Олеся Василец: "Я уезжала из Луганска с тысячей гривен в кармане. А уже через несколько месяцев открыла собственный бизнес в Киеве"
Олесе Василец всего 24 года, а ее уже можно назвать вполне успешным предпринимателем. Девушка открыла сеть школ восточных танцев: пять филиалов в Киеве и четыре в Ирпене. Не менее успешный проект Олеси — школа английского языка. А еще молодая предпринимательница вот-вот откроет свою кофейню.
Олеся Василец — переселенка. До 2014 года жила в Луганске, училась в Луганском национальном университете по специальности «журналистика».
— В Киев я приехала одна, с тысячей гривен в кармане, — вспоминает Олеся Василец. — Мне было негде жить, да и не за что. Но я не собиралась опускать руки.
Олесины мама, бабушка и дедушка в тот момент еще оставались в Луганске. От обстрелов прятались в бомбоубежище. Сама Олеся решила уезжать после того, как ей стали поступать угрозы от сепаратистов.
— Свою проукраинскую позицию я не скрывала, — рассказывает Олеся, стройная миловидная шатенка. — Была членом общества «Просвiта», сотрудничала с известным профессором Владимиром Семистягой (Владимир Семистяга провел в плену у луганских сепаратистов 55 дней, о чем «ФАКТЫ» не раз писали. — Авт.). Я организовывала в городе проукраинские митинги. В это время местные сепаратисты, создавшие так называемую луганскую гвардию, разбили под горадминистрацией палаточный лагерь. На улицах начались перестрелки. Мне в соцсетях стали приходить письма с угрозами.
Я решила уезжать, когда поняла, что опасность грозит не только мне, но и родным. Ехать было не к кому. Спасибо писательнице Наталье Околитенко, которая приютила меня в своем доме под Киевом. Причем до этих событий мы даже не были знакомы — ей рассказал обо мне друг, писатель из Луганска Николай Малахута. Я и сама, кстати, пишу книги. Еще в Луганске издала пять своих романов. Учась на журналиста в Луганском национальном университете, подрабатывала в местных изданиях. Диплом бакалавра журналистики успела забрать за день до того, как в здании университета обосновались сепаратисты, создав там штаб-квартиру.
Приехав в Киев, сразу подала документы в магистратуру Киево-Могилянской академии. На подготовку к поступлению времени уже не оставалось. Я даже не знала, что придется сдавать предварительные тесты — пошла наобум и… поступила на бюджет. Помогли хорошие знания английского. Одновременно стала писать статьи в газеты и журналы. Днем училась, вечером писала статьи, а по ночам подрабатывала уборщицей. Отработала ночь — получила деньги.
— Когда же вы спали?
— Для того чтобы выспаться, мне обычно хватает трех-четырех часов. Я не боялась никакой работы — нужно было как можно быстрее накопить деньги хотя бы на аренду квартиры под Киевом, чтобы перевезти сюда родных. Вскоре я их забрала. Дедушка, к сожалению, уже умер. После пережитого у него начались проблемы с психикой… У нас в Луганске было две квартиры. Одну разбомбили, а в дом, где была вторая, попал снаряд. Я старалась на этом не зацикливаться. У меня ведь есть голова на плечах — значит, заработаю на новую квартиру. Из тех денег, которые получала за опубликованные статьи и ночные уборки, старалась кое-что откладывать. Появилась идея открыть собственный бизнес.
— Почему именно школу танцев?
— Я профессионально занимаюсь танцами 14 лет. В 2011 году выиграла чемпионат Украины по восточным танцам и получила диплом хореографа. Решила делать то, что умею. К тому же на открытие школы большие деньги не нужны. Необходимо зарегистрироваться как частный предприниматель, оплачивать ежемесячный налог, аренду помещения и рекламу — хотя бы минимальную. Решила, что преподавать буду сама. Через несколько месяцев после моего приезда в Киев накопила пять тысяч гривен. Это был мой стартовый капитал.
*Олеся 14 лет профессионально занимается танцами. В 2011 году выиграла чемпионат Украины по восточным танцам и получила диплом хореографа. Фото из «Фейсбука»
— Сумма совсем небольшая…
— Я бы даже сказала, совсем маленькая. Но я рискнула. Зарегистрировалась и нашла помещение в Ирпене. В одном из зданий Налоговой академии. Ректор пошел мне навстречу. Мы договорились, что месяц аренды мне обойдется всего в тысячу гривен. По нынешним меркам это копейки. Я постаралась убедить его в том, что наша школа будет выступать на всех мероприятиях университета и защищать честь города на чемпионатах Украины.
