Оформлять сертификаты энергоэффективности зданий планируется за счет средств госпомощи
Недавно Верховная Рада приняла в первом чтении Закон «Об энергетической эффективности зданий», предусматривающий введение в Украине нового документа — сертификата энергоэффективности здания. На этапе разработки и прохождения через парламент проект вызвал множество споров. Ведь, с одной стороны, ясно, что дома в Украине крайне энергозатратны и с этим нужно что-то делать. Для начала следует просто определить, сколько тепла, газа и электричества мы расходуем впустую. С другой стороны, сертификат стоит денег и в нынешней экономической ситуации люди с подозрением воспринимают любые инициативы, связанные с дополнительными расходами.
О том, для чего необходимы сертификаты, в каких случаях их надо будет оформлять и кто за это заплатит, «ФАКТАМ» рассказала заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам строительства, градостроения и жилищно-коммунального хозяйства Алена Бабак.
— Давайте выясним самое главное: что такое сертификат энергоэффективности здания и для чего он нужен?
— Энергетическая сертификация домов является инструментом информирования его владельцев о том, каков уровень потребления энергоресурсов в здании, а также о том, что нужно сделать для снижения этого уровня.
Для выдачи дому сертификата специалисты должны провести его энергоаудит, по результатам которого определить класс энергоэффективности, обозначаемый, в соответствии с европейской системой, латинскими буквами от, А до F (А — самый высокий, F — низкий).
— Это вроде того, что мы видим сегодня на бытовой технике?
— Совершенно верно. Там тоже указываются классы энергопотребления.
К сертификату должен прилагаться отчет: где имеются наибольшие потери тепла и каким образом можно повысить энергоэффективность здания.
— Такие документы должны быть оформлены на все дома?
— В Европе сертификация обязательна для всех домов, квартир и других помещений, которые продаются и сдаются в аренду, а также новостроек. Кроме того, существуют требования к зданиям органов власти, которые часто посещаются гражданами, — разного рода приемным, сервисным центрам и так далее. Такой порядок установлен соответствующей европейской директивой. А Украина взяла на себя обязательство гармонизировать свое законодательство с европейским. Так что подобные нормы мы должны ввести и у себя.
— Зачем именно в этих помещениях?
— Это важная информация для покупателя. Ведь, приобретая машину, человек интересуется не только ее ценой, но и тем, сколько она потребляет топлива. Потому что расходы на эксплуатацию — часть стоимости товара.
То же самое с жильем. Можно купить дом удивительно дешево, но потом окажется, что там гуляют сквозняки и на отопление идет целое состояние. И наоборот, дом может быть дорогим, зато с низкими эксплуатационными затратами.
Нет однозначного ответа на вопрос, какой вариант лучше. Кто-то решит, что надо сэкономить на отоплении, а кто-то — на цене жилья. Но для того, чтобы человек принимал свое решение осознанно, ему нужна информация об энергоэффективности приобретаемой недвижимости.
Кроме того, если, например, речь идет о квартире в многоэтажке, покупатель может из приложения к сертификату узнать, в каком состоянии домовые коммуникации, места общего пользования. И, следовательно, оценить, во что жильцам в будущем обойдется реконструкция дома.
— В процессе обсуждения законопроекта главной темой для возражений был тот факт, что платить за сертификат энергоэффективности должны владельцы дома. Конечно, оппоненты не упустили возможности развернуть пропаганду, что, мол, на шею народа вешают новые поборы.
— Конечно, жильцы дома могут сказать: «Зачем нам какая-то новая бумажка? Разве мы не знаем, что в доме трубы ржавые и крыша протекает? Или своих квитанций за тепло и электричество не видели? А тут еще деньги платить надо».
Мы, депутаты, осознаем, что такое отношение людей к этому вопросу есть. Поэтому при работе над законопроектом было принято решение отойти от текста европейской директивы и не требовать сертификат при каждой покупке или продаже.
