ПОИСК
Політика

Генеральный прокурор украины александр медведько: «мне не дает спать уголовное дело об отравлении виктора ющенко»

0:00 19 березня 2008
Інф. «ФАКТІВ»
Побывавший в редакции «ФАКТОВ» Генеральный прокурор рассказал о расследовании резонансных дел

Прибывший в редакцию «ФАКТОВ» Александр Медведько был сама галантность: женщинам преподнес цветы, главному редактору — издание Генпрокуратуры «Вчсник Генеральнощ прокуратури». Главный редактор нашей газеты Александр Швец тоже в долгу не остался — гостям подарили первый номер нового еженедельника «События и люди», выпускаемого командой «ФАКТОВ».

Общение с читателями было настолько плотным, что за час Александр Иванович успел ответить на 31 звонок — со всех регионов Украины.

Из этих вопросов мы постарались выбрать самые полезные и интересные.

«Кроме версии отравления во время ужина на даче Сацюка, рассматриваются и другие»

 — Александр Иванович, звонит Мария Сергеевна из Киева. Интересно, есть ли такие уголовные дела, которые вам, выражаясь по-простому, спать не дают?

РЕКЛАМА

 — Коне-е-ечно! Мне не дает спать уголовное дело об отравлении Виктора Ющенко. И хоть я не сторонник разделять дела на резонансные и нерезонансные, это уголовное дело стоит особняком, ведь совершено преступление против первого лица государства!

 — А на какой стадии сейчас находится расследование?

РЕКЛАМА

 — По делу проведен большой объем работы… Расследование ведется не только в Украине, но и в России, и в других странах. Как человек объективный, я не могу сказать: «Вот найдены подозреваемые, мы их сейчас доставим и предъявим им обвинение».

 — А следствие рассматривает только одну версию времени отравления — во время известного уже всей стране ужина у тогдашнего заместителя председателя СБУ Сацюка, или есть и другие?

РЕКЛАМА

 — Рассматриваются и другие версии, и другое время.

 — На днях генерал Скипальский, который в свое время руководил обеспечением безопасности кандидата в президенты Виктора Ющенко, дал интервью, в котором почти прямо указывает, что к этому отравлению причастно тогдашнее ближайшее окружение Виктора Андреевича. Как вы это прокомментируете?

 — Я уважаю г-на Скипальского, его высокий профессионализм, но все-таки просил бы — и его, и других — воздерживаться от комментариев, особенно в отношении того, кто мог быть причастен к этому преступлению. Считаю, что это вредит следствию.

 — Здравствуйте, господин Генпрокурор! Звонит вам Елена. Я из шахтерской семьи, живу в Донбассе. Слышала, что на днях в Генпрокуратуру обратились специалисты Госпромнадзора с заявлением о том, что на шахте имени Засядько вскоре могут повториться взрывы.

 — Действительно, нам передано заявление о том, что на шахте имени Засядько сложилась такая ситуация с безопасностью условий труда, и не исключено, что при положении, которое существует на шахте, возможны неблагоприятные последствия.

Вероятно, эти обвинения связаны со вчерашним отъездом в Польшу Ефима Звягильского (который фактически возглавляет эту шахту), чтобы привлечь к экспертизе и польских специалистов. Насколько мне известно, Ефим Леонидович не согласен с выводами государственной комиссии о причинах взрыва. Он считает, что на шахте взорвался неизвестный шахтный газ, а не «метан» или «газово-метановая смесь». Поэтому техника и не смогла его уловить, отреагировать… Возбуждено и расследуется уголовное дело. Кто-то обвиняет органы прокуратуры в слишком продолжительном расследовании, однако это дело из категории необыкновенно сложных, ведь мы до сих пор не можем приступить даже к осмотру места взрыва. Вы ведь знаете, что там сначала все выгорело, а затем шахта была затоплена. На другой шахте Донецкой области по аналогичным причинам следствие длилось более пяти лет, и только совсем недавно мы закончили расследование данного уголовного дела и передали его в суд.

