Достигнув пенсионного возраста, можно будет выйти на заслуженный отдых только при наличии 35-летнего страхового стажа
Невероятными усилиями в последний день сессии парламент таки принял за основу Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий». Правда, провалив при этом рассмотрение не менее важных проектов для медицинской реформы, а также закона об образовании.
Остается надеяться на то, что осенью отдохнувшие депутаты вернутся в свои кресла и примут пенсионную реформу в окончательном варианте. Чтобы с 1 октября, как обещало правительство, можно было поднять пенсии девяти миллионам наших пожилых сограждан, а также отменить «налог» для работающих пенсионеров. Депутаты, возвращайтесь, мы вас ждем!
Реформа предусматривает переходный период — десять лет
Как сообщил премьер-министр Владимир Гройсман, пенсионная реформа — это повышение выплат, бездефицитный Пенсионный фонд, автоматическая индексация пенсий. Также премьер-министр отметил, что реформа коснется каждого: и того, кто вышел на заслуженный отдых, и того, кто, возможно, еще и не думает об этом. Почему так? Потому что планируется изменить принцип определения: кто уже имеет право на пенсию, а кто еще нет.
«ФАКТЫ» писали, что в ходе нынешней пенсионной реформы предлагается снизить значение возраста выхода на пенсию и увеличить значение страхового стажа. Как это? Очень просто. Сейчас человек получает пенсию, просто достигнув пенсионного возраста. Мужчины — с 60 лет. Женщины же в 2017 году выходят на заслуженный отдых в 58 лет («ФАКТЫ» подготовили ряд статей о принципах определения пенсионного возраста, а также о том, как в настоящее время рассчитываются выплаты и от чего зависит их размер; материалы будут опубликованы на протяжении июля — августа в нашей газете, а также на сайте fakty.ua). При этом для получения права на пенсию необходимы всего 15 лет страхового стажа.
Пенсионная реформа все меняет: чтобы стать пенсионером, потребуется уже 35 лет страхового стажа. И только при наличии такового человек сможет выйти на заслуженный отдых, достигнув пенсионного возраста. Правда, есть и обнадеживающая новость: реформа предусматривает переходный период — десять лет. Полноценно необходимость иметь 35-летний страховой стаж будет закреплена только к 2028 году.
График увеличения страхового стажа выглядит так.
- Назначение пенсии по возрасту в 60 лет при наличии страхового стажа не менее 15 лет возможно только до 31 декабря 2017 года (включительно).
Начиная с 1 января 2018 года на назначение пенсии по возрасту по достижении 60 лет имеют право лица при наличии страхового стажа:
- с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018-го — не менее 25 лет;
- с 1 января 2019-го по 31 декабря 2019-го — не менее 26 лет;
- с 1 января 2020-го по 31 декабря 2020-го — не менее 27 лет;
- с 1 января 2021-го по 31 декабря 2021-го — не менее 28 лет;
- с 1 января 2022-го по 31 декабря 2022-го — не менее 29 лет;
- с 1 января 2023-го по 31 декабря 2023-го — не менее 30 лет;
- с 1 января 2024-го по 31 декабря 2024-го — не менее 31 года;
- с 1 января 2025-го по 31 декабря 2025-го — не менее 32 лет;
- с 1 января 2026-го по 31 декабря 2026-го — не менее 33 лет;
- с 1 января 2027-го по 31 декабря 2027-го — не менее 34 лет.
С 1 января 2028 года необходимый страховой стаж составит 35 лет. И только при его наличии можно будет выйти на пенсию в 60 лет.
А что, если у человека нет требуемого стажа? Тогда он оформит пенсию позже — в 63 года. Схема приблизительно такая: в 2018 году стаж для выхода на пенсию в 60 лет должен составлять 25 лет, для выхода на пенсию в 63 года — не менее 15 и до 25 лет. К 2021-му эти показатели постепенно увеличатся: выйти на пенсию в 63 года смогут люди со стажем от 18 до 28 лет. К 2023-му — от 20 до 30 лет. И к 2028-му — от 25 до 35 лет.
Люди со стажем меньше нижнего уровня (который поэтапно увеличится с 15 до 25 лет) будут выходить на заслуженный отдых в 65 лет и получать не пенсию, а социальную помощь.
Впрочем, граждане, у которых на момент назначения пенсии не будет требуемого стража, смогут выбрать: доработать необходимое количество лет или «купить» их, заплатив взнос в размере не меньше минимального за каждый недостающий месяц. Но «докупить» можно будет не более двух лет.
