Отравление Скрипаля: МИД России обвинил химика Мирзаянова в пособничестве терроризму
В среду, 21 марта, в Москве Министерство иностранных дел России провело специальный брифинг по делу об отравлении бывшего полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери. На брифинг были приглашены послы США, Великобритании, Франции и всех других стран. Пришли дипломаты более 50 стран мира, однако полномочные представители западных держав проигнорировали мероприятие. Присутствовали только представители их посольств.
Брифинг длился около двух часов. На нем помимо директора департамента МИД РФ по вопросам нераспространения и контроля за вооружениями (ДНКВ) Владимира Ермакова выступили начальник войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных сил РФ, генерал-майор Игорь Кириллов и бывший директор департамента реализации конвенционных обязательств Министерства промышленности и торговли Виктор Холстов.
Открывая брифинг, Ермаков отметил, что МИД РФ подготовил памятную записку зарубежным послам по «делу Скрипаля», чтобы те как можно скорее передали ее главам своих государств. Содержание записки, по его словам, «носит несколько подсушенный, технико-юридический характер». А вот заявления участников брифинга были более эмоциональными.
«Сразу скажу, что ни одна из тех версий, которые мы уже услышали от Великобритании, не выдерживает никакой критики… Остается теперь только догадываться, кто и с какой целью пытается сейчас ввергнуть Британию в очередную грязную и опять-таки заведомо проигрышную для Лондона авантюру против России. Неужели это какой-то гипноз под действием показанного несколько месяцев назад в Великобритании сериала Майкла Бассетта „Ответный удар“ (Strike back) с еще тогда задействованным в этом фильме „Новичком“?» — сказал Ермаков.
«Все более очевидным становится то, что нападение в Солсбери на Скрипаля — это, скорее всего, очередная грубо сфальсифицированная, противоправная авантюра. Остается лишь раскрыть, кто за этим стоял и какие цели преследовал. Ясно лишь одно: Россия к этому абсолютно непричастна. Хотя бы по одной простой причине — для России такая авантюра просто недопустима, она по всем параметрам нам не выгодна», — добавил глава ДНКВ.
Виктор Холстов отметил, что Россия не производила каких-либо не объявленных по конвенции ОЗХО химических веществ. «Я со всей ответственностью заявляю, что каких-либо веществ отравляющих, кроме тех, которые были объявлены Россией по Конвенции о запрещении химического оружия в 1997 году, Россия не производила, и, соответственно, их запасов у нас нет», — сказал он.
Холстов подчеркнул, что все запасы были объявлены Россией, проверены представителями технического секретариата ОЗХО и уничтожены под контролем на постоянной основе инспекторами организации.
Ермаков подчеркнул, что Москва, несмотря на требование провести «всестороннее и полное расследование», до сих пор не получила полноценных ответов по делу Скрипаля. Если Запад продолжит выдвигать бездоказательные обвинения, то на такой основе взаимодействовать невозможно, отметил он.
По словам российского дипломата, в этом контексте особенно важным становится привлечение международных экспертов к расследованию инцидента, но у Москвы есть вопрос, на основании чего ОЗХО сотрудничает с Великобританией по «делу Скрипаля».
«Мы намерены прояснить в ОЗХО, на основании какого пункта статьи 8 конвенции сотрудничает техсекретариат и Великобритания. Обращаем внимание на то, что статья 8 посвящена структуре ОЗХО и распределению полномочий между ее органами», — заявил Ермаков на брифинге.
Дипломат напомнил, что техсекретариат не вправе проводить в рамках конвенции по запрещению химоружия никакой анализ национальных расследований, как это запросила британская сторона. Необходимо открытое расследование с предоставлением всем заинтересованным сторонам всех данных, чтобы потом одна сторона не представила результаты как «истину в последней инстанции», заявил Ермаков.
«Потребуются более глубокие экспертные оценки, и в любом случае для того, чтобы Россия могла сделать какие-то выводы, нам нужно провести собственное расследование», — отметил дипломат.
Игорь Кириллов поднял вопрос о роли британской лаборатории в Портон-Дауне, куда прибыли эксперты ОЗХО для встречи с британскими следователями.
«Одним из наиболее значимых объектов Великобритании, занимающихся разработкой и исследованием отравляющих веществ, является лаборатория Портон-Даун, расположенная по счастливой случайности в нескольких километрах от города Солсбери. Общеизвестным и признанным в 2006 году правительством Великобритании фактом является проведение страной экспериментов на Рональде Мэдисоне и 360 иных гражданах с целью изучения боевого действия отравляющего вещества зарин на человека. До настоящего времени лаборатория Портон-Даун является сверхсекретным объектом, официально в списке деятельности которой значатся не только работы по утилизации старых образцов химического оружия, но и проведение экспериментов под предлогом выработки защитных мер от воздействия химического и биологического оружия», — поддержал его Ермаков.
Первый вопрос представителям МИД России задала представитель посольства Словакии. Она поинтересовалась, какую роль могли играть Чехия, Словакия и Швеция в разработке отравляющих веществ, аналогичных «Новичку».
