Не имея лицензии на проектирование зданий, дизайнер и его супруга предоставляли клиентам наборы «левых» чертежей
В преддверии «Евро-2012» много разговоров ведется о недостаточном развитии в Украине отельного бизнеса. В Донецке даже родилась идея подселять (не бесплатно, конечно) приезжих болельщиков в квартиры местных жителей. Не будем утверждать, что киевлянин Павел Ващук (фамилии действующих лиц и названия фирм изменены) уже в 2006 году хотел решать проблему расселения футбольных фанов, но построить отель он таки хотел. В распоряжении Ващука был небольшой участок земли под Киевом. Но для того, чтобы построить там гостиницу, нужно было не только создать архитектурный проект здания, но и оформить множество разрешительных документов и согласований.
«Когда мы подписывали договор на проектирование гостиницы, частная фирма уже находилась на стадии ликвидации»
— Для строительства отеля на участке, выделенном для возведения жилого дома, и переведения земли в нежилой фонд мне надо было получить разрешение, — рассказал «ФАКТАМ» Павел Ващук. — С просьбой порекомендовать кого-то, кто может решить эти вопросы, я обратился к частному предпринимателю Богдану Бецу, у которого ранее заказывал небольшие дизайнерские работы. Он сказал, что эту работу может выполнить его сын, директор юридической фирмы, но только при условии, что Богдану я закажу проект гостиницы. Бец и его жена Галина уверили меня, что все согласования и соглашения они получат обязательно. Мы подписали два договора — с юридической фирмой «Лига» на оформление нужной документации и с частным предпринимателем Бецем — на проектирование гостиницы. Я проплатил аванс по обоим договорам. Спустя некоторое время поинтересовался, как обстоят дела — мне ответили, что работа успешно движется, разрешения получены, документы оформляются, и нужно проводить геологические и геодезические исследования участка. Для оплаты исследований я передал восемь тысяч гривен жене Беца Галине. Также с меня потребовали окончательные выплаты по договорам.
Документы, разрешающие проектирование и строительство отеля, а также перевод земли из жилого в нежилой фонд я так и не увидел. Мне дали только выводы геодезических исследований, заверив, что все разрешения есть, дескать, они в работе, но я их увижу только после полной оплаты по двум договорам. Тогда я сам стал интересоваться в необходимых инстанциях судьбой своего участка и узнал, что земля в нежилой фонд не переведена, никакие разрешения не получались вовсе и никаких согласований не было. А когда я связался с институтом, который якобы проводил геодезические исследования, там ответили, что никаких работ по данному адресу не проводили.
Меня также ошеломило известие о том, что на момент подписания договоров предприятие Богдана Беца находилось в стадии ликвидации и через месяц благополучно прекратило свою деятельность. Но этот факт Бецы от меня скрывали и даже после ликвидации ЧП продолжали брать с меня деньги по договору. Более того, оказалось, что у Богдана нет лицензии на проектирование зданий, следовательно, выполнять работы по договору он не мог. Чета Бецов начала избегать меня, я понял, что меня водят за нос, и подал заявление об их мошеннических действиях в милицию.
В Шевченковском райуправлении столичной милиции было возбуждено уголовное дело Ь10-13788 по признакам статьи Уголовного кодекса Украины «Мошенничество в особо крупных размерах или совершенное группой лиц», по факту. Вернее, по фактам, поскольку, кроме Ващука, были и другие обманутые заявители. В течение полугода проводились различные следственные действия и экспертизы. В частности, было установлено, что акт геодезических исследований подделан, а подписи геологов и геодезистов, как и печать, «нарисованы» с помощью компьютерного оборудования. Свидетели, чьи подписи якобы стоят под выводами инженерно-геологических исследований, показали, что никаких исследований они не проводили и выводов не составляли. Также экспертиза установила, что на акте есть подпись Галины Бец. Предоставленный проект гостиницы эксперты признали практически набором «левых» чертежей. На основании полученных данных следователь переквалифицировал дело с возбужденного по факту на уголовное дело против конкретных лиц — Бец Богдана и Галины, которым определили и меру пресечения (подписку о невыезде).
«Что это — незнание прокурором закона или желание выполнить чей-то заказ?»
