«Кишечник у больного мы обнаружили справа на спине, желудок — на месте сердца, а сердце — на уровне ключицы»
Столичные светила медицины даже не скрывали, что жить 53-летнему Александру Рубеновичу остается от силы полтора-два месяца. Специалисты лучших клиник, в том числе зарубежных, сделав пациенту УЗИ, ставили диагноз скопление жидкости в брюшной полости. Больному назначали мочегонные препараты, однако никакого улучшения не наступало, наоборот, становилось все хуже и хуже. Стремительно набирая вес, мужчина едва передвигался, даже за продуктами в ближайший магазин отправлялся на автомобиле. Он задыхался, ел раз в день, и то совсем немного: если съедал первое блюдо, причем без хлеба, второе в желудке уже не помещалось.
- Можете себе представить, как я выглядел: руки, ноги, голова, а остальное — живот, как Медведь-гора, — шутит Александр Рубенович.
Позже выяснилось, что у мужчины липома (доброкачественная жировая опухоль). Новообразование оказалось настолько огромным, что врачи опасались оперировать этого пациента.
- Случай действительно уникальный, — говорит директор Харьковского областного центра урологии и нефрологии, ректор Харьковского медицинского университета профессор Владимир Лесовой. — За свою тридцатилетнюю практику я впервые столкнулся с подобным. Когда извлеченное новообразование положили на электронные весы, на них высветилась цифра… 37 килограммов! Просто невероятно, как человек жил с таким грузом!
За полтора года вес мужчины увеличился с 95 до 125 килограммов, а объем его брюк в поясе — до 140 сантиметров
- У меня была возможность отправиться на лечение за рубеж, — рассказывает Александр Рубенович. — Но, как известно, не все решают деньги и связи. Израильские врачи, например, осмотрев меня, отказали в помощи. Я и к экстрасенсам обращался, но они еще больше меня запутали: один говорил одно, другой — другое. Сам я считал, что проблемы со здоровьем связаны с нерегулярным питанием. Ведь часто приходится мотаться по командировкам, по тысяче километров проезжать, не вставая из-за руля, питаться всухомятку. Думал, нарушился какой-то процесс обмена веществ в организме.
Строго следуя рекомендациям медиков, Александр Рубенович, тем не менее, продолжал полнеть. За каких-то полтора года его вес увеличился с 95 до 125 килограммов, а объем брюк в поясе — до 140 сантиметров.
- Родные и друзья забили тревогу, — продолжает мужчина. — Столичные врачи собрали консилиум и предложили обратиться в Харьковский областной центр урологии и нефрологии. Честно сказать, я даже не верил, что здесь мне смогут помочь. Господи, если бы знать об этом раньше, разве бы я столько мучился?! Только в Харькове меня обследовали так, как полагается. И что вы думаете? Сразу не могли найти сердце, потому что оно оказалось не на привычном месте, а было смещено куда-то в сторону… И здесь мне наконец-то установили настоящий диагноз — липома, то есть доброкачественная жировая опухоль гигантских размеров. Однако за успешный исход операции никто не ручался. Но я настолько доверял специалистам центра, что отдался в их руки без малейших колебаний.
- Коллеги поставили Александру Рубеновичу диагноз асцит, то есть скопление жидкости в брюшной полости, к чему обычно приводит печеночно-почечная недостаточность, — говорит Владимир Лесовой. — Заключения ультразвуковых исследований, сделанных в других клиниках, действительно вроде бы подтверждали это. Поэтому в первую очередь мы попытались установить степень поражения почек и печени пациента. Результаты биохимических анализов были прямой противоположностью нашим ожиданиям. Следовательно, и печень, и почки у человека работали абсолютно нормально! Провели другие обследования, в частности на магнитно-резонансном томографе, и окончательно убедились: внутри у мужчины не вода, а жировое уплотнение с двумя большими узлами. Похоже было на липосаркому. Это новообразование заполняло всю брюшную полость и грудную клетку несчастного, по сути изменило его анатомию. Немудрено, что определить местонахождение сердца удалось не сразу. Только после обследования на томографе увидели: оно располагалось на уровне ключицы, а на его месте находился… желудок. Кишечник переместился на спину справа. Легкие были очень зажаты, поэтому человек задыхался. Да и вообще все внутренние органы сильно страдали. Встал вопрос о проведении операции по жизненным показаниям.