Ранее официальный представитель МИД России Мария Захарова заявляла, что источником происхождения вещества, которым отравили Скрипаля и его дочь, могут быть страны, которые «примерно с конца 1990-х годов, в том числе по настоящее время, проводят интенсивные исследования веществ из проекта «Новичок». В их числе она назвала Великобританию, Словакию, Чехию, Швецию.
Ермаков, отвечая на вопрос, отметил, что вопросы к Чехии и Словакии возникли случайно, претензий к Братиславе и Праге у Москвы нет. «К счастью или к сожалению, но Словакию назвали просто как часть бывшей Чехословакии. Мы потом проверили по нашим данным — и в Чехословакии был высокий потенциал химико-технологических разработок. Это ни в коем случае не означает, что мы Чехословакию в чем-то обвиняем, это мы, наоборот, через позитив говорили: говорили о высоком уровне технической промышленности Чехословакии. И вот как-то случайно по нашему недосмотру получилось, что не Чехия просто, а еще и Словакия была в этом ряду названа. Поэтому приносим вам извинения, что такая случайность была допущена», — несколько косноязычно извинился Ермаков.
Отвечая на аналогичный вопрос представителя посольства Швеции, Ермаков отметил, что «никаких обвинений в адрес Швеции с нашей стороны точно не было». Он подчеркнул, что Россия в принципе никого и ни в чем не обвиняет по «делу Скрипаля».
«Мы очень внимательно отслеживаем развитие ситуации вокруг дела Скрипаля. Мы фиксируем абсолютно все детали. Уверены, что со временем авторы и участники этой провокации все же понесут наказание… Другой немаловажный момент, который мы естественно заметили, который крайне важен для полноты вашего понимания. Хочу еще раз отдельно подчеркнуть: Россия никого ни в чем не обвиняет, просьба не передергивать в столицах то, что мы реально говорим», — добавил Ермаков.
Представители западных дипломатических миссий использовали брифинг не только чтобы задать вопросы по делу Скрипаля, но и чтобы в очередной раз подтвердить свою солидарность с Великобританией. Об этом заявили в том числе представители посольств Франции и США. Последний, в частности, сказал, что Вашингтон вместе с Лондоном приложат нужные усилия, чтобы привлечь Россию к ответственности в связи с делом Скрипаля.
«Вы атакуете, атакуете и еще раз атакуете коллегу из Британии и в этом формате, на этом форуме, вместо того, чтобы продемонстрировать ту смелость, на которую мы надеялись в XXI веке. Российская Федерация продолжает свою тактику, отрицая свою ответственность, отвлекая внимание и дезинформируя… Мы привлечем Россию к ответственности за ее незаконные действия», — заявил представитель посольства США на брифинге в Москве.
Ермаков поинтересовался, какую оценку выступлению дипломата дали бы американские юристы. «Наверное, у вас такое задание из Вашингтона, так что каждый выполняет свою миссию», — добавил он и подчеркнул, что произошедшее в Солсбери «никому не понятно».
Российский дипломат заявил, что «солидарность партнеров по НАТО правильна». «Обвинения в адрес России? Да мы их от вас столько слышали, что честно говоря, вот совершенно уже не волнует… Хотим расследовать то, что произошло в Солсбери — давайте расследовать. Вот в этом и была бы солидарность. А так нам — еще раз повторю — не на что еще отвечать, постановки вопроса нет», — заявил Ермаков. Он снова призвал раскрыть всю информацию по происшествию.
Дипломат отметил, что в Великобритании почти повсюду установлены камеры видеонаблюдения. «У вас абсолютно все зафиксировано. Поделитесь — мы поможем вам с расследованием», — сказал Ермаков.
Игорь Кириллов обратил внимание на то, что «голословные обвинения» в адрес России по делу Скрипаля базируются на основе заявлений химика Вила Мирзаянова. Кириллов напомнил, что Мирзаянов в 1996 году иммигрировал в США, а сейчас «работает на правительство США в городе Принстоне, штат Нью-Джерси».
«В 2008 году Мирзаянов опубликовал книгу, в которой была указана формула вещества, которое Британия именует „Новичком“, а также подробно описаны процессы синтеза данного вещества. Именно со слов самого Мирзаянова, отравляющее вещество нервно-паралитического действия „Новичок“ более чем в десять раз смертельнее всех известных и ранее разработанных веществ. Располагая формулой из данной книги, имея образование… химического университета, достаточно иметь необходимое оборудование, химические элементы, чтобы без особого труда получить боевое отравляющее вещество. То, что он в свое время опубликовал в открытом источнике формулу боевого отравляющего вещества уже является пособничеством терроризму», — заявил российский генерал.
«Следовательно, все вопросы о якобы существовании „Новичка“, его свойствах, необходимо задать господину Мирзаянову, который работает на США… Россия не имеет к этому никакого отношения», — подчеркнул Кириллов.
Читайте нас у Facebook