«до сих пор на моей памяти не было такого, чтобы человек, тем более ребенок, выжил после удара током в десять тысяч вольт. При таком напряжении земля плавится, как металл! »
Кому из четверых мальчишек первому пришла в голову идея шутки ради оставить село без света, не известно до сих пор. Братья Грабари — девятилетний Ваня, 12-летний Вася и 14-летний Коля — вместе с соседом, семиклассником Василием, попробовали устроить замыкание высоковольтного провода — «чтобы искры посыпались». Это баловство едва не стоило им жизни. Чтобы спасти обгоревшего товарища, старшему из братьев пришлось подставить свои руки под высокое напряжение.
«Праздники же сейчас, а у нас в селе фейерверков еще не было… »
- В тот вечер мальчишки остались одни дома, — рассказывает «ФАКТАМ» Олег Джуман, директор школы села Горожаны Монастыриского района Тернопольской области. — Их родители ушли в гости, и пацаны решили позабавиться. Сначала сожгли скат (резиновая покрышка. — Авт. ), а потом забросили его на высоковольтный провод. Хотели, чтобы свет во всей округе пропал. Эти трое братьев — любители пошалить. Отец у них в Чехии на заработках, а матери одной с такой оравой тяжело. Василий тоже парень шустрый. Он если идет куда-то с классом, то обязательно по каким-то парапетам или перилам. «В десантники, — говорит, — готовлюсь».
Братья Грабари живут вместе с мамой и старшей сестрой в маленьком домике на краю поселка. В общей комнате, которая служит одновременно спальней, гостиной и столовой, тепло. Голые стены заботливая мама Наташа закрыла развешанными повсеместно иконами и старыми фотографиями вперемешку с яркими плакатами политических лидеров. Семья держит корову и обрабатывает огород. Летом старшие ребята стараются еще и устроиться к кому-нибудь из односельчан «в наймы»: то перегной принесут, то коней выведут на пастбище… Зимой же в селе делать решительно нечего. Тем более в вечернее время. Вот мальчишки и придумали себе развлечение, едва не закончившееся непоправимой бедой.
- Мы хотели, чтобы заискрило, чтобы фейерверк получился, — объясняет на своем малопонятном лемковском диалекте самый старший из братьев, Николай. — Праздники же сейчас, а у нас в селе фейерверков не было еще… Ну вот, думали замкнуть провода скатом, стали его забрасывать, но было высоко.
- Один раз скат на дерево попал, так я полез снимать его, чуть не упал оттуда! — хвастается, перебивая брата, девятилетний Ваня, чумазый, с лукавыми карими глазенками.
Собираясь показать мне место происшествия, Коля принаряжается — сбрасывает стоптанные кроссовки и достает с печи красивые черные ботинки. В сопровождении мамы братья всей гурьбой ведут меня к речушке, через которую переброшены наспех сколоченные бревна. Это сооружение трудно назвать мостом. Переходить по нему, не огороженному перилами, мягко говоря, небезопасно для жизни, учитывая трехметровую высоту. Но мальчишки бойко перебегают через мостик и останавливаются возле электрического столба. Провода здесь тянутся на приличной высоте. Каким образом школьники умудрились забросить на них кусок резины, пусть даже привязав к нему проволоку, — загадка.
- Забрасывали несколько раз, но все не получалось, — рассказывает Коля. — Один раз вышло зацепить скат за один провод, а не за два. Ничего не замкнуло, и Вася, наш сосед, пошел его снимать, чтобы не болтался. Как только взялся рукой за проволоку, вдруг закричал. Его стало бить током и трусить. Мы все очень перепугались. Тут я сообразил, что за руку его тянуть нельзя, надо за курточку — она не пропускает ток. Оттащил от провода, и Вася упал в обморок на землю. А я вот, видите? — Коля стягивает с себя перчатки и показывает перебинтованные ладони. Спасая товарища, мальчик получил серьезные ожоги рук. Но в тот момент боли не почувствовал. Говорит, не о себе думал, а за друга переживал.
Звать взрослых на помощь ребята не стали — решили самостоятельно «оживить» друга. Чтобы привести Васю в чувство, потащили его к ближайшему ручейку, который тогда еще не успел замерзнуть, и стали обильно поливать холодной водой. Через несколько минут мальчик пришел в себя.
- Он ничего не помнил, был в шоке, — рассказала «ФАКТАМ» бабушка Василия Ярослава Григорьевна. — Когда он пришел домой, родители даже не поняли, в чем дело, а Вася только плакал. Сейчас ему уже гораздо лучше, а тогда это был настоящий кошмар: майка, рубашка, два свитера и куртка на ребенке прогорели насквозь! На спине, руках и ногах остались уже почерневшие следы от ожогов…
Мама Василия Вера Григорьевна от общения с корреспондентом наотрез отказалась. Заявила, что не пустит журналиста даже на порог, потому что ее сын не должен нервничать и вспоминать о происшедшем. Местной прессе Вера Григорьевна сообщила, что, придя в себя, ее сын очень раскаивался в своей шутке.
«Что спасло детей — не знаю. Чудо — оно и есть чудо!»
Ребятам повезло, что им очень быстро оказали квалифицированную помощь. Отец Василия мгновенно сориентировался в ситуации и отвез юных «пиротехников» в ближайшую больницу — в город Галич Ивано-Франковской области.
- Мальчиков доставили к нам поздним вечером, — рассказал «ФАКТАМ» лечащий врач пострадавших школьников, травматолог Галичской районной больницы Роман Виблый. — У них были ожоги второй и третьей степени. Сутки ребята провели в реанимации, но сейчас я уверенно могу сказать, что с ними все в порядке. Они регулярно приезжают на перевязки и в целом чувствуют себя нормально. Я думаю, они легко отделались благодаря тому, что старший из братьев сообразил оттащить пострадавшего от провода за курточку. Да и привести его в чувство с помощью холодной воды тоже было правильным решением. И все же то, что мальчишки остались в живых после такого невероятного удара током, настоящее чудо!
- В рубашке родились, — соглашается с травматологом Игорь Иванцив, начальник распределительных электрических сетей Монастыриского района. — В тот вечер мне позвонил знакомый из Горожан, сказал, что в селе оборвался провод и при этом пострадали дети. Я вместе с оперативно-выездной бригадой тут же отправился на место происшествия. По дороге узнал, что провод никуда не падал, мальчишки сами начудили. Но на моей памяти еще не было такого, чтобы человек, тем более ребенок, выжил после подобного удара током! Ведь даже 220 вольт могут убить. А тут десять тысяч! При таком напряжении земля плавится, как металл! Что тут спасло — или сопротивление тела, или хорошая, добротная зимняя обувь, которая не провела ток — не знаю. Чудо — оно и есть чудо.
В «Тернопольоблэнерго» решили перепуганных родителей строго не наказывать, никаких штрафов за выходку их мальчишек не накладывать, обойтись лишь устным предупреждением. А еще приняли решение провести в школах района дополнительные уроки по технике безопасности, разъясняющие, чем грозят «игры» с электричеством.
P. S. Автор благодарит за помощь в подготовке публикации Центр общественных связей УМВД Украины в Тернопольской области.
392Читайте нас у Facebook