"Если люди не смогут передавать показания счетчиков поставщику даже по его вине, им будут насчитывать повышенную плату"
Не секрет, что качество предоставляемых нам услуг по тепло-, водо- и газоснабжению, уборке территорий и вывозу мусора оставляет желать лучшего. Зачастую главной причиной называют устаревшую, неэффективную и монополизированную коммунальную систему. Для ее реформирования на днях парламент принял Закон «О жилищно-коммунальных услугах». Чего ждать от этого документа миллионам простых украинцев, «ФАКТАМ» рассказал исполнительный директор Ассоциации управляющих многоквартирными домами и Украинского института анализа и менеджмента политики кандидат юридических наук Андрей Никончук.
— Какие наиболее важные новшества предлагает недавно принятый закон?
— В первую очередь это изменение порядка договорных отношений между поставщиками коммунальных услуг и большинством потребителей. Многими своими нормами документ предусматривает негласное стимулирование заключения коллективных договоров между жильцами и коммунальными или энергопоставляющими компаниями. В частности, коллективному потребителю, например, обществу совладельцев многоквартирного дома (ОСМД. — Авт.), или управляющей компании обслуживание будет обходиться дешевле из-за отсутствия так называемой абонентской платы. А при заключении прямого договора между владельцем квартиры и поставщиком услуги придется не только оплачивать саму услугу, но еще и вносить дополнительную абонплату.
Хочу сразу отметить, что термин абонплата я использую условно. На самом деле такой дополнительный платеж называется «плата за клиентские услуги или расходы на обеспечение процесса заключения договоров». Проще говоря, это оплата за счет жильцов содержания всей абонентской службы поставляющей компании, призванной общаться с огромным количеством людей, которые будут обращаться для (и после) заключения индивидуальных договоров. Но если подписывается коллективное соглашение, допустим, между «Киевэнерго» и ОСМД либо управляющим дома, то абонплата не взимается.
Таким образом государство подталкивает жильцов многоквартирных домов к объединению, давая возможность сократить потери времени и денег при заключении и обслуживании договоров с поставщиками жилищно-коммунальных услуг.
— Как жильцы могут объединиться для заключения коллективного договора, если в доме не создано ОСМД?
— В законопроекте соответствующий механизм заложен. Предусмотрено некое уполномоченное лицо, которое сможет выступать от имени жильцов дома и заниматься договорами с поставщиками услуг. Но, поскольку в ходе рассмотрения законопроекта в сессионном зале депутатами было внесено 543 поправки, причем многие из них вносились с голоса, пока не ясно, какие именно нормы, цифры и формулировки будут заложены в окончательный вариант закона, поданного на подпись президенту. Давайте дождемся опубликования.
— А как будет происходить заключение индивидуальных договоров между владельцами квартир и поставщиками услуг? Если человек не подпишет соглашение, ему отключат воду, отопление и свет?
— Всем потребителям отправят типовые договоры. В течение определенного срока люди должны их подписать. В проекте говорится о 30 днях. Но пока точно не скажу. Однако если за это время потребитель не подпишет документ и не предоставит свои замечания по нему, но продолжит получать услугу и ее оплачивать, то будет считаться, что он согласен с содержанием договора и он автоматически вступит в силу. То есть, оплатив услугу после получения текста договора, вы формально подтверждаете свое участие в этих взаимоотношениях и признаете содержание документа.
— Следовательно, если я, получив договор, перестал оплачивать услуги, то документ считается не вступившим в силу?
— Выходит так. И здесь возникает почва для всевозможных манипуляций. Например, вы направили поставщику письмо, в котором указали, что не согласны с определенным пунктом договора. Сотрудники поставляющей компании вступают с вами в переписку, так как по закону обязаны найти консенсус. Вы продолжаете выдвигать свои претензии, меняя формулировки, расставляя запятые… И так может продолжаться до бесконечности. При этом вы не платите за услугу, мотивируя тем, что договор не согласован. И отключить вас поставщик формально, по закону не имеет права.
А тем временем задолженность будет расти. Конечно, не исключено, что через какое-то время поставщик подаст на вас в суд. Но он, скорее всего, проиграет, поскольку по формальным признакам потребитель услуги прав. Более того, он сможет апеллировать, что ему монопольно навязали услугу, на которую он не дал согласия. И отказаться от нее не мог, ведь нельзя самовольно отключить свою квартиру от газо-, электро- или водоснабжения.
Понятно, что таких «умных» потребителей поначалу будет не более 1 процента. Подавляющее большинство людей просто оплатят очередные счета, даже не связав их с каким-то присланным договором. Тем не менее схема показывает несовершенство заложенного в законе механизма заключения индивидуальных договоров.
— А может потребитель отказаться от услуг поставщика?
— Смотря каких услуг. Если говорить о воде, то вы вправе сделать это и сейчас. Достаточно написать заявление, и вас отключат от сети, опечатав счетчики. Но если горячую воду вы можете получить, установив бойлер, то где же возьмете холодную?
Хотя по поводу теплоснабжения закон гласит: если на момент его вступления в силу в доме более половины квартир уже отключены от центрального отопления, то хозяева остальных квартир и нежилых помещений тоже могут это сделать в установленном порядке. Таким образом решаются некоторые проблемные моменты, возникшие после введенного несколько лет назад запрета на установку оборудования для индивидуального отопления в многоквартирных домах. Ведь сегодня люди, не отказавшиеся от центрального отопления, вынуждены рассчитываться за весь объем поставляемого теплоносителя, то есть они платят и за себя, и за тех, кто отключился.
Однако у нас нет возможности отказаться от одного поставщика и выбрать другого. У нас монополия. Чьи сети подведены к дому, тот и диктует условия. Это касается и воды, и отопления, и электроэнергии, и газа.
— Какие санкции могут применяться к людям, имеющим долги за жилищно-коммунальные услуги?
— Новым законом вводится пеня за просроченную оплату счетов. Ее точный размер до опубликования закона указать не могу. В проекте предусматривалась пеня в размере 0,1 процента от суммы задолженности за каждый день просрочки. Однако в ходе дебатов этот показатель менялся. Какой будет финальный вариант, пока не ясно. Но в данном случае важны не цифры, а сам факт введения инструмента влияния на неплательщиков, чего не было раньше. Хотя если пеня будет 0,01 процента (а именно такой показатель предлагали депутаты), то есть 3,6 процента за год, то не платить какое-то время за «коммуналку», а направлять эти деньги на свои нужды, получается гораздо выгоднее, чем брать банковский заем. Фактически это товарный кредит с низкой процентной ставкой.
— Однако за большие долги могут прекратить поставлять газ, воду или электроэнергию.
— Да, компании теперь получат право отключать должников. Но я бы хотел посмотреть, как будет выглядеть на практике отключение квартиры от отопления в доме с вертикальной системой разводки, где на каждую батарею приходится отдельный стояк.
— Как поставщику будут передавать показания счетчиков?
— Потребитель обязан будет предоставлять их представителю поставщика или же направлять «разными каналами связи» в определенные сроки. Видимо, подразумевается, что человеку надо указывать цифры на сайтах компаний либо отправлять их по электронной почте. Но подозреваю, что происходить это будет по всей стране так же, как сейчас в Киеве: в определенный день сервер компании недоступен из-за перегруженности, электронные письма не принимаются, а телефон постоянно занят. К сожалению, наши жилищно-коммунальные службы не готовы к переходу на цифровое взаимодействие с потребителями. Да и многие люди тоже. Как пенсионеры станут передавать показания, если они никогда с компьютером не сталкивались, а дозвониться в кол-центр невозможно?
— Но ведь за несвоевременную подачу будут применяться какие-то санкции? Возникнет неразбериха, появятся несуществующие задолженности.
— Да, именно так и будет! Эта норма закона может иметь негативные последствия. Она делает потребителей очень уязвимыми. Если люди не смогут подавать показания счетчиков, даже по вине поставщика, то им просто будут насчитывать плату по так называемым нормам потребления. То есть платежи искусственно увеличатся. Естественно, граждане станут жаловаться, звонить в кол-центры, оттуда их будут направлять в центры обслуживания, там начнется ажиотаж. В этих условиях некоторые люди, не имеющие возможности целыми днями просиживать в очередях, добиваясь правды, плюнут и оплатят завышенные счета либо вовсе перестанут платить. Конечно, потом можно требовать перерасчета, но это хлопотно и долго.
— Предусмотрены ли новым законом какие-либо штрафные санкции к поставщикам услуг, например, за многомесячное отключение отопления и горячей воды?
— Нет. У потребителя вообще крайне мало рычагов влияния на нерадивого поставщика услуг. Максимум, на что вы можете рассчитывать, — это перерасчет в том случае, если удастся доказать нарушения.
8237Читайте нас у Facebook