После публикации "ФАКТОВ" осиротевшую 10-летнюю Настю Гасанову поддержали неравнодушные люди со всей Украины
Год назад «ФАКТЫ» рассказали трогательную историю Насти Гасановой с позывным «Пуговка» из прифронтового села Водяное Донецкой области. В девять лет девочка осталась сиротой. Отец умер, когда ей было два года, а за последнее время Настя потеряла маму, дедушку и друга, который им помогал. Осталась только бабушка. Живя под бесконечными обстрелами, девочка привыкла самостоятельно управляться по хозяйству: готовить, стирать, убирать, разжигать костер. В гости к Насте приходили военнослужащие, пытались отвлечь ее от грустных мыслей. Они и придумали позывной — «Пуговка».
Приход военных всякий раз становился для нее праздником. Особенно Настя подружилась с бойцом с позывным «Белка». После публикации «ФАКТОВ» у «Пуговки» появилось еще больше друзей. Люди, которых не оставила равнодушными судьба девочки из прифронтовой зоны, присылали Насте одежду, игрушки и сладости. Были и те, кто просто хотел с ней поговорить. Девчушка радовалась каждому звонку.
*"Я у Насти единственный родной человек, — говорит Ольга Владимировна. — Разлуки внучка бы не выдержала"
— Такая поддержка помогла Настюше прийти в себя, — говорит бабушка Насти Ольга Владимировна. — После смерти ее мамы Лизы у Насти внутри будто потух огонек. Сама внучка никогда бы не призналась, что ей плохо, но я-то видела. Она замкнулась, могла подолгу сидеть, о чем-то думая… Даже мне не рассказывала, что у нее на душе. Когда к нам стали приезжать волонтеры, Настя заметно повеселела. Готовясь к новым встречам, надевала любимые платья, которые не доставала с тех пор, как началась война. Внучка теперь чаще улыбается, поет… Стала смотреть мультики, попросила куклу. А ведь после смерти матери ее вообще ничего не интересовало.
Первой трагедией для Насти стала гибель друга их семьи Виктора. Когда возле дома разорвался снаряд, мужчина закрыл девочку собой.
— Мы с Виктором познакомились уже после того, как началась война, — вспоминает Ольга Владимировна. — Он приехал из Ужгорода на заработки в Донецк, потом оказался у нас, в Водяном, и не мог отсюда выбраться. Мы подружились. В день, когда рядом разорвался снаряд, Настя с мамой и Витей возвращались домой. Три метра не успели дойти до двора, как начался обстрел. Виктор закрыл Настю собой и погиб на месте. Настя думала, что он просто ранен. Когда его положили в «скорую», бросилась к машине: «Не увозите Витю! Я поеду с ним!» Настюша успела полюбить его как родного… Мою дочь Лизу ранило в руку и контузило. Она тогда попала в больницу. Рана зажила, Лизу выписали, но у нее начались головные боли.
Сначала нам сказали, что это гайморит, но все оказалось намного серьезнее. Рентген показал затемнение в головном мозге. Оказалось — злокачественная опухоль. Оперировать было поздно — врачи сказали, что поражен весь мозг. Лизе назначили химиотерапию. Насте мы ничего не говорили. Она только знала, что у мамы сильно болит голова. Когда в перерывах между лечением Лиза бывала дома, Настюша, просыпаясь, первым делом спрашивала: «Мамочка, тебе лучше? Может, хоть чуточку?»
Большую часть времени Лиза проводила в больнице. Я находилась рядом с ней, Настенька оставалась с дедушкой. По вечерам к ним приходили военные. При виде этих крепких ребят с добрыми улыбками Настя веселела. Усаживала их в комнате, показывала свои рисунки и поделки из пластилина.
Перед Новым, 2016 годом Лизу выписали из больницы. И сказали, чтобы она приехала через месяц. Но тут случилась беда — 1 января утонул мой муж, Настин дедушка. Он пошел на рыбалку и не вернулся. Я нашла его, когда он уже был мертв. Лиза и Настя тяжело перенесли его смерть. На похоронах внучка боялась подходить к гробу: «Это не он! Дедушка не мог умереть!» Лиза, которая едва держалась на ногах, пыталась ее успокоить…
В те дни дочь еще могла ходить. Я даже надеялась, что она поправляется. Но в конце января Лиза слегла. Я не могла отвезти ее в больницу, консультировалась с врачами по телефону… Уходя в школу, Настенька целовала Лизу в лоб и просила: «Мамочка, я скоро приду. Пожалуйста, дождись меня».
