил другого по шее. И у того образовался отек.
— Вам известно, что иногда птиц переносят совсем маленькие дети, которым по десять лет?
— Этого я не знал. Вчера первый раз увидел у вас в сюжете. Не отрицаю, что на эту работу, временную, к нам устраиваются бомжи и лица, злоупотребляющие… Вчера я впервые увидел, что туда ходил такой маленький мальчик. Больше такого не допустим.
«Подростки не знали технику безопасности и не проходили медосмотр»
После вмешательства журналистов замять скандал уже не удалось. Врачи местной районной больницы, в которой лечился 16-летний подросток, причину случившегося установить не могут — у них нет препаратов, с помощью которых можно было бы выявить аллерген. Виновата, мол, крапива — вот и весь ответ. Однако руководитель департамента здравоохранения Харьковской областной госадминистрации Александр Галацан так не считает.
— Причины могут быть самые разные, — уточнил Александр Викторович. — Могут быть и растительного происхождения, и из вдыхаемого воздуха. В том числе не исключено, что это могут быть продукты, которыми кормят птиц. В комбикормах часто присутствуют добавки, которые и могли вызвать отек. Возможно, у подростка была такая реакция на пух и перо птицы. В любом случае, ему нужно дальнейшее обследование.
После случая с 16-летним Олегом расследованием обстоятельств происшествия занялись правоохранители. По факту эксплуатации детей было открыто уголовное производство. Так как в деле фигурируют несовершеннолетние, контроль за расследованием производит прокуратура.
— На днях было открыто уголовное производство по факту эксплуатации детей на вредном производстве, — сообщил начальник отдела прокуратуры Харьковской области Руслан Вахитов. — Информация об эксплуатации детей на производстве поступила в полицию от врачей, после того, как из села Охочее в Нововодалажскую центральную районную больницу был доставлен 16-летний школьник. Парень находился в коматозном состоянии неизвестного происхождения. Выяснилось, что подростку стало плохо на территории птицефабрики. Там он работал, по всей видимости, без официального оформления.
На предприятие сразу были направлены специалисты по охране труда. Проверка установила, что руководство в нарушение действующего законодательства допустило к вредной работе детей, не достигших 18-летнего возраста. Кроме того, несовершеннолетние работали без согласия родителей и заключения трудовых договоров. Детей не информировали об условиях труда и вредных факторах. С ними не проводили инструктаж по технике безопасности. Подростки не проходили медицинский осмотр. На предприятии отсутствует специальный учет несовершеннолетних сотрудников, а также отчет об объемах их работ и оплате труда.
На данный момент, уточнили в прокуратуре, установлено как минимум четыре случая, когда десятилетние дети переносили кур. Руководство фабрики всячески препятствует следствию.
— Администрация птицефабрики ведет себя прогнозируемо, — комментирует ситуацию руководитель пресс-службы прокуратуры Харьковской области Вита Дубовик. — Они не дали нам провести проверку. Не пустили на территорию сотрудников полиции и прокуратуры. К ним зашли только эксперты по труду. В данный момент продолжаются следственные действия. Сотрудники школы, которые сначала тоже все отрицали, теперь говорят, что отпускали детей с уроков по просьбе родителей.
— Птицекомплекс — это неаттестованные рабочие места, это вредные условия труда, это большое количество аммиака и азота в воздухе, — говорит советник председателя Нововодалажского райсовета Алексей Руднев. — Переносить кур там всегда нанимали людей со стороны. Естественно, при нашем налогообложении никаких договоров ни с кем не заключалось. Приходили дети. Сколько, в каких условиях они работали, как их труд был оплачен — ничего не известно. Такого наемного бесправного труда детей, наверное, нет ни в одной стране мира.
— По законодательству, — уточнил юрист Сергей Погребняк, — детям в десять лет работать нельзя. Если будет доказано, что руководство птицефабрики привлекало детей такого возраста, то директору может грозить до пяти лет лишения свободы. В Украине детский труд допускается с 15 лет. В исключительных случаях — с 14. Но только во внеурочное время и с согласия родителей.
Фото в тексте автора
4462Читайте нас у Facebook