 — Я слышала, что инспекторы Госпромнадзора жаловались на то, что руководство шахты не допускает их туда…

 — Недавно у нас проводилась коллегия по охране труда, на которой были озвучены такие цифры: на угольную промышленность приходится 36 процентов всех погибших на производстве. А сегодня утром я услышал об этом заявлении Госпромнадзора. Мы обязательно разберемся с этой ситуацией и в ходе расследования дела о взрыве дадим ему оценку. Если действительно будет установлено, что работе инспекторов препятствуют, а недостатки не устраняют, безусловно, должностные лица будут отвечать за это.

 — Александр Иванович, вас беспокоит Галина Анатольевна из Житомира. Читала в прессе, что бывший Генпрокурор Святослав Пискун пообещал, что после решения Апелляционного суда Киева его восстановят на той должности, которую сейчас занимаете вы. Это возможно? Какие у вас с ним отношения?

 — Святослава Михайловича я знаю с 2002 года, когда меня пригласили работать его заместителем. Вообще со Святославом Михайловичем было комфортно сотрудничать!

 — В каком смысле?

 — Он работал на полном доверии. Считал, что нескольким заместителям и первому заму — Сергею Маркияновичу Винокурову, который курирует всю работу, надо полностью доверять! Это, на мой взгляд, качество хорошего руководителя.

 — Вы так же работаете?

 — Конечно, я тоже работаю на полном доверии!.. Но, наверное, делаю больше черновой работы, нежели Святослав Михайлович. Но у каждого свой стиль работы.

Пискун не раз обращался в суд. По решению суда был восстановлен, Указом Президента это решение суда было исполнено. Потом снова увольнение, мое назначение… И так далее.

У меня с Пискуном нормальные человеческие отношения. Последний раз — 29 февраля — он, кстати, заходил в прокуратуру как народный депутат — с обращением. Мы поговорили, выпили с ним по чашке чаю…

Не знаю, кому как, может, другим генеральным прокурорам легче работается, но моя прокурорская шапка очень тяжела.

И самое сложное — это политическая нестабильность. Кто-то заявляет, что Генеральный прокурор — сторонник одной партии, кто-то — что другой. Бесконечные требования об отставке Генерального прокурора, рассмотрение положения с отставкой на парламентском комитете… Какое мнение может сложиться у работников прокуратуры?

И вот комитет состоялся. И все, за исключением Владимира Стретовича, проголосовали против того, чтобы выразить мне недоверие. Но надолго ли?

 — Здравствуйте! Это звонит Елена из Киева. Александр Иванович, 21 ноября в 49-й школе города Киева был избит мой ребенок-четвероклассник на глазах у своих одноклассников. Дети запуганы родителями одного из учеников, которые избили сына. Об этом писали в газете «ФАКТЫ». А 6 февраля Шевченковский райсуд отменил постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, но только через месяц Шевченковская прокуратура передала эти материалы в милицию. Создается впечатление, что кто-то специально затягивает дело и не хочет принимать объективного решения.

 — Я поручу прокурору Киева взять это уголовное дело на контроль, и он доложит мне о ходе следствия. Мы примем все меры для того, чтобы дело было рассмотрено объективно и по нему было принято законное решение.

«В отношении Луценко возбуждались уголовные дела, но суды — вплоть до Верховного, признали, что они возбуждены необоснованно»

 — Добрый день! Я — Прокопенко Вадим Викторович, инженер, житель Киева. Меня интересуют три вопроса. Первый — будет ли завершено уголовное дело против Рудьковского? Второй — как правильно поступить, если на придомовой территории, где ты живешь, начинают строительство? И третий — когда всех уравняют перед законом?

 — Уголовное дело в отношении Рудьковского закончено. Он и его адвокаты уже ознакомились с материалами дела. Как только мы рассмотрим ходатайства адвокатов, будет принято решение о дальнейшем продвижении уголовного дела. Думаю, это и есть пример того, что все-таки закон у нас есть, прокуратура работает, и перед законом все равны. Согласны?