Очевидно, что вопрос «Что такое страховой стаж?» становится самым важным на данный момент. И ответ тут очень прост: в страховой стаж включаются все месяцы, когда человек платил взносы на пенсионное страхование. Если взнос не сделан в каком-то месяце, то он в страховой стаж не включается.
Чтобы упредить панику, сразу ответим: все легально работающие люди, которые заключили контракт с предприятием и получают «белую» зарплату, из которой платят все налоги и сборы, являются застрахованными. А каждый месяц получения легального заработка засчитывается в страховой стаж.
Люди, работающие нелегально, увы, взносы не платят. И страхового стажа не имеют. Более подробно о том, что такое страховой стаж, «ФАКТЫ» расскажут в наших дальнейших публикациях.
Отметим только, что этот принцип исчисления страхового стажа действует у нас более 16 лет — еще с 2001 года. Просто в настоящее время страховой стаж не играет такой роли, какая будет после реформы. И люди достаточно равнодушно относились к «формальностям» вроде заключения контракта и уплаты налогов.
Статистика говорит, что 25 процентов занятого населения не платит единый социальный взнос (ЕСВ). Тот есть из 16 миллионов 300 тысяч работающих граждан по ЕСВ рассчитываются лишь 10,5 миллиона. Остальные 6 миллионов рискуют после реформы в лучшем случае выйти на пенсию на три года позже, а в худшем — вообще остаться без пенсионных выплат.
Также нельзя не отметить, что если сейчас один год страхового стажа учитывается с коэффициентом 1,35 (что позволяет за 30 лет стажа начислять пенсию в размере 40,5 процента среднего заработка), то в ходе реформы коэффициент предлагают уменьшить до 1 (снизив таким образом размер пенсии для человека с 30-летним стажем до 30 процентов его заработка). Однако именно это положение встретило ряд негативных откликов общественности и в настоящее время является предметом острой дискуссии.
Работающим пенсионерам наконец-то перестанут ограничивать пенсии
Чтобы депутаты более охотно рассматривали пенсионную реформу, в нее был включен ряд «плюшек», таких как повышение пенсий и отмена «налога» c работающих пенсионеров.
Начнем с работающих пенсионеров. После принятия реформы им наконец-то перестанут ограничивать пенсии. Напомним, что в настоящее время 494 тысячи пожилых граждан, которые продолжают трудиться, получают только 85 процентов назначенных выплат.
Также планируется провести так называемое осовременивание пенсий, в результате которого вырастут пенсии у девяти миллионов нынешних пенсионеров.
Что конкретно будет сделано? Сейчас размер пенсии зависит от стажа человека, его средней зарплаты, а также средней зарплаты по стране. Потому что при назначении пенсии все его заработки как бы осовремениваются. Сначала заработок за каждый год сравнивается со средней зарплатой по стране за этот же год. Таким образом выводится индивидуальный коэффициент заработка будущего пенсионера или, проще говоря, определяется, насколько его средний заработок был выше или ниже средней зарплаты в Украине. А потом индивидуальный коэффициент умножают на сумму средней зарплаты по стране за три года до выхода на пенсию. Точнее, на усредненный показатель средней зарплаты за три предшествующих года (более подробно о процедуре осовременивания читайте в дальнейших публикациях).
В ходе предыдущей реформы, которая прошла в 2011 году, все пенсии были пересчитаны с учетом показателя за 2007 год — 1 тысячи 197 гривен. И после этого не пересчитывались.
Десять лет увеличивалась заработная плата. И к 2017 году показатель заработка, исходя из которого сегодня назначают пенсию, дорос до 3 тысяч 764 гривен 40 копеек. То есть увеличился почти в два раза. Выходит, что пенсионер, вышедший на заслуженный отдых в 2010 году, получает сумму в два раза меньше, чем гражданин с таким же стажем и заработком, но оформивший пенсию в 2017-м. Справедливо? Нет.
К этому можно добавить, что на протяжении десяти последних лет власти планомерно увеличивали минимальную пенсию. Таким образом, людям с большими заработками и стажем пенсии не повышали, а людям с минимальным стажем и скромными зарплатами выплаты увеличивали несколько раз в год, поскольку они получали как раз минимальную пенсию. В результате такой популистской политики пенсии граждан с большим стажем сравнялись с пенсиями тех, кто работал меньше и получал зарплату ниже. Справедливо это? Снова нет.
Именно поэтому правительство предлагает в ходе реформы провести перерасчет выплат всем пенсионерам, чтобы восстановить справедливую дифференциацию. Планируется осовременить все уже назначенные пенсии, пересчитав их с учетом показателя средней зарплаты, применяемого в 2017 году (3 тысячи 764 гривни 40 копеек).
Согласно данным правительства, это приведет к тому, что у 1 миллиона 108 тысяч человек пенсия вырастет более чем на тысячу гривен. Еще 1 миллион 993,5 тысячи граждан получат прибавку в размере от 500 до тысячи гривен. Пенсии 1 миллиона 209 тысяч человек поднимутся на сумму от 200 до 500 гривен. И у 1 миллиона 308 тысяч пенсионеров выплаты увеличится на 200 гривен. В общей сложности пенсию повысят 5 миллионам 620 тысячам граждан.
Пенсионная реформа предлагает также ввести автоматическую ежегодную индексацию уже начисленных пенсий: чтобы доходы пенсионеров росли не по политической прихоти, а по законам экономики. В частности, пенсии будут ежегодно повышаться не менее чем на 50 процентов роста средней зарплаты по стране за три года. А также не менее чем на 50 процентов индекса инфляции за год.
Но есть в бочке меда и ложка дегтя: при перерасчете пенсий правительство опять-таки намерено применить вместо нынешнего показателя стажа 1,35 процента заработка только 1 процент.
Объясняется это так: «Сумма пенсии зависит от двух показателей — стоимости страхового стажа и уровня средней зарплаты. Уменьшая коэффициент, правительство одновременно предлагает повысить размер средней зарплаты, используемый при исчислении пенсий. Он будет одинаковым для пенсионеров, которым пенсия начисляется в этом году, и тем, кому делают перерасчет (то есть они уже находятся на заслуженном отдыхе)».
Важно знать, что осовременивание пенсий планируется провести и для граждан, получающих специальные пенсии (в том числе «научную»). Но выплаты, назначенные по специальным законам, будут пересчитаны согласно Закону «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». То есть по правилам начисления обычных пенсий.
При этом, если сумма пенсии, назначенной по специальному закону, после перерасчета по нормам обычного закона окажется меньше, пенсию продолжат выдавать в прежнем размере. А если окажется больше, то будет выплачиваться более высокая сумма.
Предприятия с вредными или опасными условиями труда будут платить за своих работников повышенный ЕСВ
Кстати, о спецпенсиях. Реформа вводит единые правила определения размеров пенсий — для всех, кроме военнослужащих. То есть никаких специальных, льготных и так далее пенсий не будет. Только обычные и пенсии для военных. Это соответствует европейским традициям, поскольку во многих странах Европы и Америки для пенсионного обеспечения военнослужащих предусмотрены отдельные программы.
Отметим, что по состоянию на 1 января 2017 года около 296 тысяч человек (без учета военных пенсионеров) получали специальные пенсии. В частности, право на такие выплаты имеют депутаты, госслужащие, судьи, прокуроры, работники органов местного самоуправления, ученые. При этом если средний размер пенсий, назначенных на общих условиях, составляет 1 тысячу 725 гривен 69 копеек, то средний уровень спецпенсий — 3 тысячи 813 гривен 40 копеек.
Между тем отдельное обеспечение пенсионеров, работавших на вредном производстве, останется. Только финансироваться будет несколько иначе.
Во-первых, есть идея, что предприятия с вредными или опасными условиями труда будут платить повышенный ЕСВ за своих сотрудников: дополнительно 15 процентов за работников из «списка номер один» и 7 процентов — за всех остальных.
Во-вторых, дополнительные взносы ЕСВ «за вредность» с 1 января 2019-го за работников моложе 35 лет могут начать накапливаться на их индивидуальных пенсионных счетах. Они будут инвестироваться и приумножаться, чтобы после выхода на заслуженный отдых люди получали пенсии из двух источников: солидарной (обычная, как для всех граждан) системы и накопительной (деньги, собранные за счет взносов предприятия за работу во вредных условиях). Это увеличит пенсионные гарантии для работников таких производств. Кроме того, правительство делает первый шаг на пути внедрения второго, накопительного, уровня пенсионного обеспечения в Украине.
Нельзя не отметить, что основной задачей реформы является не столько восстановление справедливости и перерасчет выплат, сколько ликвидация дефицита бюджета Пенсионного фонда, который в 2017 году составляет 141 миллиард гривен. По прогнозам разработчиков, реформа позволит закрыть брешь в бюджете фонда за семь лет. И если это удастся сделать, у государства появятся новые возможности для повышения выплат, а следовательно, и уровня жизни пенсионеров.
7933Более подробно ознакомиться с особенностями пенсионной реформы и посмотреть презентацию законопроекта вы можете на специальном сайте http://pensii2017.info/.
Читайте нас у Facebook