Пытаясь избежать ответственности, подследственные оспорили постановление следователя в Шевченковском районном суде. Но суд установил, что состав преступления есть, дело возбуждено правильно и отказал Бецам в удовлетворении жалобы. Тогда супруги обратились в Апелляционный суд. Но за день до судебного заседания, 11 декабря, старший прокурор отдела по надзору за соблюдением законов органами внутренних дел столичной горпрокуратуры почему-то отменил постановление о возбуждении уголовного дела против четы Бецов и снял с них подписку о невыезде.
Соответственно статье 100 УПК Украины прокурор может отменить постановление о возбуждении уголовного дела лишь в том случае, если по делу еще не проводились следственные действия. Когда же такие действия проведены, дело можно закрыть в том случае, если оно было возбуждено без законных оснований. Но ведь по делу были проведены экспертизы, допрошены свидетели — именно это и называется следственными действиями. А, по словам следователя Лилии Спасовой, за полгода в деле ею были не только проведены следственные действия, но и предъявлено обвинение членам семьи Бец.
«ФАКТЫ» попросили прокомментировать данную ситуацию прокуратуру города. Увы, вопрос, мог ли прокурор не заметить, что следственные действия таки проводились, Киевпрокуратура скромно обошла.
— В хозяйственных судах сейчас множество дел, подобных этому, — рассказал «ФАКТАМ» начальник отдела столичной прокуратуры Вадим Гиренко. — И чтобы отличить гражданско-правовые отношения от уголовно-правовых, расследование нужно проводить тщательно и максимально взвешенно. Объективное изучение имеющихся в деле доказательств привело к отмене преждевременного решения о привлечении лиц к уголовной ответственности. Нашу позицию, кстати, поддержал и Апелляционный суд.
— Но пострадавший утверждает, что прокуратура дело из суда не истребовала
— Выносить постановление, не изучая дела, невозможно по определению! Узнав, что 12 декабря дело рассматривается Апелляционным судом, прокурор отдела прокуратуры Киева приехал в суд и уже там изучал материалы, после чего и принял соответствующее процессуальное решение.
— Никакой суд их не поддерживал, — утверждает Ващук. — Прокуратура перекручивает факты, поскольку Апелляционный суд Киева, где я обжаловал незаконное решение прокурора, оставил жалобу без рассмотрения, указав, что порядок обжалования таких постановлений « действующим Уголовно-процессуальным кодексом не установлен». И откуда такая оперативность, что прокурор идет знакомиться с делом в суд и за день до заседания выносит свое постановление? Создается впечатление, что прокурор спешил упредить невыгодное Бецам решение Апелляционного суда (поскольку предыдущие инстанции подтвердили, что уголовное дело против них возбуждено в соответствии со всеми требованиями закона) и принять решение, снимающее арест с имущества обвиняемых и позволяющее им все распродать, а самим уехать за границу. Между тем в деле не имеется никаких документов, свидетельствующих, что данный прокурор с ним знакомился.
Пока пострадавший Павел Ващук пытается добиться справедливости, дело почему-то (неужели пытаются заволокитить?) передают из Шевченковского райуправления в следственное управление столичного главка милиции, то зачем-то в Святошинский район, то снова забирают в главк. Там комментировать его ход не хотят. Неофициально один из следователей рассказал, что в деле вполне достаточно доказательств, чтобы передать его в суд. Причем не только по статье «Мошенничество», но и по статье «Подделка документов». А тем временем, по словам Ващука, супруги Бецы фиктивно развелись, распродали свое имущество, закрывают фирмы и вполне могут выехать из Украины, дабы избежать ответственности. «ФАКТЫ» попытались пообщаться с самими Бецами, но женщина, отрекомендовавшаяся супругой Богдана Беца, заявила, что они «не хотят ничего говорить» журналисту.
P. S. Когда верстался номер, стало известно, что материалы дела были переданы в городскую прокуратуру для продления сроков следствия. Но прокуратура почему-то опять в обход закона отменила постановление следователя о возбуждении уголовного дела относительно Галины Бец по подделке документов, хотя ранее состав преступления в ее действиях усмотрел не только следователь, но и районная прокуратура, а также Шевченковский и Апелляционный суд Киева.
Хотелось бы получить от прокуратуры какое-то внятное объяснение этого явления.
285Читайте нас у Facebook