Вместо этого в нынешнем законопроекте, который прошел первое чтение, предложен другой порядок: сертификаты понадобятся только в том случае, если дом будет получать государственную помощь на энергомодернизацию, например, «теплый» кредит. В этом случае государство, конечно, вправе поинтересоваться, насколько рационально израсходованы предоставленные деньги и какой экономический эффект дала реконструкция. Поэтому без сертификата тут не обойтись. Но оплачиваться его изготовление должно за счет той помощи, которую предоставляет государство. Таким образом, с жильцов снимаются любые связанные с этим затраты.
Также закон обязывает продавца жилья предоставить покупателю сертификат энергоэффективности только в том случае, если тот требует этот документ.
Кроме того, мы предлагаем органам местного самоуправления при реконструкции коммунальных зданий (школ, детских садов, больниц
— Предположим, человек продает жилье и покупатель хочет получить сертификат энергоэффективности. Если это частный дом, то все понятно. А вот если речь идет о квартире, сертификат должен быть на все здание или только на одну квартиру?
— Вообще-то, сертификат оформляется на дом, так как характеристики внутренних коммуникаций и внешних стен для всех общие. Владелец квартиры в этом случае просто берет копию общедомового сертификата, если таковой имеется.
Исключение могут составлять квартиры, характеристики которых сильно отличаются. Например, если это жилье отключено от общей системы отопления и обогревается автономно. Естественно, тогда нужно отдельно оценить эффективность такой системы и создать сертификат на эту квартиру.
— А если общедомового сертификата нет, а покупатель требует? Что делать?
— Тогда продавец должен обратиться к специалисту и заказать сертификат.
— Это будет документ на весь дом или только на одну квартиру?
— Только на квартиру. Но при этом по методике обследуется весь дом. Ведь квартира использует общие коммуникации.
Закон предусматривает, что все выданные сертификаты заносятся в общую базу данных, которая будет публичной.
— А если другой жилец возьмется продавать свою квартиру?
— Он может либо заказать собственный сертификат, либо обратиться к тому владельцу, у которого документ уже есть, и договориться, чтобы тот продал копию. Конечно, это будет сертификат на другую квартиру. Но если покупатель согласится такой принять, предположив, что во всем доме условия приблизительно одинаковые, то это его право.
— Допустим, другой сосед заказал еще один сертификат. Третий — еще один. Жизнь идет, и через какое-то время в реестре может оказаться несколько десятков документов для одного дома.
— В принципе, может. И ничего страшного в этом нет. В Европе закон не предписывает, как людям поступать. Он лишь определяет случаи, в которых сертификат должен быть предъявлен. А граждане сами решают, как им выгоднее действовать. Обычно жильцы договариваются и заказывают один общий сертификат на весь дом и потом каждый, кому нужно, получает его копию.
— Некий дом захотел оформить «теплый» кредит. Сделал сертификат, получил ссуду и провел работу. После этого, естественно, энергетические характеристики дома изменились. Значит, старый сертификат уже не годится?
— Да. В этом случае после выполнения работ должен пройти новый аудит. Тоже за счет государственной помощи. Ведь, чтобы оценить эффективность модернизации, нужно сравнить «до» и «после».
— Рассмотрим такую ситуацию. Человек изготовил сертификат за свой счет. Через некоторое время все жильцы решили сделать модернизацию дома и получить на это «теплый» кредит. Они могут использовать уже имеющийся сертификат для одной квартиры или должны все-таки изготовить новый?
— При аудите квартиры специалисты все равно оценивают состояние всего дома, поэтому такой сертификат пригодится. Жильцы могут договориться и возместить своему соседу затраты на изготовление документа. А уж если не придут к соглашению, тогда понадобится новый аудит.
В законопроекте мы не описываем этих процедур. Они будут нормированы правительством в методике определения энергоэффективности здания.
— Ситуация в домах, если речь идет о коммуникациях, постепенно меняется. Трубы ржавеют, краны изнашиваются… Получается, что сертификат через какое-то время уже не будет отражать реальное положение дел.
