«в доме не было канализации, водопроводные трубы полностью проржавели, а воду давным-давно отключили »
О воспитаннике Днепропетровского учебно-производственного центра Ь 2 сироте Юрии Сысенко наша газета написала 17 апреля. Напомним читателям, что 10-летнего мальчика после смерти его мамы определили в детский дом «Берегиня», где он прожил до 14 лет. Как «оберегали» там сироту, выяснилось уже в этом году, когда Юра заканчивал училище по специальности маляр-штукатур. Проверка, проведенная Днепропетровской областной прокуратурой, выявила во многих ПТУ области вопиющие факты нарушения жилищных прав сирот. В одном из городов начальник жэка сдавала внаем закрепленную за ребенком квартиру, жильцы которой даже не платили за коммунальные услуги, в другом — вообще продали жилье, принадлежащее брату и сестре. В материалах этой проверки значится ни много ни мало 135 подобных случаев, по которым областная прокуратура возбудила 23 уголовных дела. Причем, как это нередко случается, вернуть квартиру сироте весьма проблематично: если она уже неоднократно перепродана, ее последние владельцы считаются по закону добросовестными покупателями.
Юре пообещали, что новая квартира будет с балконом и недалеко от места жительства его двоюродной бабушки
У Юры случай был еще сложнее: бывший сосед по дому на улице Литейной, где мальчик жил с мамой и дедушкой, Василий Каснер, заручившись поддержкой директора «Берегини», которая являлась тогда опекуном ребенка, купил у сироты его квартиру, а взамен приобрел комнатушку без всяких удобств в аварийном доме. Нужно заметить, что сообщники действовали хитро. В материалах, предоставленных в опекунский совет, фигурировала другая квартира — однокомнатная «хрущевка» по улице Гладкова. Осмотрев ее, комиссия райсовета дала согласие на подобную рокировку. Не составило большого труда и ребенка уговорить на этот обмен. Юре пообещали, что квартира будет с балконом и недалеко от места жительства его двоюродной бабушки. Когда же мальчику показали другое жилье в полуразрушенном доме — без воды, канализации и газа, — было уже поздно возражать: прежнюю квартиру Юрия кто-то предусмотрительно поджег, а документы на новую были уже готовы. Как ни возмущался подросток, а единственной уступкой «благодетеля» было то, что в купленной квартире наклеили обои и установили в коридоре бутафорские душ и туалет. Так бы, наверное, все и осталось, если бы не вмешательство органов прокуратуры.
Пока наш материал готовился к печати, события вокруг Юриной квартиры развивались довольно бурно. Как уже писали «ФАКТЫ», Жовтневая районная прокуратура подала в суд иск о признании недействительным договора купли-продажи квартиры по улице Литейной. Соответственно, на сгоревшую квартиру, бывшую когда-то родительской, был наложен арест. Так же, как и на купленное для паренька ветхое жилье. Справедливости ради нужно сказать, что оба дома построены еще до революции. Однако они далеко не равноценны. Инициатору этой аферы было ради чего копья ломать! Ведь дом на Литейной — это прежде всего земля в самом центре города, где и руины стоят баснословных денег. А на Исполкомовской, куда переселили сироту, его квартира — просто аварийная рухлядь, которая может не годами, а десятилетиями ждать сноса — рядом-то оползневая зона. И воевать в одиночку против опытных маклеров у мальчонки не было никакой возможности. Но чудо все-таки произошло.
Поняв, что с прокуратурой шутки плохи и переданное в суд дело ему не выиграть, Василий Каснер стал спешно исправлять ситуацию. Поскольку Юра уже совершеннолетний, получил профессию строителя и во многих тонкостях ремонта разбирается, условия диктовал он. Пришел на помощь мальчику и дядя, Игорь Гугель, строитель по специальности.
— Василий Эдуардович предложил нам капитальную реконструкцию домовых коммуникаций, в которых и состояла главная проблема, — рассказывает Юрий. — В доме не было канализации, водопроводные трубы полностью проржавели, а воду давным-давно отключили. Живут там в нескольких обитаемых квартирах одни старики, поэтому самим сделать такую реконструкцию было нереально.
— Я нашел бригаду, — продолжает рассказ племянника Игорь Гугель, — и строители за месяц осуществили огромный объем работ: вырыли во дворе выгребную яму на 80 «кубов», обложили ее внутри кирпичом и провели канализацию, во всем доме заменили водопровод пластиковыми трубами, подключили газ. Нужно отдать Василию Каснеру должное: все счета он оплачивал беспрекословно. Кроме того, купил сироте новую газовую печь, водонагреватель, холодильник, телевизор, диван. Соседи теперь на Юру не нарадуются, ведь благодаря его настойчивости и они оказались в выигрыше.
Впрочем, если бы не прокуратура, на подобную сговорчивость вряд ли можно было рассчитывать.
«Дело против директора детского дома суд все-таки рассмотрит»
— У тех, кто отнимает жилье у сирот, нет ни совести, ни чести, — комментирует ситуацию помощник прокурора Днепропетровской области Светлана Черная. — И случай с Юрой Сысенко — только капля в море подобных проблем. Для этого мальчика все закончилось относительно благополучно, а сколько выпускников ПТУ, оставшихся без родителей, не имеют крыши над головой! Чтобы другим мошенникам было неповадно, мы каждому такому случаю даем оценку. И хотя Юрий написал заявление, что к Василию Каснеру претензий не имеет, дело по статье 167 УК Украины (злоупотребление опекунскими правами) против директора детского дома суд все-таки рассмотрит.
Тяжелый запах брошенного жилья (под квартирой Юры уже несколько лет никто не живет), теснота такая, что в узком коридорчике, где стоят плита и холодильник, места для обеденного столика не осталось, комнатушка, в которой едва умещаются диван, телевизор и небольшой сервант, оставшийся от прежних хозяев, — вот что ждет Юру Сысенко после довольно уютного и комфортабельного училищного общежития. Но он не унывает: главное, что теперь есть крыша над головой.
— Война с Каснером нам ничего бы не дала, — вздыхает Игорь Юрьевич, — не настолько наше законодательство совершенно, чтобы полностью защитить сирот. А так у племянника хоть какое-то жилье есть. Он паренек смышленый, работящий, сейчас на преддипломной практике, им очень довольны. Встанет на ноги — заработает себе на лучшее жилье.
Во время нашего разговора Юра смотрит на дядю с надеждой. Ему тоже очень хочется в это верить.
2043Читайте нас у Facebook