Нина Попова: "В фильме "Место встречи изменить нельзя" у Заклунной роль совсем маленькая. Но забыть невозможно…"
Театралы любили Валерию Заклунную за роли в Национальном академическом театре русской драмы имени Леси Украинки, которому она отдала 50 лет. А кинозрителям запомнились сыгранные артисткой роли в картинах «Сибирячка», «Любовь земная», «Место встречи изменить нельзя».
Валерия Заклунная ушла из жизни в 74 года. У нее не осталось потомков, а муж и брат умерли до того, как не стало актрисы.«ФАКТАМ» удалось разыскать близкую подругу Валерии Заклунной — актрису Московского театра имени Пушкина Нину Попову, которая рассказала, каким человеком была Валерия Гаврииловна.
— С Лерой мы дружили 54 года, — говорит Нина Попова (на фото). — А познакомились, когда поступили на один курс школы-студии МХАТ. Подружились буквально сразу. Лера была красавица с длинными распущенными волосами. К слову, в студенческие годы мы были похожи и одевались в одном стиле. Нас иногда даже путали.
Помню, как-то пришла в библиотеку, а мне говорят: «Ты уже была ведь!» «Да не я, а Заклунная», — отвечаю. А вообще все мы, девчонки, старались быть похожими на нашего преподавателя — народную артистку СССР Софью Пилявскую, которая была красоты невероятной. Она больше всех любила Леру.
Когда я звонила Софье Станиславовне спустя годы, первый ее вопрос всегда был один и тот же: «Как Лера?» Еще одна наша с Валерией подруга — актриса театра имени К. С. Станиславского Таня Назарова. Дружили мы втроем. И Лера всегда говорила: «У меня есть две подруги — ты и Таня. Больше мне никто не нужен». Лера была человеком достаточно закрытым.
— Ее уход для вас стал неожиданным?
— Все это ужасно. Я позвонила поздравить Леру 15 августа с днем рождения, но она не брала трубку. Звонила домой, на дачу, на мобильный… Еще и еще. Но она не отвечала, и я, обидевшись, подумала: пусть теперь сама мне звонит. О том, что у нее что-то серьезное со здоровьем, и мысли не было. Потом я узнала, что Лера лежала в больнице в Феофании и что у нее обнаружили онкологию. Правда, ей ничего говорить не стали.
Чувствовала ли она, что дни ее сочтены? Думаю, нет. Очень тяжело Лера перенесла смерть мужа Саши от болезни крови. Ей было пусто, одиноко… Практически до последних дней работала.
Когда я узнала, что Леры больше нет, внутри все оборвалось. В телефоне осталось много фотографий, где мы вместе. И на стене сейчас передо мной висит фото, где мы вдвоем. Мы очень любили друг друга. Я часто приезжала в Киев, который обожаю. А Лера много снималась в Москве и всегда жила у меня. Очень трепетно относилась ко мне и Тане Назаровой, к нашим детям. Своих у нее не было, поэтому любила наших. Лера — замечательная подруга.
— Какие моменты общения вспоминаете с особой теплотой?
— Расскажу смешной случай. Когда мы учились в школе-студии МХАТ, Лера изумительно вязала. 1960-е годы — время непростое. Мы часто обменивались вещами. У меня была парадная кофта, а Лера связала из «штопки» очень красивую узкую черную юбку. Когда мне нужно было куда-то идти, я надевала Лерину юбку и свою кофту. А когда Лера шла куда-то, надевала мою кофту и свою юбку. И вот через несколько лет после окончания студии я приехала к ней в Киев, звоню в дверь и вдруг вижу на полу вместо половичка… нашу любимую юбку! Я так рассердилась. Сказала ей: «Эту парадную юбку, Лера, ты должна была хранить всю жизнь, а ты вытираешь ноги»…
— Валерия Заклунная любила модничать?
— Лера всегда хорошо одевалась. Когда пришла популярность, в пору дефицита двери для Валерии всюду открывались. Это касалось не только одежды, но и продуктов. Помню, как в Киеве мы с ней ходили в какой-то подвальчик, где продавались соленья в бочках. Когда Леру видели, ею всегда восхищались.
— У нее были какие-то секреты красоты?
— Лера ходила к косметологу, но никаких пластических операций не делала. Всю жизнь она проходила с одной прической. В молодости любила распущенные волосы, а потом предпочитала пучок.
— Валерия Гаврииловна соблюдала диеты?
— Нет, просто много не ела. Она любила свою профессию. Актриса должна быть всегда в форме. Помню, когда мы были студентками и ехали в троллейбусе, Лера, чтобы все поняли, что артистка едет, стала читать Омара Хайяма, которым мы увлекались.
— Валерия Заклунная любила славу?
— Мне кажется, что относилась к ней с долей юмора. Я была дружна с Богданом Ступкой — так и он никогда не изображал из себя великого, хотя был величайшим артистом. Помню, как позвонил Лерин муж: «У тебя есть знакомые Герои Украины?» Я отвечаю: «Богдан Ступка». А Саша говорит: «Теперь и Заклунная!» Он очень гордился Лерой.
— Какие-то подарки друг другу вы с Валерией Заклунной дарили?
— Для меня самым лучшим подарком был приезд Леры ко мне в гости, а для нее — мой соответственно. Когда я приезжала на съемки и гастроли в Киев, жила у нее. У Леры были чудесная бабушка, родители, брат. Однажды решила сделать Лере сюрприз и приехала в Киев тридцатого апреля — на ее премьеру в спектакле «Оглянись во гневе». Я была потрясена красотой цветущих каштанов на бульваре Шевченко! Лера жила тогда в коммунальной квартире (родители ей оставили там две комнаты) на Липках. Как там пахло липами, когда они цвели! Это было что-то необыкновенное!
Отпуск я любила проводить в Киеве у Леры. Мы ездили в Гидропарк, катались на лодках, влюблялись. У нее тогда был роман с актером театра имени Леси Украинки Валей Сивачом. И я в то время влюбилась в своего первого мужа. Не влюбиться было невозможно — так пахло липами, а когда к тому же тебе совсем мало лет…
Рано утром нас с Лерой навещала ее мама, которую мы звали Валя Георгиевна. Она была статная, красивая и очень вкусно готовила. Как-то поехала в пять утра на Подол на рынок, купила кишку, начинила ее гречневой кашей, картошкой с луком и все это поджарила. Ничего вкуснее той горячей домашней колбасы я не ела. Забыть вкус этого блюда до сих пор не могу!
А у бабушки Лериной получались необыкновенные вареники с вишней. Папа же умел делать очень вкусное яблочное вино. Оно у них всегда стояло дома в бутылях. И сама Лера хорошо готовила. Борщ у нее получался обалденный. Как-то я спросила, в чем секрет. Она сказала, что обязательно нужно обжаривать кусочки старого сала.
Лера была хорошей хозяйкой. И готовила вкусно, и кружевные салфетки и скатерти вязала. Очень любила свою дачу. Сажала кусты, деревца. А как вкусно мариновала и солила помидоры и огурцы! Делала это с удовольствием. Кстати, у нее были необыкновенно красивые руки.
— Любила украшения?
— Носила, но относилась к ним спокойно. Она и без них была красавица. Когда мы учились, на нее все ребята заглядывались.
— А была ли Валерия Гаврииловна счастлива в личной жизни?
— Она трижды выходила замуж. Первым ее мужем был Гарри Бардин — известный мультипликатор. Это был студенческий брак, который продлился всего несколько месяцев. Гарик был старше Леры, но по курсу младше. Он, тоже киевлянин, решил остаться в Москве, а Лера ни в какую не желала оставаться, хотя ее брали в несколько театров. Хотела только в Киев!
Ее пригласил в киевский Театр русской драмы Юрий Лавров. Лера уехала, Гарри остался — на том брак и закончился. Мы были тогда совсем еще дети, хотя казались себе взрослыми.
Вторым мужем Леры был Валя Сивач, о котором я уже говорила. Они прожили вместе 18 лет, но тоже расстались. А потом Лера вышла замуж за Сашу Мироненко. Он был очень хорошим мягким человеком и необыкновенно образованным. С Сашей Лера была очень счастлива.
— На одной из фотографий Валерия Гаврииловна с мужем запечатлены на отдыхе на юге — видимо, в санатории.
— Они любили отдыхать в Крыму. Как я уже говорила, когда Саши не стало, Лера очень страдала.
— Валерия Заклунная водила машину?
— Нет. Думаю, что и не смогла бы.
— За границей актриса часто бывала?
— Да, ездила по миру много. Очень нравилась ей Италия. И я много ездила и езжу. Но мой самый любимый город, признаюсь, Киев. У меня папа родом отсюда. Когда приезжаю в этот замечательный город, всегда отправляюсь в Лавру. Очень мне нравится и Софийский собор.
— Верила ли Валерия Заклунная в судьбу?
— Мы об этом никогда не говорили. Но вообще Лера была атеисткой.
— Какая ее черта вас особенно поражала?
— Лера была очень добрая. К слову, любила животных. У нее раньше жила собака, в последнее время — кошка…
— Творчеством друг друга вы интересовались?
— Конечно. Старались бывать на всех премьерах, волновались… Когда Лера играла на сцене, я всегда получала удовольствие. Но однажды за нее очень испугалась. Лера приехала в Москву со спектаклем «Деревья умирают стоя». Играла на сцене в Малом театре. Я знала, что у нее болит нога. И вот, выходя на поклон, она споткнулась. Я тогда заорала на весь зал.
— Какая кинороль Валерии Заклунной у вас любимая?
— У нее много хороших ролей. И в каждой она хороша! Совсем маленькая у Леры роль в картине «Место встречи изменить нельзя». Но забыть невозможно…
— Она не мечтала уехать в Голливуд?
— Нет, нам тогда даже мысли такие в голову не приходили.
— Несколько лет назад, когда Валерия Заклунная была еще жива, на Байковом кладбище я увидела… ее памятник.
— Лера хотела, чтобы ее рядом с Сашей похоронили. Понимая, что осталась одна (ее брат Володя умер раньше), сама об этом позаботилась.
— Что бы вы сказали вашей подруге сегодня, если бы она могла вас услышать?
— Я бы ей сказала, что очень ее люблю и что мне очень ее не хватает.
6409
Читайте нас у Facebook