— Поэтому предусмотрено, что срок действия документа — пять лет. После этого в случае надобности нужно будет снова проводить аудит.
— Зачем сертификаты в новостройках? Едва ли люди, только вселившись в дом, тут же примутся его реконструировать.
— Так же, как и при покупке жилья на вторичном рынке, документ содержит существенную для покупателя информацию. Ведь от того, какой класс энергоэффективности обеспечивает застройщик, зависят будущие траты жильцов.
Поэтому сертификат, в соответствии с проектом закона, является неотъемлемой частью документации на дом и должен передаваться застройщиком новым владельцам.
Причем в законе есть норма, что аудитор, выдавший сертификат, несет за это ответственность в течение всего срока действия документа. То есть, если жильцы, которых проинформировали о высоком классе энергоэффективности дома, вдруг обнаружат, что дом потребляет намного больше тепла, чем положено, они в течение пяти лет могут подать в суд на аудитора и потребовать от него возместить им убытки.
Правда, по этой норме пока идет дискуссия, поскольку нельзя на аудитора возлагать компенсацию убытков, возникших из-за недобросовестного выполнения застройщиком работ. Поэтому ко второму чтению мы уточняем подход к определению ответственности аудитора за неправильно определенный класс энергоэффективности в новостройках.
— А кто будет осуществлять энергоаудит?
— Закон предусматривает разработку единой методики обследования зданий и определения класса энергоэффективности, которой обязаны будут руководствоваться все специалисты.
Соответственно, должна быть создана и единая программа подготовки кадров. Тогда любой вуз, имеющий в распоряжении соответствующих специалистов, сможет открыть курсы подготовки экспертов по сертификации.
Создание государственного органа сертификации законом не предусмотрено, так как это связано с коррупционными рисками. Такой деятельностью сможет заниматься любой человек, прошедший специальную подготовку. Соответственно, цену услуги сформирует рынок.
— Как относятся в Европе к тому, что Верховная Рада решила не придерживаться буквально европейской директивы?
— У нас была встреча с представителями секретариата Европейского энергетического содружества. Они считают, что в нынешнем виде закон не отвечает директиве. Соответственно, мы теряем право на европейскую поддержку нашего Фонда энергоэффективности.
Мы, в свою очередь, пытаемся им объяснить, что в первоначальном виде закон дважды отклонялся парламентом. И только удалив нормы об обязательной сертификации, мы смогли провести его в первом чтении. Поэтому, собственно, выбор у нас небогатый: или принять закон в нынешнем виде и положить начало процессу энергетической сертификации зданий, или вообще потерять этот закон.
В качестве компромисса можно рассматривать внесение в закон нормы о введении сертификации через несколько лет. Но удастся ли такого соглашения достичь — пока говорить рано.
Однако я все же считаю, что европейские партнеры могли бы войти в наше положение. Ведь у них нормы об обязательном энергоаудите принимались совсем в другой ситуации. Евросоюз одной рукой вводил сертификаты, а другой — выделял огромные средства на помощь гражданам в модернизации жилья. У нас же государство сейчас не обладает такими ресурсами, чтобы всем помочь, как в Европе. Поэтому и требовать, как в Европе, оно тоже не может.
Следует также учитывать уровень доходов населения. Для европейцев стоимость аудита относительно небольшая (в Австрии, например, сертификат на многоквартирный дом стоит около 100 евро). А у нас в нынешней экономической ситуации любые дополнительные затраты воспринимаются как поборы.
Поэтому мы и считаем, что закон должен предусматривать сертификацию зданий только при наличии у жильцов мотивации к этому. И предлагаем проводить сертификацию лишь тех домов, где государство или Евросоюз оказывают помощь. В этом случае тот, кто дает деньги, безусловно, имеет право удостовериться, что они потрачены правильно и принесли положительный эффект.
1054Читайте нас у Facebook