В ночь на 10 февраля Лизы не стало. Проснувшись около шести часов утра, Настенька, как обычно, прибежала к маме. Увидев, что я плачу, растерялась: «Бабушка, что случилось? Мама еще спит?» — «Нет, внученька, — говорю. — Мама умерла». — «Она спит! Посмотри, она же сейчас проснется!» Настя так кричала!
*Снимок сделан летом 2015 года, когда мама Насти еще была жива
Когда год назад мы разговаривали с Настей, она призналась, что хочет стать врачом и уже готовится к поступлению в медуниверситет. «Хочу лечить мам, чтобы они не умирали», — объяснила «Пуговка». Еще девочка рассказала, что любит рисовать, собирать пазлы и лепить. С тех пор ей стали приходить посылки с пазлами, красками и пластилином. Так люди из разных уголков Украины пытались поддержать «Пуговку».
— Когда через несколько месяцев я приехала к Насте в гости, не поверила своим глазам — она получила столько подарков! — говорит волонтер Ольга Гальченко. — Девочка не могла нарадоваться. В поселке осталось совсем немного людей. Когда поблизости начались боевые действия, большая часть семей уехала. А те, кто остался, живут очень бедно.
— Недавно мальчик, которого привезли сюда в гости к родственникам, спросил у Настюши: «Как вы тут живете, если рядом стреляют? Разве здесь можно в таких условиях спать?» — вспоминает бабушка Насти. — «Живем как все, — пожала плечами внучка. — И спеть можно, если очень хочется».— «А почему не уезжаете?» — «Не хочу, — ответила Настя. — Это мой дом. У нас все будет хорошо».
Внучка понимает, что ехать нам некуда. Получив первые посылки, она пригласила в гости соседскую девочку и, разложив игрушки, сказала ей: «Бери все, что тебе нравится». Потом объяснила: «Бабушка, у меня же теперь много игрушек. А у нее ни одной». Так же и с конфетами. Настя обожает сладости, но, распаковав посылку, стала раскладывать конфеты по кулечкам. «Отнесу в школу, — сказала. — Будет гуманитарная помощь». Дети часто слышат эти слова от волонтеров, вот и запомнили. Настя отнесла одноклассникам все конфеты. Вернулась из школы счастливая: «Бабушка, ребята были так довольны!»
*"Напишите, пожалуйста, в газете, что мы благодарны всем, кто нам что-то прислал или просто позвонил", — говорит Настя
— В прошлом году так и не был решен вопрос с оформлением опекунства. Волонтеры опасались, что Настю могут забрать в детский дом…
— К счастью, мне все-таки удалось оформить над ней опеку, хотя я действительно долго не получала ответа из опекунского совета. Мы обе тогда переволновались. Я у Насти единственный родной человек, разлуки она бы не выдержала. Недавно внучка заболела гриппом, но ложиться в больницу без меня наотрез отказалась. «Я буду принимать любые лекарства. Даже противные микстуры и самые крупные таблетки, хотя их тяжело глотать, — пообещала внучка врачам. — Только чтобы я была с бабушкой». После смерти мамы Настя боится, что со мной тоже что-то случится. Стоит мне прилечь на диван, как внучка подбегает: «Бабушка, у тебя голова не болит? Давай примем таблетку». Привожу ее к врачу, а она просит: «Послушайте еще и мою бабушку. Вдруг у нее тоже хрипы в легких?» И не выходит из кабинета, пока врач не сделает то, о чем она просит.
К счастью, Настя поправилась, хотя болела несколько месяцев. Перед тем как у нее поднялась температура, у меня сильно разболелась спина. Я даже думала идти к врачу. А ночью мне приснилась дочка. «Мама, тебе не нужно к врачу, — сказала Лиза. — А вот Насте нужно». На следующий день внучка заболела.
Седьмого августа 2016 года Насте исполнилось десять лет. Накануне дня рождения она вдруг проснулась, вскочила с кровати, огляделась по сторонам и расплакалась: «Бабушка, неужели это только сон? Мне приснилась мама… Она носила меня на руках!» Тогда Настя впервые сама захотела поехать на кладбище. Попросила оставить ее наедине с мамой, обняла могилку и долго плакала. А потом сказала: «Бабушка, я пригласила маму на свой день рождения». Когда 7 августа к нам в гости пришли дети, внучка принесла одну лишнюю тарелку — для мамы. А вечером, убирая со стола, сказала: «Спасибо, мамочка, что ты пришла». «Родная, мамы с нами нет», — говорю. «Сегодня она была здесь, — возразила Настя. — Мама стояла у меня за спиной. Я чувствовала». Единственный, с кем Настя может долго говорить о маме, — это ее друг, боец с позывным «Белка».
— Они до сих пор общаются?
— Конечно! Недавно слышала, как она ему сказала по телефону: «Лешка, ты там еще не женился?» — «Нет, — говорит. — А ты что, ревнуешь?» Настя залилась краской: «А ты как думал? Ты же обещал приехать ко мне». Внучка его очень ждет.
— «Белка» уже демобилизовался и уехал домой, чтобы помогать родным, — присоединяется к разговору десятилетняя Настя Гасанова — «Пуговка». — Так что он уже не военный. Я понимаю, что это хорошо, значит, ему больше не грозит опасность. Но мне без него грустно. Лешка говорил, что приедет, но добраться до нашего Водяного непросто. Не знаю, когда у него получится.
— Настя ему часто на меня жалуется, — улыбается Ольга Владимировна. — Звонит и говорит: «Леша, бабушка опять меня не слушает! У нее болит голова, а она не хочет полежать». Потом предупреждает: «Раз ты меня не слушаешь, сейчас Леша позвонит и разберется».
— Да, он всегда мне помогает, — говорит Настя. — Настоящий друг. Мы с ним как родные. Так здорово, когда есть человек, которому все можно рассказать. Раньше у нас так было с мамой… А еще напишите, пожалуйста, в газете, что мы с бабушкой благодарны всем, кто нам что-то прислал или просто позвонил. У меня теперь много хороших знакомых, которых я люблю.
— Настя мало кого называет друзьями, в основном знакомыми, — объясняет Ольга Владимировна. — В прошлом году к ней стал приходить один из военных. Пообещал, что купит ей компьютер, заверил, что теперь они лучшие друзья, а сам уехал, даже не попрощавшись. Внучку интересуют не подарки — она думала, что нашла друга. Настя привыкла, что я ничего не обещаю, если не уверена, что смогу выполнить. Недавно она захотела куклу «Беби борн». Я честно сказала, что кукла дорогая, поэтому вряд ли смогу ее купить. Но потом все-таки собрала денег и купила. Очень хотелось порадовать внучку. Правда, на одежду для куклы денег не хватило. Я решила поспрашивать у односельчан — вдруг у кого-то остались старые вещи от младенцев? Они бы как раз подошли. Настя сначала не хотела просить, а потом сказала: «Хорошо, бабушка, узнай. Но обязательно извинись, хорошо?»
— Год назад Настя говорила, что уже привыкла к разрывам снарядов. В Водяном стало спокойнее?
— Не намного. В шести километрах от нашего дома — Пески, а там боевые действия продолжаются. Мы устали от войны, устали бояться, жить в постоянном напряжении. В прошлом году Настя расстроенно говорила, что война будет еще долго. А недавно сказала: «Бабушка, после Пасхи перестанут стрелять. Я чувствую». Соседям предсказание внучки понравилось. Теперь они тоже с нетерпением ждут Пасхи. «Если Настя говорит, что война закончится, вдруг так и будет? — надеются люди. — Как же хочется, чтобы она не ошиблась».
3424
P. S. Для тех, кто хочет поддержать маленькую Настю, сообщаем номер банковской карточки ее бабушки Ольги Владимировны Перешитой: 4283 0817 0015 1137 (ПУМБ).
Читайте нас у Facebook