«Когда мы начали бальзамировать тело Пирогова, в российских СМИ было много шума»
— Олег Петрович, расскажите, пожалуйста, предысторию этого вопроса…
— В 1881 году, когда Пирогов умер, его тело с разрешения Священного синода забальзамировали. Это сделал на четвертый день после смерти ученого его ученик Давид Выводцев — по собственному методу. Кстати, одним из врачей, присутствовавших на бальзамировании, был директор Анатомического театра, всемирно известный ученый Владимир Бец (именно он открыл пирамидные клетки в головном мозге, которые так и назвали — клетки Беца). И последующие 65 лет к телу Пирогова никто не прикасался.
Хотя вопрос о ребальзамировании поднимался несколько раз, его дата постоянно переносилась. Наконец, остановились на середине лета 1941 года. Но этим планам не суждено было сбыться: началась война. Когда гитлеровцы заняли Винницу, то, учитывая заслуги Пирогова, который в свое время лечил первого канцлера Германии Отто фон Бисмарка, возле его склепа даже установили пост.
После освобождения города от нацистов в 1944 году Сталину сообщили, что там хранится тело выдающегося врача-хирурга. Тот приказал срочно реставрировать склеп и создать музей-усадьбу Пирогова. Под контролем НКВД в Москве и Ленинграде конфисковывали все предметы, связанные с именем Пирогова, и отправляли в Винницу, где в 1947 году был открыт музей.
* Национальный музей-усадьба Николая Пирогова
— И снова возник вопрос ребальзамирования тела: кто его проведет? - продолжает Олег Мельник.
— Наверное, те, кто занимался сохранением тела Ленина?
— Да. В Москве в то время уже существовали соответствующие лаборатории, которые обслуживали Мавзолей Ленина. Это интересная история, непосредственно связанная с темой нашего разговора.
Во время вскрытия тела «вождя мирового пролетариата» профессор Абрикосов удалил не только все органы грудной и брюшной полости, но и мозг — искали признаки гениальности. Провести бальзамирование тогда предлагали многим, но все боялись ответственности, тем более что председателем госкомиссии был сам председатель ВЧК Дзержинский. В конце концов к делу подключился химик Збарский (кстати, уроженец города Каменец-Подольский). Но сам он не мог справиться — нужен был еще и анатом. Збарский долго убеждал профессора Владимира Воробьева (уроженца Одессы) ему помочь. И тот в конечном итоге согласился. Бальзамирование тела Ленина они начали на 56 день после смерти. Ассистировал им ученик Воробьева — Рафаил Синельников, позже известный ученый, доктор медицинских наук, профессор Харьковского медуниверситета. Когда в 1941 году тело Ленина эвакуировали в Тюмень, сопровождал его именно Синельников.
Таким образом Синельников был фактически единственным в Украине ученым, который мог провести в 1947 году ребальзамирование тела Пирогова — первое после смерти выдающегося хирурга. Процедуру потом несколько раз повторяли. Но, к сожалению, ни Рафаил Давидович, ни его коллеги не оставили никаких записей: ни о том, что именно они делали, ни о составе раствора.
С 1978 года это важное дело было поручено Всесоюзному институту лекарственных и ароматических растений: тело Пирогова доставили в Москву, в Мавзолей Ленина на ребальзамирование. Повторно процедуру провели через десять лет. Обо всех работах был сделан довольно подробный отчет, который хранится в архивах Национального музея-усадьбы Пирогова. Но опять же, главного — состава бальзамировочного раствора — в нем нет. Чтобы проиллюстрировать важность этого, напомним: белок куриного яйца и яд змеи состоят из одним и тех же веществ, просто в разных соотношениях.
Начиная с 1994 года сотрудники Мавзолея периодически наезжали в Винницу и занимались ребальзамированием уже на месте. И снова все делали сами, не допуская сотрудников музея. Последнее такое ребальзамированиие, девятое по счету, провели в 2011 году. Десятое запланировали на 2016-й. Но события 2014 года фактически изменили наш мир. И пришлось признать его реалии. Для директора музея-усадьбы Пирогова Петра Гунько они стали неутешительными: тело Пирогова могло быть утрачено. Пытаясь решить эту проблему, он обратился в правительство и получил ответ: искать специалистов в Украине. Следующие два года Гунько провел в поисках.
— А как вышли на Вас?
- В октябре 2016 года винницкая газета «33 канал» опубликовала материал о том, что тело Пирогова может быть утеряно, поскольку процедуру ребальзамирования умеют проводить только российские специалисты, которые занимались этим раньше. Этот номер попал в руки директора Винницкой государственной лаборатории ветеринарной медицины, почетного члена нашей кафедры Александра Кыливныка. И уже он обратился ко мне, так как знал: с 2004 года на нашей кафедре начали разрабатывать методы полимерного бальзамирования (пластинации). Надо сказать, что еще в 2006 году я посетил Винницу, где посоветовал провести анализ состояния тела Пирогова и предложил новые методы бальзамирования, которые смогут сохранить его. Но тогда мне не разрешили даже приблизиться к саркофагу!
Посвятив десять лет совершенствованию методов полимерного бальзамирования и получив довольно большой опыт, вновь предложил помощь. И на этот раз руководство музея-усадьбы согласилось. Прошлой осенью мы обсудили процедуру и на заседании Пироговской комиссии я доложил о своих идеях. После долгой подготовки в марте 2018 года мы приступили к ребальзамированию.
* Украинские ученые проводят ребальзамирование тела Пирогова
— В процессе работы, кстати, мы сделали около 30 изобретений, — добавляет собеседник. — Например, был разработан специальный комбинезон, полностью отличающийся от российских аналогов, и другое. И сейчас тело Пирогова вернулось в склеп, на место упокоения.
* После ребальзамирования тело Пирогова вернули в склеп
— Полагаете, это последнее ребальзамирование?
— Конечно, нет. Мы будем наблюдать за состоянием тела, улучшать рецепты. Если бы на нашей кафедре была создана промышленная лаборатория полимерного бальзамирования (а я пока единственный в Украине, кто занимается этим методом), мы могли бы сделать много интересного и полезного. Но и сейчас, думаю, неприятных сюрпризов с телом Пирогова не будет.
* Члены исполнительной группы Пироговской комиссии (слева направо): заведующий кафедрой анатомии, гистологии и патоморфологии животных Национального университета биоресурсов и природопользования Украины Олег Мельник, сотрудники Национального музея-усадьбы Пирогова — директор Петр Гунько и ученый секретарь Виктор Гайдуков, сотрудники Винницкого национального медицинского университета им. Пирогова проректор Юрий Гуминский, доцент Сергей Гриценко, ассистенты Павел Стельмащук и Леонид Залевский
— Какой была реакция российских коллег?
— Еще когда наша команда только приступала к работе, в российских СМИ было много шума: «Украина без нас не сможет», «Они угробят тело Пирогова» и тому подобное. Но мы смогли!
Когда я позвонил коллегам в Петербург, то услышал: вы не представляете, что сделали. Вы разрушили монополию Мавзолея, а это имеет мировое значение.
* Фото предоставлены Олегом Мельником
2856Читайте нас у Facebook