Выиграли стипендию, но не получили визу: почему молодых украинок не пускают на учебу в США
Украинским выпускницам, выигравшим гранты на обучение в престижных американских школах, не дали въездную визу. Более того, посольство США отказало украинкам в визе дважды. В обоих случаях консульские офицеры посчитали, что у девушек «недостаточно связей с Украиной», а значит, дескать, могут захотеть остаться в Штатах навсегда.
К поступлению в американские школы 18-летние украинки Инна Черняк и Таня Торчило готовились больше года. Обе участвовали в благотворительном проекте Ukraine Global Scholars. «ФАКТЫ» не раз писали о том, как эта организация бесплатно помогает украинским школьникам поступать в самые престижные учебные заведения Америки (такие как школа Тафта и даже Гарвард). Из тысяч желающих представители Ukraine Global Scholars выбирают двадцать человек, которых потом готовят к поступлению в США. Чтобы оказаться в этой двадцатке, Инна Черняк и Таня Торчило учились день и ночь.
Таня Торчило родом из села Старая Лешня Нововолынского района Волынской области. До пятого класса училась в селе, потом перевелась в общеобразовательную школу в райцентре. Два года назад Таня победила на всеукраинской олимпиаде по географии и даже попала на международную олимпиаду.
— Многие думают, что без связей и хороших репетиторов невозможно ничего добиться, но это не так, — рассказывает «ФАКТАМ» Таня Торчило. — Например, я училась сама. С 5-го по 11-й класс в общей сложности приняла участие в 56 олимпиадах. Дважды побеждала на всеукраинской олимпиаде по географии, а один раз даже поехала на международный этап в Японию. Самостоятельно учила английский и немецкий языки. О том, что буду поступать в США, раньше даже не думала. Но, когда узнала о благотворительном проекте Ukraine Global Scholars, решила попробовать свои силы. Отбор на эту программу чем-то похож на поступление в американские вузы — эссе, собеседования, тесты по английскому и математике. Там действительно соревнуются тысячи человек со всей страны. В двадцатку финалистов попали и я, и мой младший брат.
Таня пробовала поступать сразу в 15 американских учебных заведений. Ездить в Штаты ей для этого не нужно было: экзамены сдавала в Киеве, а собеседования проходила по скайп-связи.
— Моей целью было не только поступить, но и выиграть грант, ведь оплатить обучение я не смогла бы, — объясняет Таня. — Стипендии, полностью покрывающие расходы на обучение и проживание, американские школы дают редко. Но мне повезло. Я выиграла грант на обучение в престижной школе The Gunnery в штате Коннектикут. Стипендию в размере 146 тысяч долларов, полностью покрывающую расходы на обучение, проживание в кампусе и страховку!
Танин младший брат тоже поступил — он выиграл грант на обучение в известной школе Тафта.
— Школа Тафта находится в двадцати минутах езды от The Gunnery, — говорит Таня. — Успешное окончание таких школ позволило бы нам потом поступить в престижнейшие вузы США. Я, например, мечтаю получить высшее образование в Массачусетском технологическом университете — одном из лучших вузов в мире в этой области.
Таня должна была уехать на учебу еще в конце августа. И даже подумать не могла, что ей откажут в учебной визе.
— Я была уверена, что с визой проблем не возникнет, — признается Таня. — В США раньше никогда не ездила, проблем с пересечением границы в других странах тоже не было. Школа The Gunnery прислала весь пакет необходимых документов: подтверждение того, что я поступила, выиграла стипендию и буду у них учиться. Какие еще нужны доказательства того, что я еду на учебу? Интервью в посольстве США длилось несколько минут. Консульский офицер спрашивал, почему я решила учиться именно в этой школе. Я честно ответила, что хочу получить хорошее образование и потом, возможно, поступить в американский вуз. А когда интервью закончилось, узнала, что в визе мне отказали.
Аргументацию Посольства США в Украине приводим дословно:
«Одним из основных требований для получения разных типов неиммиграционных виз являются доказательства того, что аппликант имеет постоянное место жительства в другой стране (за пределами США), от которого не имеет намерения отказываться. Аппликанты могут выполнить это требование, доказав крепкие связи в стране своего постоянного проживания, которые обяжут его вернуться после временного пребывания в США. Некоторыми из таких доказательств являются профессиональная деятельность, трудоустройство, обучение, а также наличие семейных и социальных связей с иностранным государством (за пределами США). Вы не доказали, что имеете связи, которые заставят вас вернуться из Соединенных Штатов».
— Интересно, что мой младший брат визу получил, — говорит Таня. — Его интервью в посольстве продлилось меньше минуты. Мы живем в одной семье, у нас одно место жительства, одни родители. Но почему-то консульские офицеры посчитали, что у брата достаточно крепкие связи с Украиной, а у меня — нет. Где логика?
Есть еще один важный момент: мой контракт с Ukraine Global Scholars. Как финалист этой благотворительной программы, я заключила с ними договор о том, что после окончания обучения в США обязана не менее пяти лет проработать в Украине. После американской школы я могу поступить в американский вуз. Но, как только его окончу, в любом случае обязана буду вернуться. В Ukraine Global Scholars говорят, что у них такое впервые. За три года никому из участников программы ни разу не отказали в американской визе. А в этом году отказ получили я и еще одна девочка из Киева — Инна Черняк.
