«после инфаркта у меня почти все сосуды, идущие к сердцу, были закупорены тромбами. Еще один приступ — и бывай здоров! Умер бы»
«Ежегодно в Украине надо делать 50 тысяч операций на сердце, а выполняется лишь 12 тысяч»
— Ну и что, что я стал первым пациентом? Хирурги-то опытные, умеют делать сложные операции. А вот чего боялся — умереть, — признается киевлянин Дмитрий Потапович. — Инфаркт перенес в 2007 году. После лечения врач посоветовал сделать коронарографию — проверить все сосуды, которые обеспечивают сердце кровью. И, представляете, они были почти полностью закупорены! Один — на 100 процентов, второй и третий — на 85. Тут и мне стало ясно, почему задыхаюсь и плохо себя чувствую. Еще один приступ — и бывай здоров! Умер бы.
Мы с Дмитрием Потаповичем беседовали в реанимации киевского Центра сердца на следующий день после операции. Чтобы мужчина мог со мной говорить, с его лица сняли маску, в которую подают кислород. Я обратила внимание на туго забинтованные ноги пациента. Чтобы пустить кровь в обход забитых тромбами участков сосудов, питающих сердце, ему вшили четыре вены, взятые с ног.
— Наша реанимация рассчитана на 24 места, но пока заняты всего две кровати, — говорит директор столичного Центра сердца доктор медицинских наук Борис Тодуров. — Третьего апреля, в четверг, я сделал первую операцию в стенах новой клиники — Дмитрию Потаповичу. На следующий день заменили клапан женщине. Пять операционных нашего центра позволяют делать 15 вмешательств каждый день. Причем оперировать будем и детей, и взрослых. В Киеве уже работают шесть клиник, где помогают таким больным: Институт кардиохирургии имени Н. Амосова, Институт хирургии и трансплантологии имени А. Шалимова, Институт кардиологии имени Н. Стражеско, Феофания, городская Александровская больница (бывшая Октябрьская) и Центр детской кардиологии и кардиохирургии. Некоторые из них принимают больных со всей Украины. Согласно статистике, в нашей стране каждый год должны выполняться 50 тысяч операций на сердце. Делают же всего 12 тысяч. Даже если будут построены еще три современные кардиохирургические клиники только в Киеве, они не смогут решить проблему в полном объеме.
«Из-за чего сердце пострадало? Курил я здорово, по две-три пачки в день»
- Как вы думаете, отчего у вас случился инфаркт? — спрашиваю у Дмитрия Потаповича.
— Я здорово курил, — вздыхает мужчина. — По две-три пачки в день! Да и выпить любил. Где вы видели строителя, который не пьет? Я отправился в поликлинику, когда почувствовал странную боль между лопатками. Она была несильная, ноющая, но неприятная. Мне начали делать кардиограмму. Помню, присоединили все датчики и В себя пришел уже на каталке, когда ввозили в лифт. Оказалось, к врачам я обратился как раз вовремя. Аппаратура «увидела» инфаркт. Меня отправили на лечение в столичную Больницу скорой медицинской помощи, в инфарктное отделение. Три недели там провалялся. После выписки чувствовал себя неважно, задыхался, не мог несколько метров пройти. Поэтому и сам, и вся моя семья была за операцию. Ни жена, ни две дочки, ни зять, ни 23-летний внук не отговаривали. Понимали: это спасет мне жизнь. Знаете, что самое интересное? Центр сердца строили ребята, с которыми я много лет работал. Узнав, что меня будут здесь лечить, они сказали: «Не зря старались!»
Обычно прооперированные пациенты находятся в реанимации не дольше трех дней. Здесь им не позволяют вставать. Затем переводят в обычную палату, где не позволяют уже лежать. Просят каждый день ходить все больше и больше, даже по ступенькам. И через четыре дня выписывают домой.
— Я готов к нагрузкам, — улыбается Дмитрий Потапович. — Сразу после операции так хорошо себя почувствовал, очнувшись после наркоза, что готов был вставать и ходить по реанимации. Дышать было гораздо легче, чем раньше. Даже швы не болели.
— Кто-то из родных проведывал вас в реанимации или врачи не разрешают сюда заходить?
— Жена пришла буквально сразу после операции. Посмотрела на меня, удостоверилась, что жив.
— Состояние Дмитрия Потаповича было критическим, — объясняет Борис Тодуров. — Последние месяца два он находился под угрозой смерти. В любой момент мог закрыться еще один сосуд, и тогда мужчина умер бы моментально! Что чаще всего приводит к тому, что сосуды перестают нормально пропускать кровь? Атеросклеротические бляшки, которые образуются на стенках из-за холестерина, курения, возрастных изменений и в силу генетической предрасположенности.
«Современная аппаратура, которой оснащена клиника, сокращает длительность операции, повышает ее качество»
Хирург показал мне исследование сосудов Дмитрия Потаповича. Благодаря введенному в организм контрастному веществу отчетливо видно движение крови. Даже несведущий человек поймет, где сосуд хорошо пропускает кровь, а где он сужается, на его пути возникает препятствие. В компьютере бляшка выглядит прозрачной.
— Современная аппаратура, которой оснащен наш центр, позволяет проводить очень точные исследования, — добавляет Борис Тодуров. — Теперь мы можем рассмотреть клапаны сердца изнутри, до миллиметра рассчитывая свои движения во время операции. Остановленное сердце имеет совсем другую, спавшуюся форму. Увидев, где именно порок, мы еще до вмешательства знаем, какой разрез можно делать, какие швы наложить. Все это сокращает длительность операции, повышает ее качество. А новый эхо-аппарат, который вводится через пищевод прямо во время операции, позволяет видеть сердце и оценить полученный результат. Такие возможности помогают уменьшить количество осложнений. В операционные воздух подается стерильный и увлажненный. Причем определенным потоком — с потолка на больного, — благодаря чему ни пыль, ни споры микробов, ни другая инфекция не могут попасть в рану. Также в каждой операционной есть эндоскопическое оборудование, которое позволяет проводить бескровные вмешательства через три прокола в грудной клетке.
В Центре сердца работают пять отделений: врожденных пороков, приобретенных пороков, нарушений ритма, коронарной недостаточности и трансплантации сердца. С декабря прошлого года здесь принимают врачи поликлиники, проводят все необходимые исследования работы сердца и сосудов.
— Вы будете принимать только киевлян?
— Центр в первую очередь построен для жителей столицы. Для них лечение здесь бесплатно. Но мы не будем отказывать и жителям других городов Украины, если их пребывание в клинике готовы будут оплатить городские или облздравотделы. К нам на плановое лечение могут попасть все, кто нуждается в помощи кардиохирургов.
На двери, ведущей в операционный блок, уже на следующий день после первой операции был вывешен список планируемых вмешательств. Понедельник: две операции, мужчина и женщина. Указаны возраст, рост, вес, диагноз пациентов, перечислены члены операционной бригады. Теперь каждый вечер медсестры будут вывешивать новые списки, причем число ежедневных операций наверняка увеличится.
2254Читайте нас у Facebook