«Мы осознавали, что идем на риск — в любой момент пациент мог умереть от острой кровопотери»
- Процент успешного исхода операции был гораздо меньшим, чем процент неудачи, — продолжает Владимир Лесовой. — Мы не знали главного — насколько магистральные сосуды вовлечены в опухолевый процесс. Если, скажем, эти сосуды травмируются во время удаления новообразования, у хирурга, чтобы остановить кровотечение, есть очень маленький отрезок времени — от тридцати секунд до полутора минут. Иначе пациент погибнет на столе. Кроме того, при перемещении сердца на свое место могла произойти его остановка. Честно сказали об этом Александру Рубеновичу. Хотя выбора ни у него, ни у нас не было. Мы осознавали, что идем на риск.
Директор центра откровенно сознался: никто не горел желанием оперировать такого сложного пациента, тем более высокопоставленного (Александр Рубенович — генерал и занимает солидную должность. — Авт.). В Харькове отлично понимали своих израильских коллег. Проще в таком случае отказать, грубо говоря, отправить домой умирать. Но тут взялись спасать человека, состояние которого оценивалось как безнадежное.
- Как раз перед этим многие телеканалы сообщили об аналогичном случае в Мексике, — вспоминает профессор кафедры урологии, нефрологии и андрологии Харьковского государственного медицинского университета Игорь Гарагатый, участвовавший в операции. — Там успешно избавили девушку от подобной опухоли гигантских размеров, и это было подано как сенсация. В медицине вообще часто происходят так называемые парные случаи. Теперь нам предстояло показать, на что мы способны.
Для проведения вмешательства была составлена бригада из лучших специалистов не только центра, но и Харьковского национального медицинского университета. В операции приняли самое действенное участие заведующий кафедрой госпитальной хирургии профессор Валерий Бойко и заведующий кафедрой анестезиологии профессор Анатолий Хижняк.
Когда больному вскрыли брюшную полость, стало понятно, что липома состоит как бы из двух частей — верхней (меньшей) и нижней (большей). Внутри нее были расположены два плотных огромных узла размером с голову взрослого человека каждый. Как раз эти узлы и вызывали самую большую тревогу медиков, подозревавших злокачественное перерождение тканей.
Удалять опухоль начали с грудной клетки.
- Освободившись от груза, сердце пациента заняло свое привычное место, — рассказывает о ходе операции Владимир Лесовой. — И в это же время в связи с перераспределением в кровяном русле давление резко снизилось до критических цифр. Эти несколько минут были решающими. К счастью, анестезиологи справились с проблемой. В немалой степени успеху способствовала аппаратура европейского уровня, которая применяется в нашей клинике. Магистральные сосуды тоже, к счастью, не были вовлечены в опухолевый процесс, поэтому кровопотеря была минимальной. А над освобождением тазового отдела пришлось повозиться. Дело в том, что мочевой пузырь, где, скорее всего, начала зарождаться липома, оказался буквально замурован в нее, это мешало оттоку мочи. Мы применили частичную резекцию мочевого пузыря, то есть разрезание органа с последующим его ушиванием. Иного выхода просто не существовало.
«После операции ел все подряд, но мне казалось, что желудок все равно пустой»
Операция длилась больше пяти часов.
- Это напоминало прекрасный сон, — улыбается Александр Рубенович. — Отошел от наркоза, пощупал живот и диву дался: он был плоский, даже запавший, боли нет, одышка прошла… И сердце бьется в груди, как положено. Если бы я был министром здравоохранения Украины, только за одну эту операцию отметил бы высокой наградой директора Харьковского центра урологии и нефрологии Владимира Николаевича Лесового и всех, кто ему помогал в тот момент. Эти великие люди сотворили чудо — спасли меня. Я им безгранично благодарен.
До операции была не жизнь, а мучение. А теперь я словно заново родился! Представляете, сейчас могу пройтись без остановки километров пять! После удаления липомы мой вес составлял всего 82 килограмма. Но постепенно я начал полнеть. Ел все подряд, но мне казалось, что желудок все равно пустой. Только месяц назад смог остановиться. Теперь занимаюсь спортивным бегом, чтобы держать себя в форме.
- Почему возникают подобные опухоли? — задаю вопрос Владимиру Лесовому.
- Могу ответить лишь общими словами: происходит какой-то сбой в организме, в результате чего начинает перерождаться жировая клетчатка.
- Какие самые большие опухоли вам приходилось удалять?
- Пожалуй, размером с голову ребенка. А обычно новообразования бывают размером с куриное яйцо или сливу. Но даже они уже считаются большими…
2359Читайте нас у Facebook