Инне Черняк, как и Тане, 18 лет. Инна училась в лицее «Наукова зміна» в Дарницком районе Киева. Как и Таня Торчило, участвовала в олимпиадах и победила на всеукраинском этапе конкурса Малой академии наук Украины. Инна поступила в известную частную школу Cheshire Academy и оказалась первой в истории школы иностранной абитуриенткой, которой дали полную стипендию в размере 122 тысяч долларов.
— Получив письмо о том, что меня приняли и дают грант, покрывающий расходы на обучение и проживание, я плакала от счастья, — рассказывает «ФАКТАМ» Инна Черняк. — Говорили, что полную стипендию в этой школе иностранцам не предоставляют. Но мне ее дали. Такой шанс выпадает раз в жизни.
Интервью в посольстве прошло очень быстро. Консульский офицер разговаривал со мной буквально пару минут. И дал отказ с такой же формулировкой, как у Тани: мол, не доказана связь с Украиной. Получив отказ, я подала документы на визу еще раз. Таня сделала то же самое.
Однако вторая попытка успехом не увенчалась — и Инна, и Таня опять получили отказ.
— Хотя ко второму собеседованию подготовились еще лучше, чем к первому, — уверяет Инна. — Кроме необходимого пакета документов, в этот раз я принесла контракт с Ukraine Global Scholars (обязывающий меня пять лет отработать в Украине), подтверждение, что все мои родственники живут в Украине, и документы о том, что я являюсь основателем общественной организации в Киеве. Но на эти документы, насколько я поняла, никто уже не смотрел. Второе собеседование прошло еще быстрее, чем первое.
— В моем случае консульский офицер вообще не читал никаких документов, — вспоминает Таня Торчило. — Увидел первый отказ — и тут же вынес второй.
Таня и Инна в третий раз подали документы на визу. Но говорят, уже не знают, чего им ждать.
— Я иду на третье собеседование только 7 сентября, — рассказывает Таня. — А занятия в школе начались 1-го. Я уже должна быть там. Кроме того, каждый раз, подавая документы на визу, платишь 160 долларов консульского сбора. Я, например, заплатила уже 480 долларов. Для нашей семьи это большие деньги. Не знаю, что делать, если опять получу отказ.
— В школах, в которые вы поступили, знают, что вам не дают визу?
— Они шокированы ситуацией, — говорит Таня. — Директор The Gunnery сразу прислал письмо, в котором сказано, что меня берут на учебу из-за моих академических достижений и предоставляют грант. Директор написал, что заинтересован в таком студенте, как я, и даже направил письма сенаторам и конгрессменам. В Cheshire Academy, куда поступила Инна, сделали то же самое. Но, как видите, пока все бесполезно.
В школах нас пока ждут. Стипендии именные, их не могут отдать другим студентам. Но мы пропускаем учебу. До этой ситуации с визой я уже успела познакомиться по Интернету с одним из своих преподавателей и договориться с ним о проведении независимого исследования. Теперь все планы рушатся.
Выясняя, почему Тане Торчило и Инне Черняк отказали в визе, «ФАКТЫ» обратились за комментарием в Посольство США в Украине. Но там рассказать подробности отказались.
«Раздел 222(f) Закона про иммиграцию и гражданство (INA) запрещает нам обсуждать отдельные визовые дела. Но Соединенные Штаты ежегодно приветствуют сотни новых украинских студентов, которые приезжают учиться в США, и ценят партнерские отношения между американцами и украинцами в наших школах и университетах», — сказано в официальном ответе посольства «ФАКТАМ».
— Ситуация очень странная, — рассказал «ФАКТАМ» основатель и куратор проекта Ukraine Global Scholars Михаил Лемеш. — За три года существования нашего проекта мы помогли поступить в США 35 ребятам. В общей сложности украинские абитуриенты получили гранты на сумму около 8 миллионов гривен. И не было ни одного отказа в визе. Я сам в свое время учился в Штатах и знаю, что обычно консульские офицеры, узнавая, что человек выиграл грант на обучение в американской школе или вузе, поздравляют и желают удачи. Но в случаях с Таней Торчило и Инной Черняк произошло иначе.
— Как вы думаете почему? Возможно, повлияло ужесточение миграционной политики, о котором сейчас пишут многие СМИ?
— Сложно сказать. Информации о том, что украинцам каким-то образом будут усложнять процесс получения виз, не было. К тому же остальные 16 участников нашего проекта (в том числе и брат Тани) получили визы без проблем. Таня и Инна поступили в разные школы. Их объединяет только то, что им обеим уже исполнилось 18 лет. Но в том, что 18-летние абитуриенты поступают в американскую школу, нет ничего странного — в США это общепринятая практика. Более того, некоторые школы сами предпочитают набирать учеников постарше — они более зрелые и точно знают, чего хотят.
— Правда, что и Таня, и Инна по контракту в любом случае обязаны вернуться в Украину?
— Да. Это условие прописывается во всех договорах с Ukraine Global Scholars. Получив образование в США, участник нашей программы обязан минимум пять лет проработать в Украине. Наша цель — помочь Украине, обеспечив ее квалифицированными кадрами. А детям дать возможность бесплатно получить качественное образование в лучших школах и вузах США. Таня Торчило — девочка из маленького села, которая всего добилась своим трудом. Для таких, как она, получение гранта в престижной американской школе — это уникальный шанс. А сейчас по непонятным причинам ее этого шанса могут лишить. Как после такого можно верить в справедливость? Надеемся, что третий раз все аргументы будут тщательно рассмотрены и консульство предоставит девочкам возможность получить образование, о котором они мечтают.
3854Читайте нас у Facebook