Если начинается строительство на придомовой территории, надо вести себя согласно закону. Не устраивать дебошей, драк… А обратиться в компетентные органы. Узнать, кто организовал эту стройку, насколько она законна, есть ли разрешение. Если документы не предоставляют, обратитесь в районную прокуратуру по месту вашего проживания…

 — Это пан Александр Медведько? Вас беспокоит частный предприниматель, инвалид из Закарпатской области, Ужгородского района Корбут Леонид Андреевич. Я хотел бы пожелать вам здоровья в это нелегкое время и хочу вас попросить помочь мне в моем вопросе. У меня отнимают бизнес, выселяют из села. Уже длительное время меня терроризируют наши депутаты вместе с главой райсовета. Думаю, дело не обошлось без взяток, потому что меня выгоняют совершенно безосновательно. И не только из бизнеса, но даже из села. Я обращался к прокурору Ужгородского района, но он сказал, что не может мне в этой ситуации помочь. Не могли бы вы мне как инвалиду в этом помочь? Этот бизнес кормил двух моих детей. Деньги, конечно, мизерные, но я их зарабатываю.

 — Леонид Андреевич, благодарю вас за хорошие, добрые слова в мой адрес… Вы пробовали обращаться к прокурору области? Ведь если есть основания, прокуратура может опротестовать решение местного совета. Поэтому я вас прошу: обратитесь к прокурору области, а я, в свою очередь, попрошу Юрия Юрьевича Бенца, чтобы он лично принял вас.

 — Господин Генеральный прокурор! Это Иван из Ивано-Франковска. Скажите, пожалуйста, приходит ли бывший министр Василий Цушко на допросы к следователю, который ведет дело о захвате «Беркутом» Генеральной прокуратуры, и в каком статусе экс-министр проходит по этому делу?

 — Цушко — а он пока в статусе свидетеля по делу — на допрос не пришел. Сейчас мы находимся на такой стадии расследования, что без участия Цушко двигаться вперед нельзя. Следователь составил большой перечень вопросов, которые необходимо задать Василию Петровичу. Только получив ответы на них, мы сможем принять процессуальное решение. В частности, по его статусу.

 — А экс-министр не уехал из страны?

 — Одни говорят, что он в России, другие — что за рубежом. Из заявления Социалистической партии Украины я знаю, что он находится в Украине. В качестве свидетеля мы не имеем права подавать его в розыск. Но свидетеля можно принудительно доставить на допрос. Надеюсь, что в ближайшее время мы все-таки встретимся с Василием Петровичем…

 — Это Григорий Степанович из Харькова, полковник милиции в отставке. Уголовное дело против Рудьковского расследуется, а против Юрия Луценко, которого также подозревали в том, что они с женой использовали государственный самолет в личных целях, почему-то нет.

 — В отношении Луценко действительно возбуждались уголовные дела, но суды — вплоть до Верховного — признали, что они возбуждены необоснованно, и в этих делах поставлена точка.

 — А как в перспективе будет рассматриваться его конфликт с Черновецким?

 — У мэра Киева легкие телесные повреждения, и это, по идее, могло бы быть делом частного обвинения. Но согласно уголовно-процессуальному законодательству, когда проступок имеет общественное значение, резонанс, возбуждается уголовное дело в общем порядке, и проводится расследование.

Такое решение и было принято, поскольку все-таки одной стороной конфликта был мэр нашей столицы, а другой стороной — министр внутренних дел. Практически все следственные действия по этому делу завершены, допросы закончены, в отношении г-на Черновецкого получено судебно-медицинское заключение, которое установило легкие телесные повреждения с расстройством здоровья. Сейчас ожидаем заключения экспертизы в отношении Луценко.

Прокурор Киева сказал, что в ближайшие среду-четверг мы получим это заключение, а потом будем решать судьбу данного дела.

 — По словам Луценко, возбуждены сотни уголовных дел по фактам земельных злоупотреблений в Киеве.

 — Уголовных дел действительно возбуждается масса. Я читал последнее интервью Юрия Луценко «Деловой столице». Затронув вопрос о нарушении земельного законодательства столицы, Юрий Витальевич говорит о том, «что только в январе-феврале мы выявили шестьсот преступлений».

Я не знаю, что он имеет в виду: дела только по Киеву или в целом по государству? В столице органами внутренних дел было возбуждено уголовное дело по мошенничеству с земельными участками — это, по-моему, в Деснянском и Голосеевском районах. А прокуратура города посчитала, что там есть злоупотребление служебным положением, и приняла дело в производство. Сейчас оно расследуется. Ведутся допросы, назначена 31 почерковедческая экспертиза.

 — Это связано со студентами, которым якобы была выделена земля?

 — Да, многие из них заявили о том, что никогда таких заявлений не писали, что им давали деньги — до двухсот, по-моему, гривен… По результатам экспертиз мы будем принимать меры к окончанию следствия.

А что имел в виду Юрий Витальевич, когда говорил о шестистах уголовных делах, я не знаю.

 — Александр Иванович, вы когда-нибудь отдыхаете? Это Ольга Сергеевна из Донецка интересуется. Ведь вас можно спросить не только о работе?

 — Можно.

 — Чем вы увлекаетесь, как подбираете костюмы, рубашки, галстуки. Какие у вас часы? В последнее время, вы знаете, у генеральных прокуроров об этом спрашивают.

 — Это в Верховной Раде спрашивают. Но раз уж на то пошло, отвечу. Я ношу самые обыкновенные, хоть и швейцарские, часы «Омега». Они у меня очень давно, простенькие, маленькие.

 — А любимая еда ваша какая?

 — Самая простая, традиционная. Я люблю жаренную на сале картошку, кусок хорошего мяса, огурчик…

 — И рюмашка, да?

 — Коне-е-ечно.

 — Вы не поститесь?

 — Сейчас пощусь. Мой заместитель Виктор Павлович Пшонка очень верующий человек, держит этот вопрос на контроле. А костюмы я выбираю почти всегда сам. Рубашки-галстуки же — в основном, на жене.

 — Бывает у вас время для отдыха?

 — Мои заместители не дадут соврать, но я, к сожалению, не умею отдыхать. Как правило, в отпуске бываю пару недель в году, не больше… В основном, в Крыму либо у родителей. Сейчас уже только у мамы, в Дружковке Донецкой области. Отец, к сожалению, пять лет назад умер. Маме 79 лет, поэтому я стараюсь чаще навещать ее, поддерживать. Кстати, моя мама прекрасно готовит. Все мои друзья об этом знают, и когда я приезжаю в город, стремятся ко мне попасть, попробовать мамину готовку… Какие у нее пельмени!

Или кролик. Раньше мои родители жили в собственном доме, хозяйство держали, у них были две коровы, куры, свиньи, много кролей. Приходилось много работать.

 — Как все уже знают, председатель СБУ подарил своей жене на 8 Марта отдых в фитнес-центре. А вы своей жене что подарили?

 — Супруге, дочери, старшей внучке подарил по косметическому набору… Ну а маленькой внучке — колечко.

Кстати, в молодости я очень любил спорт, играл в футбол — выступал и за город, и за район. Был чемпионом Донецкой области по настольному теннису среди школьников. Очень любил теннис! Когда учился в юридическом институте, мы заняли четвертое место в Харькове. Сейчас стараюсь не пропускать важные футбольные матчи, болею, в основном, по телевизору. Конечно, моя любимая команда — донецкий «Шахтер», а на втором месте — «Динамо» Киев. И очень жаль, что в последнее время они не добиваются побед на европейском уровне.

Материал подготовили

Ирина ДЕСЯТНИКОВА

и Светлана ОЛЕФИР, «ФАКТЫ»

 

534

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів