ПОИСК
Україна

"Пока в Киеве не будет построен второй экземпляр "Мрии", о ее совместном производстве в Китае не может быть и речи"

9:00 9 вересня 2016
Авторские права на самолет по-прежнему остаются у предприятия «Антонов»

Как уже сообщали «ФАКТЫ», украинское государственное предприятие «Антонов» подписало с китайской компанией «Aerospace industry сorporation of China» (AICC) рамочное соглашение о достройке второго экземпляра самого большого в мире самолета Ан-225 «Мрия». Как только появилась информация об этом документе, в России поднялась агрессивная информационная кампания: мол, антоновцы продали гордость советской авиапромышленности («Мрия» была создана в Киеве на закате существования СССР). Что на самом деле предусматривает соглашение с AICC и когда будет достроена «Мрия-2»? За ответами на эти вопросы мы отправились на госпредприятие «Антонов».

С главным инженером «Антонова» Сергеем Бычковым мы беседовали возле недостроенной «Мрии-2» (напомним, первый экземпляр этой машины летает с 1988 года, сейчас задействован для перевозки коммерческих грузов).

— Огромный цех, в котором мы с вами сейчас находимся, возвели в 1980-е специально для сборки крупнейших в мире транспортных самолетов — «Руслана» и «Мрии», — говорит Сергей Андреевич. — Сейчас здесь собирают другие крылатые машины — меньших размеров. В цеху хранится и недостроенная вторая «Мрия». Она готова процентов на семьдесят. Работы приостановлены еще 28 лет назад. Этот самолет-гигант создавался для нужд космонавтики — перевозки на фюзеляже советских орбитальных кораблей многоразового использования «Буран», а также запуска в воздухе космических ракет. Кроме того, в те годы с коллегами из Великобритании разрабатывался проект по запуску с помощью «Мрии» британского космического корабля многоразового использования «Хотол». Самолет должен был подниматься в воздух с прикрепленным к нему космическим «челноком», лететь в заданную точку, где осуществлялся бы запуск корабля на орбиту (воздушный старт). Такой способ отправки аппаратов в космос гораздо более экономный, чем с поверхности земли. К сожалению, советская программа «Буран» и британская «Хотол» были закрыты. Достройку второго экземпляра «Мрии» решили отложить.

Несмотря на то, что самолет простоял здесь уже 28 лет, это никак не отразилось на его прочности и других характеристиках. Полностью готов планер этой машины, ее крылья и хвост. Нужно установить шасси, двигатели, многочисленные приборы. Когда поднялась шумиха о «продаже» самолета китайцам, в СМИ часто звучало слово «модернизация». Нужно объяснить, что в данном случае под ней подразумевается. Когда собирали первую «Мрию», на ней поставили советскую аналоговую аппаратуру. На втором экземпляре предстоит установить современные цифровые приборы. Это и будет модернизацией. Двигатели предполагается использовать те же, что и на действующей «Мрии», — отечественные, производства запорожского завода «Мотор-Сич».

РЕКЛАМА


*Сергей Бычков на фоне недостроенной «Мрии-2»: «Готов планер. Предстоит установить двигатели, шасси, приборы и оборудование» (фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»)

Мы поднялись на борт «Мрии-2» и увидели, что часть крыльев и хвостовое оперение лежат в фюзеляже самолета. Пол выполнен из тонких пластин, укрытых небольшими шипами.

РЕКЛАМА

— Этот самолет рассчитан на перевозку гигантских грузов весом до 250 тонн. Как-то не верится, что такой настил может их выдержать, — обращаюсь к заслуженному летчику-испытателю госпредприятия «Антонов» Герою Украины Александру Галуненко, который в 1988 году поднял в небо единственный пока рабочий экземпляр «Мрии» в ее первый полет.

— Пол тонкий, но очень прочный — изготовлен из титана, — отвечает Александр Васильевич. — Знаете, заказов на имеющуюся у нас «Мрию» не так много, как хотелось бы. Гораздо больше крупногабаритных грузов перевозят «Русланы». Оно и понятно: эксплуатационные расходы у «Руслана» значительно меньше. Однако когда появится «Мрия-2», спрос на услуги самого большого в мире самолета увеличится.

— Почему?

РЕКЛАМА

— Производители гигантских турбин, генераторов, трансформаторов, проектируя свои изделия, думают, на чем будут их перевозить. Одно дело, когда существует лишь одна «Мрия» — делать на нее ставку, значит, идти на определенный риск: вдруг с самолетом что-либо случится. Если таких машин две, то большее количество компаний станет разрабатывать свою нестандартную продукцию под возможности «Мрии».

— Соглашение с китайской компанией по Ан-225 стало результатом переговоров, которые продолжаются уже три года, — заявил директор программы сотрудничества с КНР, заместитель главного конструктора госпредприятия «Антонов» Геннадий Габрук. — Несколько компаний из Китая претендовали на сотрудничество с нами по «Мрии», мы выбрали AICC, поскольку она предложила наиболее выгодные условия. Договорились о достройке второго экземпляра в Киеве при участии AICC, а затем совместном серийном производстве этой машины в Китае. При этом права интеллектуальной собственности на «Мрию» и техническую документацию на нее остаются у предприятия «Антонов». Необходимая для совместного производства информация будет передаваться партнерам на основании лицензионных договоров — это обычная в подобных случаях практика. Сейчас мы не можем озвучить, какая сумма понадобится для реализации наших с AICC планов.

— Пока не будет построен второй экземпляр «Мрии», о ее совместном производстве в Китае не может быть и речи, — уточнил президент госпредприятия «Антонов» Александр Коцюба. — Соглашением с AICC не пре­дусмотрены жесткие сроки достройки «Мрии-2» и разворачивание совместного выпуска. Но мы заинтересованы в скорейшей реализации наших общих проектов, поэтому делаем все возможное, чтобы договоры с партнерами на разработку конструкторской документации по второму экземпляру «Мрии» были подписаны уже в нынешнем году. Название самолетов, которые будут строиться в КНР, определено как Ан-225.

P. S. Президент государственного предприятия «Антонов» Александр Коцюба прокомментировал информацию из Москвы о том, что российские предприятия, эксплуатирующие самолеты «Руслан», намерены отказаться от их обслуживания антоновцами. «Если эти намерения будут выполнены, нам как разработчикам „Русланов“ придется информировать мировое сообщество о том, что мы снимаем с себя ответственность за эти самолеты, — заявил Александр Анатольевич. — Для цивилизованных стран это равноценно запрету их полетов за пределами России. Мы вынуждены будем пойти на этот шаг ради безопасности. Повлиять же на использование „Русланов“ внутри РФ мы не можем».

1531

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів