Андрей Жовтоног: «Самая главная награда в моей жизни — это Бодька. Живой и здоровый»
Семь лет назад история о том, как 12-летний Андрей Жовтоног из поселка Немешаево Бородянского района Киевской области спас своего братишку, всколыхнула — без преувеличения — всю страну. Увидев, что пятилетний Богдан провалился в заброшенный колодец, Андрей, ни секунды не раздумывая, прыгнул за ним. На дворе стоял декабрь, вода в колодце была грязной и обжигающе холодной. Прижав к себе перепуганного братика, школьник начал звать на помощь. Когда стало ясно, что его крики из глубокого колодца не слышны, Андрей, поднырнув, усадил Богдана себе на плечи и, развлекая малыша сказками и песнями, чтобы тому было не так страшно, семь часов держал его на плечах — до приезда спасателей. Как 12-летнему мальчику удалось сделать то, что под силу далеко не всякому взрослому, Андрей объяснял тогда так: «Был момент, когда чувствовал, что умираю… Удержался одной мыслью: если сдамся — Бодя погибнет».
За невероятную самоотверженность, храбрость и силу воли Андрей Жовтноног получил множество наград: стал в родной школе «учеником года», обладателем премии «Гордість країни — 2010» (учрежденной газетой «ФАКТЫ» и одним из телеканалов) в номинации «Детская храбрость», а канадский благотворительный фонд вручил ему памятную статуэтку и 1500 долларов. О том, как сложилась его судьба, о работе, учебе в Польше и любимой девушке повзрослевший Андрей Жовтоног рассказал «ФАКТАМ» накануне своего 19-летия.
Напомним подробности дня, разделившего жизнь семьи Жовтоног на до и после.
— Мы с детьми собирались к моей куме Насте, — вспоминает мама мальчиков Людмила. — У нее как раз появился щенок, и Андрей с Богданом очень хотели на него посмотреть. Я собиралась забирать младшего из детского сада, но Андрей предложил: «Мам, ты заводи машину и езжай к тете Насте, а я сам заберу Бодьку, и мы прибежим». Я согласилась. Немного погодя приехала к куме, но мальчиков у нее не оказалось. Настя распереживалась: «Это я виновата. Выходила в погреб за компотом, а твои ребята, видать, как раз в ту минуту стучали в дверь. Не достучались и ушли». Я поехала домой. На душе было тревожно: Андрей с детства очень обязательный. Домой всегда приходил вовремя, если шел куда-то с братом, звонил с каждого перекрестка и отчитывался: «Держу Бодю за руку. Зажегся зеленый свет. Переходим». Он просто не мог уйти от Насти домой, не предупредив меня! Я чувствовала: что-то случилось.
Плохие предчувствия не обманули Людмилу. Дома детей тоже не было. Женщина стала обзванивать друзей, родственников, учителей, знакомых. Но внутренний голос подсказывал ей, что стряслась беда.
— Когда жена позвонила мне и сказала, что пропали дети, я не стал терять ни минуты, — рассказывал тогда «ФАКТАМ» отец мальчиков, начальник районного управления ГАИ Бородянки Сергей Жовтоног. — Сразу же позвонил в милицию, МЧС. Начальник ГАИ Киевской области Сергей Деревянко отправил сюда свободные экипажи из соседних районов. Метр за метром мы прочесывали территорию от нашего дома к Насте, к садику и обратно. Просмотрели даже запись камеры наблюдения кафе, расположенного неподалеку от садика Богдана. Увидели на видео Андрея, который шел забирать брата. Обратно они уже не шли. У меня возникали жуткие предположения. Маньяки? Преступники, которые благодаря моим стараниям очутились в тюрьме, а теперь решили отомстить?.. К полуночи я совсем запаниковал.
Пока милиция и спасатели, сбиваясь с ног, разыскивали пропавших мальчиков, те находились фактически у них под носом — в ста метрах от дома той самой тети Насти.
— Я забрал Бодю из садика, мы шли смотреть щенка, и вдруг братишке захотелось побегать, — объяснял через несколько дней после происшествия Андрей. — Бодя взбежал на горку, мимо которой мы проходили, и… пропал. Я бросился туда и увидел, что он провалился в глубокую яму, накрытую жестяной прогнившей крышкой. Богдан не кричал, не звал на помощь, он просто барахтался и захлебывался. Времени звать взрослых не было. Я прыгнул в колодец. За шиворот вытащил на поверхность брата, прижал к себе. Он зажмурился от страха. Я открыл пальцами его глаза и сказал: «Ты мне тут даже не вздумай умирать».
Удержаться на воде с Бодькой на руках было непросто. Я начал искать, на что бы стать. Нащупал ногой какой-то штырь. Бодю, поднырнув под него, усадил себе на плечи. Мы вместе начали что было сил кричать, звать на помощь. Без толку. Братишка испугался, разревелся. Он вообще был уверен, что в этой воде водятся крокодилы. Чтобы его отвлечь, я стал рассказывать сказки — про Красную Шапочку, про Колобка. Потом мы хором пели песни — все, какие помнили. Когда Бодька, сидя на мне, уснул, я ног уже не чувствовал. Казалось, что в шею вогнали нож — все-таки у брата 35 килограммов веса! А потом я вдруг понял, что нас уже никто не спасет. И начал готовить себя к смерти. Чувствовал, что умираю, и очень боялся за брата: как это — он проснется, а я мертвый? И я держался. Не знаю как, но держался. Когда сил уже совсем не осталось, я услышал, что сверху где-то неподалеку ходят люди. Хотел крикнуть — не смог. Стал дергать Богдана, чтобы звал на помощь. Через минуту нам в лицо уже светили фонариком…
Окоченевших от холода братьев нашел Алексей Саенко, сержант полка милиции особого назначения. Спецназовец вытащил Богдана, Андрей сумел схватиться за ремень сам и вылезти наружу. В больницу, куда увезли укутанных в милицейские куртки мальчиков, тут же примчались их рыдающие от счастья родители. Несмотря на то что от сильнейшего переохлаждения и нагрузки Андрей был совершенно синий, с почерневшими губами, не мог ни сесть, ни встать, ни пошевелить рукой или ногой, он еще умудрился утешать маму и отца, убеждая их, что все в порядке. Даже врачи признались, что никогда в жизни не встречали подобного мужества.
*"Когда вратарь «Шахтера» подарил Андрею мяч с автографами всех игроков команды и пожал ему руку, я был очень счастлив, что исполнил мечту своего брата", — говорит Богдан (фото автора)
За минувшие семь лет в жизни Андрея Жовтонога поменялось многое. Из мальчишки с пухленькими румяными щечками он превратился в крепкого юношу атлетического телосложения. Молчаливого, сдержанного, скупого на эмоции. Сейчас Андрей учится на втором курсе Высшей банковской школы в польском Вроцлаве, на факультете международной логистики. До этого окончил Киевский военный лицей имени Ивана Богуна (бывшее Суворовское училище).
— Я давно мечтал о военном лицее, — признается Андрей Жовтоног, приглашая меня в дом. — Еще когда посмотрел по телевизору сериал «Кадеты». Поступил в лицей имени Богуна после седьмого класса, через полгода после того случая в колодце.
— К тому времени ты уже был известен на всю страну. Слава-то хоть помогала в учебе?
— Я о своем поступке никогда никому не рассказывал. Но люди все равно узнавали. Еще когда учился в школе, туда постоянно приезжали журналисты, снимали сюжеты. Что касается военного лицея, я поступал туда не как знаменитость, а наравне со всеми, без блата. И поступать, и учиться было непросто. Например, абитуриент должен сдавать нормативы — минимум пять раз подтягиваться. А я, несмотря на то, что занимался ушу, подтягивался плохо. Максимум раза три. За полгода перед поступлением взялся это исправлять. Занимался на турнике так, что на ладонях кровавые мозоли были. Зато смог подтянуться не пять, а пятнадцать раз.
— Как тебе вообще удалось пройти медкомиссию после того, что ты пережил? Ведь такое сильное обморожение бесследно не проходит. К тому же врачи были убеждены, что тебе не избежать проблем с позвоночником.
— Первые два дня я был в реанимации, потом еще несколько месяцев находился под контролем врачей. Чувствовал себя нормально, только сидеть не мог — спина очень болела. Сейчас со здоровьем все хорошо. В военном лицее тяжелые физические нагрузки, но я их спокойно переносил. Только крепче становился. Мне там вообще очень понравилось. Появились друзья — настоящие «суворовцы», с которыми все трудности переносишь вместе, ешь из одной миски. К сожалению, сейчас наши пути разошлись — все разъехались учиться. Мы созваниваемся, но видеться получается крайне редко.
— По родным, наверное, тоже скучаешь?
— Не то слово. Я уже больше двух лет в Польше, и еще три года впереди, чтобы получить диплом магистра. Первое время без дома, без родных было совсем трудно. Конечно, Польша — это Европа. Другой уровень жизни, обслуживания. Но мне там не хватает многих привычных вещей. Дома ты захотел в лес пойти шашлыки пожарить — пожалуйста. В Польше это запрещено. Как и рыбная ловля без специальной лицензии. Все в жестких рамках, по жестким правилам. Временами это напрягает. Как и отношение некоторых людей, которые явно дают понять, что ты для них — чужак.
*Вручая Андрею Жовтоногу статуэтку «Гордість країни», Владимир Кличко сказал, что по себе знает, как важно иметь старшего брата, на которого всегда можно положиться
— И жизнь, и учеба в Польше гораздо дороже, чем в Украине, — продолжает Андрей. — Например, год обучения в Высшей банковской школе стоит около 30 тысяч гривен (в переводе на наши деньги). Чтобы не тянуть столько из семьи, на летних каникулах я пошел работать. С пяти утра и до самого вечера пахал на стройке. В результате покрыл все расходы на общежитие, еду и частично на учебу. Потом устроился грузчиком — разгружал контейнеры и фуры, помогал людям с переездами, таскал мебель. Сейчас уже полгода работаю в логистической компании «Амазон» (их штаб-квартира находится в Калифорнии). Не логистом пока, конечно. Просто сканирую товары. Но это все же компания, специализирующаяся именно на моей отрасли. Так что я приглядываюсь, учусь, набираюсь опыта. Работаю в вечернюю смену — с 5.30 вечера и до четырех утра.
— После окончания учебы хотел бы остаться работать в Польше?
— Разве что дистанционно. Например, логистом в польской компании, имеющей дочернее предприятие в Украине. Жить я все равно хотел бы дома. Здесь моя семья.
— И любимая девушка…
— Ну да, — засмущался Андрей. — Это правда. Мы познакомились год назад, когда я приехал из Вроцлава домой на каникулы. Мой друг собирался к своей девушке, позвал меня с собой. Среди ее подруг я встретил свою Свету. Разговорились, стали общаться. Она очень интересный человек. Учится в колледже, увлекается настольным теннисом. Только вот с прессой общаться не хочет — смущается.
— Света мне как дочка, — улыбается Людмила. — Мы вместе ходим в кино, болтаем, смеемся. Ждем Андрея на каникулы. Она прекрасно находит общий язык с Богданом.
— Ты тоже хочешь учиться в Польше? — спрашиваю младшего сына Людмилы.
— Сначала в военном лицее имени Богуна, а потом — в Польше, — отвечает 13-летний Богдан.
— И тоже на логиста?
— На… Андрея, — продолжает Богдан. — Я хочу быть похожим на него. Мне вообще с братом повезло. Он добрый, умный. Всему, что я умею, научил меня он: стоять на футбольных воротах, правильно вести мяч. Когда я был младше и, бывало, вредничал и не слушался, мог схлопотать от него подзатыльник. Что, кстати, было только на пользу. Андрей мне не просто брат. Он супергерой, покруче любого Спайдермена.
Недавно Богдан подарил старшему брату такой подарок, о котором Андрей даже не мечтал. Зная, что тот увлекается футболом, с детства болеет за «Шахтер» и обожает голкипера Андрея Пятова, Богдан написал вратарю украинской сборной письмо, которое с помощью программы «Сюрприз! Сюрприз!» на телеканале СТБ удалось передать адресату. Пораженный историей братьев, Андрей Пятов решил устроить своему тезке сюрприз. Ни о чем не подозревающий Андрей Жовтоног, приехав на каникулы домой, пошел с родителями на футбольный матч. А когда игра закончилась, Андрей Пятов взял микрофон и попросил у зрителей минутку внимания:
«Здесь, на стадионе, находится удивительный человек Андрей Жовтоног. Он спас жизнь своему младшему брату, продержав его семь часов на своих плечах, стоя в ледяной воде». Трибуны взорвались аплодисментами.
Через 15 минут вратарь «Шахтера» вышел к своему потрясенному фанату, сказал, что очень гордится знакомством с ним, и подарил футбольный мяч, подписанный всеми игроками команды, а также свою футболку с автографом.
— Мой кумир — Пятов, который играет за сборную Украины… Я столько раз видел его по телевизору и вот уже пожимаю ему руку, фотографируюсь с ним, разговариваю, — не мог сдержать восторга Андрей. — Что я чувствовал? Это не передать.
— Я был очень счастлив, что брат был счастлив, — признается Богдан. — Мне так хотелось его порадовать!
— Встречей с Пятовым приятные неожиданности для меня не закончились, — улыбается Андрей. — В студии программы «Сюрприз! Сюрприз!» мне также вручили официальное письмо от международной логистической компании «Жевко», приглашающей меня на стажировку в Польшу. А еще организаторы проекта на вертолете доставили в студию моего лучшего друга Игоря, с которым мы очень редко видимся, потому что он учится в Праге.
— Какой из всех сюрпризов оказался для тебя самым ценным?
— Все. Огромное спасибо всем, кто организовал все это для меня. Это было незабываемо. Но если говорить о самой большой награде, то для меня это Бодька. Живой и здоровый.
3426Читайте нас у Facebook