— Вы обещали это в тот момент, когда в школе еще не было ни одного ученика?
— У меня была стратегия, а в бизнесе это главное, — улыбается Олеся. — Договорившись об аренде, начала искать учеников. Я распечатала информацию о наборе в группу на обычных листочках и сама расклеивала их по городу. Помню, была поздняя осень — холодно, пальцы мерзнут, а объявлений несколько сотен…
По этим объявлениям в мою школу пришли трое учеников. Первые полгода занималась только с ними. Разумеется, работала в убыток. Чтобы удержать этот маленький убыточный бизнес, продолжала работать где только могла. Иногда казалось, что у меня в сутках не 24 часа, а намного больше.
Чтобы привлечь людей в школу танцев, давала бесплатные объявления в газету, размещала социальную рекламу на баннерах. Мы с тремя учениками провели мастер-класс в парке «Правика» в Ирпене, а потом дали большой благотворительный концерт в помощь Ирпенскому военному госпиталю. На концерт пришло не меньше 400 человек. Вскоре после этого у меня в школе уже было восемь учеников, и это позволило хотя бы покрывать расходы на аренду. А еще люди стали интересоваться, нет ли подобной школы для взрослых. И я подумала: почему бы не открыть еще и взрослую группу? Если есть спрос, нужно пробовать. Вторую школу я открыла в Ирпенском доме культуры.
— Вы преподавали в обеих школах?
— Да. Это было несложно: вторник и четверг — группа для взрослых, понедельник и пятница — для детей. Бывало, возвращалась домой около полуночи. А еще я стала давать уроки английского. Все началось с того, что у меня появились знакомые, дети которых должны были поступать в университет. Узнав, что я свободно говорю на английском, они попросили меня подготовить их ребенка к внешнему тестированию. Тут сработало сарафанное радио. Об этом узнали родители других учеников, и вскоре у меня уже набралась целая группа!
— Пришлось арендовать еще одно помещение?
— Нет. Я сделала одному ребенку 50-процентную скидку, а его родители взамен согласились принимать меня вместе со всеми учениками у себя дома. Уже экономия на аренде. Одновременно продолжала заниматься школой танцев — теперь уже двумя филиалами. Учеников становилось все больше, и у меня появилась возможность размещать платную рекламу, продвигать страничку школы в «Фейсбуке».
Я изучаю маркетинг, пиар. Если остается время, посещаю тренинги. Для того чтобы та же школа танцев приносила прибыль, недостаточно быть просто хорошим хореографом и любить детей. Нужно быть еще и маркетологом. Приведу пример. Как вы думаете, зачем мамы отдают детей на танцы? Ответ, казалось бы, напрашивается сам собой. Чтобы ребенок был здоров, физически развит, умел танцевать. А одна из мам призналась: отдает нам ребенка в первую очередь потому, что хочет остаться с мужем наедине. До этого разговора я писала в объявлениях: «Приводите ребенка на танцы — позаботьтесь о его здоровье». А тут написала: «Хотите остаться с мужем наедине? Приводите ребенка в нашу школу!» И картинка: на первом плане мужчина и женщина, на втором — хореограф, обучающий ребенка танцевать. И что вы думаете? К нам сразу пошли клиенты!
Занимаясь бизнесом, я уже стала не только маркетологом, но и финансистом. Денег на бухгалтера не было, поэтому пришлось разбираться со всеми налогами и расчетами самостоятельно. Набила много шишек. Но для меня главное — не сдаваться. Могу недоспать, недоесть, но намеченной цели добьюсь.
— В этом году ваши ученики выиграли чемпионат Украины по восточным танцам…
— Да, это наше большое достижение. Кстати, много наград завоевали те три ребенка, которые пришли в мою школу первыми. С них все началось. Сейчас у меня уже девять филиалов: пять в Киеве и четыре в Ирпене. Все находятся в разных зданиях, но преподаю пока только я одна.
— Как же вы все успеваете?
— Стараюсь грамотно планировать свое время. Иногда, кстати, помогают мои ученики — старшие проводят занятия младшим, а я им взамен даю несколько бесплатных уроков. Чистый бартер (улыбается). Со временем, конечно, буду нанимать преподавателей.
— Уже получаете прибыль?
