Педиатр Светлана Онысько: "Нам пришлось спасать полуторагодовалую малышку, которой мама-вегетарианка не давала ничего, кроме грудного молока"
О здоровье малыша бабушки-дедушки часто судят по розовым щечкам и ручкам «с перевязочками», то есть со складочками. Худенький ребенок вызывает тревогу. «Родители не кормят!», «Он у нас ничего не ест!» И приходится врачу развеивать мифы, объяснять, как формируется иммунитет, предупреждать, что без белковой пищи организму трудно справляться с инфекциями, что состояние зубов и костей зависит от того, какую пищу получает ребенок. О том, какие ошибки допускают родители, составляя ежедневное меню ребенка, как упорядочить режим дня первоклассника, шла речь на прямой линии «ФАКТОВ». На вопросы читателей ответила врач-педиатр отделения младшего детства Национальной детской клинической больницы «Охматдет» Светлана Онысько.
Что вредит спине школьника
- Плохо подобранная парта. Покупая домой парту и стульчик, следует правильно их выбрать. Спинка стула и сиденье должны иметь физиологические изгибы. Для ребенка ростом до 130 сантиметров следует подбирать стол высотой примерно 50 сантиметров, а стул — 30. В целях экономии рекомендуется выбирать «растущую» парту, высоту которой можно менять по мере роста ребенка.
- Неправильное положение за рабочим столом. Важно приучить малыша сидеть так, чтобы не навредить спине: ровно держать корпус и голову, опираться о парту или спинку стула, ставить ступни на пол или на специальную подставку.
- Тяжелый рюкзак. Его вес не должен превышать 10—15 процентов от массы тела ребенка. В среднем в начальной школе ранец может весить не больше двух килограммов. А уже с пятого класса можно носить трехкилограммовый рюкзак. Если ранец тяжелее, постепенно будет развиваться искривление позвоночника.
* — Здравствуйте, Светлана Александровна! Я киевлянка, два года назад стала бабушкой. Когда на свет появилась внучка, сын и невестка решили вести здоровый образ жизни — отказаться от мяса. Я против этого, но они утверждают, что чувствуют себя теперь лучше. И ребенку мясо тоже решили не давать. Они правы?
— Вы даже не представляете, какую важную и болезненную тему сейчас подняли. К сожалению, у нас в стране развивается культ вегетарианства. Люди не понимают того, что за рубежом, где это очень распространено, у вегетарианцев есть адекватное медицинское сопровождение, врач выписывает им определенный комплекс витаминов, минеральные добавки. У нас же нет специалистов, знающих, как вести пациентов-вегетарианцев. И, к сожалению, уже есть печальный опыт: несколько детей, чьи родители — убежденные вегетарианцы, попали в нашу больницу с белково-энергетической недостаточностью. Речь шла даже о реанимации, потому что у малышей не хватало пластического материала для построения клеток, и организм на эту ситуацию бурно реагировал.
Приведу примеры: ребенку два с половиной года, началась рвота. Спрашиваю родителей, чем кормили, и слышу: «Фасолевый салат, суп с чечевицей». Мы уже много раз «проходили» этот набор продуктов, и у меня сразу возник вопрос: «Вы что, не даете ребенку мясо?» — «Нет, — с гордостью отвечают родители, — мы — вегетарианцы». Вы можете быть кем угодно, так как это решение приняли самостоятельно в зрелом возрасте. Но для нашего региона нехарактерно вегетарианство, у нас холодные зимы, то есть нам нужен полноценный животный белок — материал для построения клеток. Поэтому ребенок в два года не может быть вегетарианцем. Конечно, белок есть в тех же бобовых, но ферментная система малыша не готова их обрабатывать. После того как мы помогли мальчику, я просто попросила родителей дать ребенку возможность со временем сделать свой выбор осознанно — быть вегетарианцем или нет.
— Неужели вегетарианство настолько опасно?
— Все люди разные. Возможно, кто-то переносит такие ограничения без видимых нарушений в работе организма. Но будет ли так всегда? Например, у девочек-подростков, которые переходят на вегетарианство, могут прекратиться месячные. А для маленьких детей, как я уже говорила, подобное питание бывает крайне опасным.
Когда в наше отделение год назад поступила мама с полуторагодовалой девочкой, я была поражена: малышка не получала ничего, кроме грудного молока, и весила меньше семи килограммов, у нее была задержка развития. Ребенок температурил, плохо отходила моча. Начали расспрашивать маму о беременности, родах, прикорме, тревожных симптомах. Выяснилось, что женщине под сорок лет, она вегетарианка, у нее первый ребенок. По поводу того, как его кормить, она советовалась не с врачами, а с подругами, которые тоже не употребляют мясо. Я объяснила женщине, что потребности ребенка в таком возрасте уже не покрываются только грудным молоком… Нам стоило очень больших усилий убедить маму давать ребенку мясо, каши. Пришлось даже угрожать, что вызовем социальную службу. Ребенка мы выписали здоровеньким. Мама начала полноценно кормить малышку, и за две недели девочка прибавила почти 600 граммов.
* — «ФАКТЫ»? Это Ирина из Киева. Дочка пошла в первый класс, и я переживаю, каким теперь должен быть режим, как будить ребенка, чем кормить?
— Первоклассник должен знать, что утром надо собраться и отправиться в школу, а днем сделать уроки. Если в садике даже во время занятий дети могут походить, поговорить, то в школе все намного строже. А ребенку трудно бывает концентрировать внимание. Чтобы ваша дочка легче вошла в школьный ритм, желательно укладывать ее спать не позже десяти часов. Вечером исключите все бурные игры, просмотр эмоциональных мультиков, сериалов. Если ребенок ляжет спать вовремя, его нервная система отдохнет, биоритмы не собьются. Чем позже мы ложимся (это касается и взрослых), тем менее полноценным будет сон. Ученые доказали, что те, кто ложится спать после 23 часов, не высыпаются и не восстанавливают силы.
Начинайте будить ребенка заранее, минут за пятнадцать до подъема, в два-три подхода. Ни резких звуков будильника, ни включения яркого света быть не должно. Тем более не надо кричать: «Вставай скорее, мы опаздываем!»
Ребенку обязательно надо позавтракать, причем завтрак должен быть теплым — молочная каша, омлет, а не бутерброд с чаем.
— А как «разбудить» аппетит?
— После подъема, умывания уже можно садиться за стол. Возможно, поначалу надо будет уговаривать съесть хотя бы пару ложек каши. Затем это войдет в привычку. Если ребенок здоров, у него нет проблем с желудочно-кишечным трактом, можно утром предложить ему выпить полстакана фреша, но обязательно разведенного пополам с водой. Это будет стимулировать аппетит. Если же с желудком или кишечником не все в порядке, то фреш натощак пить нельзя. Это должна быть чистая вода или с добавлением чайной ложки лимонного сока. В крайнем случае позавтракать можно йогуртом. С собой обязательно дайте бутерброд с сыром, запеченным мясом, пакетик сока, фрукты, печенье. Позаботьтесь о том, чтобы в обед школьник нормально поел в школе или дома.
— Кисломолочные продукты дают отдельно или вместе с другой пищей?
— Обычно школьники едят йогурт в качестве десерта. Можно сделать домашний йогурт, добавив в него сезонные фрукты и ягоды. Но кисломолочное детям нужно обязательно, потому что кальций необходим для формирования скелета, зубов, зубной эмали. Кальций включается в обменные процессы, он важен для мышц и работы головного мозга. При его нехватке нарушается нервно-мышечная передача, могут появиться судороги.
* — Беспокоит Елена из Винницы. Сын пошел в первый класс, но я переживаю: он слишком рассеянный, неорганизованный. Что делать?
— Обратите внимание на режим дня. Используйте определенные ритуалы. Забираете сына из школы — посвятите час-полтора прогулке. Расспросите, как прошел день, проявите интерес к тому, что волнует ребенка. Если вы не будете этого делать, через несколько лет сын уже просто не станет посвящать вас в свои дела, и вы потеряете контакт с ним. Придя из школы, ребенок сразу должен переодеться в домашнюю одежду. Это расслабляет, успокаивает.
Маленькому ребенку тяжело сразу сесть за уроки, он не всегда понимает, что делать, витает в облаках. Поэтому нужно помочь ему выполнить домашнее задание. Не надо ругать ребенка, если он сделал что-то не так — мы тоже когда-то ошибались. Сдерживайтесь, не кричите на свое чадо. Скажите: «Смотри, ты плохо написал, давай напишем еще раз». Конечно, он будет протестовать. Ну, а как по-другому?
— Как научить ребенка концентрировать внимание, слышать учителя?
— Маленький ребенок сел рисовать, а через три минуты ему уже захотелось лепить. Малыш привык делать то, что хочет. А надо добиться, чтобы он выполнял то, чего от него хочет взрослый. Как? Например, можно предложить интересную раскраску: «Давай порисуем». Начинает и бросает: «Больше не хочу». — «Нет, давай закончим картинку». Надо вырабатывать усидчивость, доводить начатое до конца. А взрослые должны находить мотивацию. Например, ребенок не хочет больше читать, бросает книгу. Попросите дочитать, ведь интересно же, что будет дальше. Не надо обещать: мол, если прочтешь пять страниц, куплю пирожное или машинку. Мотивация должна строиться на том, чтобы было интересно читать книгу самому ребенку. Да, есть категория гипервозбудимых детей, которые заявляют: «А мне неинтересно, что там дальше». Можно ответить: «А мне — интересно, ты помоги мне, пожалуйста, я же не буду сам читать твою книжку». Очень важно, чтобы ребенок понимал, зачем нужно учиться.
— Сколько времени можно отводить для мультиков и компьютера?