— Да. По моим расчетам примерно через полтора года после открытия первой школы я должна была выйти в ноль. А получилось, что в это время мы уже стали зарабатывать. Большую часть прибыли сейчас вкладываю в рекламу — причем не только танцевальных студий, но и школы изучения английского языка. Помните, я говорила, что начала давать уроки английского? Планировала индивидуальные уроки, а собралась целая группа. На одной из конференций в Киево-Могилянской академии я познакомилась с выпускником Гарвардской школы бизнеса Джеймсом Вайлтфилдом, который рассказал мне об интересной методике обучения американцев английскому языку. Он сказал, что, если применить такое в Украине, у нас как минимум полстраны будет свободно разговаривать на английском.
Я взяла эти методы на вооружение, адаптировала под наши реалии и разработала полноценный курс английского, который длится десять месяцев. Ученики заинтересовались, рассказали друзьям, знакомым… Так открылась моя первая школа английского языка в Ирпене. Когда увидела, что желающих заниматься становится все больше, открыла вторую школу — уже в Киеве, на Троещине. Арендую два помещения. Там читаю лекции и готовлю выпускников к внешнему тестированию. Кстати, среди моих учеников не только школьники. Например, сейчас преподаю английский депутатам Ирпенского горсовета — готовлю их к заграничным командировкам. Языковые курсы уже тоже приносят прибыль.
— И все равно не понимаю, как вы все успеваете.
— В будни у меня все четко: день танцев, затем день английского, — говорит Олеся. — А в выходные и то и другое. Пока получается. Больше всего вдохновляет то, что уже есть результат.
— Сейчас вы открываете еще и кофейню?
— Да. Она будет называться так же, как моя школа танцев, — «Гюррем». Надеюсь, в будущем это будет целая сеть. Идея появилась благодаря моей ученице из школы танцев Валентине Яхненко. Она как-то угостила меня своей домашней выпечкой и восточными сладостями, которые делает сама, по авторскому рецепту. Это было безумно вкусно. И я подумала: почему бы нам не стать партнерами? Школу «Гюррем» уже многие знают — так можно же теперь открыть кофейню от школы «Гюррем»! Валентине идея понравилась. Мы уже договорились об аренде помещения. Первая кофейня откроется в Ирпене. Через дорогу от одной из моих танцевальных школ.
— Где вы сейчас живете?
— Снимаю квартиру в Ирпене. Живу с мамой и бабушкой. Они далеки от бизнеса, но меня поддерживают. Пока вопрос покупки жилья не стоит — прибыль вкладываю в развитие бизнеса. Со временем он будет приносить пассивный доход. Поэтому мне даже в голову не приходит тратить заработанные деньги, например, на шопинг или походы в кафе с друзьями. Честно говоря, у меня и друзей-то нет. На посиделки и прогулки не остается времени. Конечно, иногда устаю. Мне понравилась фраза Фрэнка Андервуда из известного сериала «Карточный домик» «Самое ужасное, что у человека все-таки есть потребность спать». Я тоже так думаю.
— Сейчас вы заняты еще одним проектом под названием «Кристалл». О чем идет речь?
— Это благотворительный проект — бесплатные тренинги для переселенцев-предпринимателей. Идея возникла после того, как ко мне стали обращаться другие переселенцы с вопросом, как открыть собственный бизнес. Сначала мы общались в «Фейсбуке», а потом стали встречаться в холле Ирпенского горсовета. Я давала им практические советы. Затем возникла идея создать целый проект и пригласить к переселенцам бизнес-тренеров, практикующих предпринимателей. Я уже договорилась с выпускниками Гарвардской бизнес-школы, с которыми познакомилась в Киево-Могилянской академии. И они готовы приехать и бесплатно провести лекции!
Программы тренингов уже разработаны. Все, что требуется от переселенцев, желающих принять в них участие, — подать заявку, справку о том, что являешься переселенцем, и составить план будущего бизнеса по готовому шаблону, который мы предоставим. Человек должен хотя бы иметь представление о том, чем собирается заниматься. Лекции будут бесплатными. Я назвала этот проект «Кристалл», потому что кристалл у меня ассоциируется с прозрачностью и чистотой. Таким должен быть украинский бизнес.
20991Все желающие могут нам помочь, перечислив деньги на развитие этого проекта на сайте biggggidea.com.ua. Кто сколько может. Средства пойдут на аренду зала, печатные материалы и минимальные гонорары тренерам.
Читайте нас у Facebook