— Решать вам. Но это время точно надо ограничивать. Ведь иначе начнутся проблемы со зрением, с осанкой, с нервной возбудимостью. Плохой сон потянет за собой невозможность сосредоточиться.
* — Ольга, Хмельницкий. Сыну три года, а он плохо разговаривает. Хотя ребенок развитый, неравнодушен к технике, легко находит в планшете мультик…
— Случаи, когда малыши, не научившись говорить, уже пользуются планшетом, сейчас не редкость. У детей, рождающихся в наши дни, как будто природой встроен чип: они быстро разбираются в технике, в гаджетах. Но это не очень хорошо для здоровья, для психики. Годовалому ребенку мама включает мультики — и он час сидит перед экраном. А время для живого общения теряется. Затем на площадке ребенок не может играть с другими детьми, не умеет с ними говорить. Ситуацию надо исправлять. Во многих семьях строго ограничивают время, которое ребенок может потратить на мультфильмы, компьютерные игры.
Надо также учесть, что у гиперактивных детей из-за мелькания кадров на экране перевозбуждается нервная система. Многие малыши не умеют говорить, потому что привыкли только смотреть, пассивно воспринимать информацию. Некоторые родители считают, что, купив своему чаду много игрушек, современный телефон, ноутбук, модную одежду, сделали достаточно. Но у ребенка нет общения. Дайте ему материнскую любовь, свободу во время прогулки на улице. Вспомните: когда мы покупаем ребенку дорогие игрушки, они его мало интересуют. Но он с удовольствием играет кастрюлями, посудой, папиными инструментами, то есть более простыми предметами.
* — Здравствуйте. Это Ирина Ивановна из Никополя. У меня вопрос: к какому специалисту обратиться, если шестилетний мальчик часто жалуется на головную боль?
— Отмахиваться от таких жалоб нельзя. Но прежде надо выяснить, что сделал ребенок после того, как пожаловался. Если лег, стал вялым, быстро устает, у него бывает рвота по утрам, это повод идти к невропатологу, окулисту, измерить давление. Возможно, понадобится МРТ, чтобы исключить опухоль мозга. Но бывает, ребенку не хватает внимания в семье, и он начинает фантазировать: «У меня болит живот». Значит, мама сядет, возьмет его на руки, обнимет, поцелует, приласкает. Если после этого малыш вскочил и побежал, это не живот, а нехватка внимания.
* — Добрый день, Валентина из Сквиры. Сыну пять лет, он не выглядит изможденным, но ест очень плохо. С этим надо бороться?
— Если все в порядке с пищеварением, то дело может быть в режиме питания и пищевых привычках. Многие родители приходят с жалобами, что ребенок вообще ничего не ест, а у него щечки в норме, он вполне упитанный. Когда начинаешь выяснять, оказывается: малыш не хочет то, что ему предлагают родители. А раз он не позавтракал, то ему затем дают банан, яблоко, печенье, булочку — ведь ребенок-то голодный!
Чтобы приучить ребенка к приему пищи в определенное время, можно применить старый жесткий метод: положили в тарелку еду, трижды предложите ее съесть. Отказался — попросите выбросить все и помыть тарелку. Через некоторое время ребенок попросит есть. «Был завтрак, тебе предложили — ты не захотел. Вот сварю суп, будем его есть в обед». И ребенок привыкнет: если не поел вовремя — еды не будет. А так он знает: не съест кашу или суп, получит что-то вкусное. Через три-четыре дня он начнет нормально питаться.
* — Это Марианна из Харькова. В прошлом году мой четырехлетний сын почти не ходил в детский сад — часто болел. Можно ли укрепить его иммунитет?
— Иммунитет надо правильно сформировать, а не укреплять. Не нужно мешать ребенку развиваться. Бегает босиком по полу — ничего не случится, будет закаляться. Не перекутывайте ребенка. Когда сын спит, откройте окно — обеспечьте приток свежего воздуха. Часто приходят родители и жалуются, что ребенок кашляет по ночам. Оказывается, вся семья (родители и двое детей) спит в одной комнате, закрыв окно и дверь, как в подводной лодке. Естественно, ребенку душно, он начинает дышать ртом. Пересыхает задняя стенка глотки, от этого возникает кашель. Достаточно открыть окно — и кашель проходит.
Укреплять иммунитет специальными иммуностимулирующими, иммуномодулирующими препаратами не надо. Синтетические витамины мы тоже не назначаем для профилактики, только по показаниям.
Согласно информации Всемирной организации здравоохранения, считается, что ребенок до шестилетнего возраста может болеть шесть — восемь раз в год, и это нормально. Если больше, то такие дети относятся к группе часто болеющих и нуждаются в более тщательном обследовании.
4209Вы можете отправлять на адрес электронной почты [email protected] вопросы врачам разных специальностей — кардиологу, лору, неврологу, травматологу и другим. Ответ специалиста мы перешлем на ваш электронный адрес.
Читайте нас у Facebook