Технология обмана: «оконные аферисты» вновь активизировались и применяют новые схемы
Один из таких «менеджеров» совсем недавно постучался и ко мне в дверь. Учитывая, что в своей журналистской практике я описал немало афер, догадаться о том, что меня сейчас будут «разводить», не составило труда. Поэтому моей задачей было как можно дольше задержать мошенника на пороге своей квартиры, чтобы выяснить у него побольше деталей.
«Менеджер» — хорошо одетый представительный молодой человек. На вид ему не больше 25 лет. Как и положено аферистам, он сразу же начал говорить без остановки, не давая возможности обдумать его слова. Правда, поначалу, увидев перед собой совсем не наивную старушку, молодой человек смутился. Тем не менее он тут же взял себя в руки и продолжил заготовленную речь, показывая мне какой-то талон, распечатанный на дешевом принтере. «Ну вы же знаете, что это такое? — начал „менеджер“, показывая талон. — К вам уже обращались? Предлагали это?»
Я еще не совсем понимал, о чем идет речь. Мой собеседник совал мне в руки какую-то бумажку, на которой я успел увидеть лишь то, что предлагается скидка в 20 процентов.
Потом молодой человек спросил меня, устанавливали ли мне металлопластиковые окна. Я ответил уклончиво, умолчав о том, что совсем недавно мы меняли окно на кухне и что прекрасно знаю цену и сроки такой работы.
«Я с улицы видел, что у вас деревянный балкон. Давайте поставим вам пластиковые окна и рамы? — продолжал он меня уговаривать. — Вам рассчитать стоимость? У нас существуют сумасшедшие скидки! Смотрите, вот талон на скидку в 20 процентов. Вы понимаете, что это такое?»
После чего, не делая паузы, начал переводить разговор на другие условия оплаты: «Мы сразу можем установить вам окно, а может, и не одно, а целых три. Бесплатно! То есть без денег… То есть вы не должны платить сразу. Это так называемая услуга в рассрочку. Мы в течение недели устанавливаем вам окно, а вы только через месяц вносите первую сумму. Платить — немного. Это будет гривен по 300 в месяц».
Затем непрошеный гость принялся без остановок нахваливать свою продукцию: мол, окна изготавливаются по сверхновым технологиям, с добавлением каких-то элементов в конструкцию и так далее. Мне это было неинтересно, поэтому пришлось его оборвать и завести речь о расчете стоимости за работу. Мой собеседник заметно смутился. Было похоже, что он не до конца проговорил заготовленную речь. «Рассчитать цену? — переспросил он. — Для наглядности я вам нарисую на листочке».
«Менеджер» достал клочок бумаги и попытался что-то на нем нарисовать ручкой. Но ручка не сработала. Мой собеседник достал пустой стержень и показал мне: «Вот такую ручку продали в вашем магазине. У вас не найдется ручки? Или я могу ее у вас купить…»
Мне показалось, что эпизод с ручкой, в которой неожиданно заканчиваются чернила, — какой-то заготовленный трюк. Тем не менее дал «менеджеру» свою авторучку, чтобы тот закончил что-то рисовать на листочке бумаги.
Оказывается, он решил нарисовать схему трехстворчатого окна, которое мне поставят в спальне. И тут же «рассчитал» цену. Хотя, скорее всего, рассчитывать ему ничего не пришлось. Сумму он знал заранее. Окно в спальне мне должно было обойтись в 12 тысяч гривен. Совсем недавно безо всяких скидок мы установили пластиковое окно на кухне всего за три с половиной тысячи гривен.
«Так что, будем оформлять скидку?» — спросил «менеджер». «Как вы рассчитали стоимость работ, даже не видя объема того, что предстоит сделать?» — проигнорировал я вопрос. «Ну, это приблизительная цена…» — ответил парень.
«Хорошо. А почему вы не представились? Вы из какой фирмы? У вас на скидочном талоне указан лишь адрес и номер телефона», — сказал я.
«Менеджер» мельком показал мне обложку рекламного проспекта и быстро убрал его. Я лишь успел заметить электронный адрес фирмы, которую он якобы представляет. «У вас офис на Троещине?» — я продолжал задавать вопросы. (На скидочном талоне был указан адрес «проспект Маяковского».)
«Наш завод находится в Днепре. А тут только филиал. Так мы будем оформлять скидку?» — сделал он еще одну попытку. «Вы хотите это сделать прямо сейчас? — спросил я. — Оставьте свой телефон. Почитаю информацию о вашей фирме в Интернете, а потом, если надумаю ставить окно, перезвоню вам».
«Нет, я телефон вам оставить не могу, — ответил „менеджер“, занервничав. — Я на ставке. Я не уполномочен», — и потянулся рукой, чтобы забрать у меня «скидочный талон».
«То есть вы хотите установить мне окна, но не оставляете о себе никакой информации?» — спросил я непрошеного гостя. «До свидания», — ответил «менеджер» и начал спускаться по лестнице.
Читайте также: «Я попал в беду, нужны деньги»: как телефонные аферисты выманили у украинцев миллионы гривен
Через некоторое время я уже общался с соседями.
«Приходили к вам окна устанавливать?» — спрашиваю у пенсионерки этажом ниже. «Нет. Нам предлагали установить сигнализацию на двери», — сообщила она.
Другая соседка, которая живет на одной лестничной площадке со мной, сказала, что ей этот же парень предлагал установить двери и все время расспрашивал о соседях. Вон, мол, у того, что квартира напротив, — балкон деревянный. Им не нужны пластиковые окна?
В тот же день я позвонил на фирму, представителем которой назывался мой гость. «Мы не отправляем своих работников ходить по квартирам. Откуда у него наш рекламный проспект? К нам приходят посетители, и мы им даем эти проспекты, чтобы ознакомиться с нашими услугами», — ответили мне на фирме. «А у вас есть офис или склад на Троещине?» — поинтересовался я. — «Нет, у нас офис в центре Киева».
Затем я созвонился со своим знакомым следователем Ярославом Нечипоруком, который раньше часто расследовал дела о мошенничестве, а ныне на пенсии. Он подтвердил мои догадки. Ко мне приходил мошенник.
— Они всегда так действуют, — рассказал Ярослав Нечипорук. — Их задача заставить вас принять решение здесь и сейчас, что называется, не отходя от кассы. Если вы сразу не соглашаетесь подписать какие-либо документы — больше неинтересны мошеннику. Ведь он потому и говорит без умолку, чтобы не дать вам возможности подумать. А потом подсунет какие-то бумажки в нескольких экземплярах — и вы подпишете что-то, наверняка прочитав невнимательно. Я думаю, что цель этого афериста — заставить вас взять кредит.
— А что за трюк с авторучкой? Или у «менеджера» действительно закончились чернила?
— Ну, трюк с авторучкой достаточно старый. Его используют, как правило, мошенники, которые выдают себя за социальных работников. Неожиданно заканчиваются чернила, и хозяйка квартиры долго ищет авторучку. В это время мошенник занимается банальной кражей. Осматривается, где что плохо лежит. Но так как вы принесли авторучку за секунду — ваш «менеджер» просто ничего не успел себе присмотреть. Скорее всего, он понял, что «развести» вас не удастся, и решил поживиться хоть чем-то. Именно поэтому, когда вы очень быстро принесли ему авторучку, он предложил купить ее у вас. Держу пари, что он достал бы купюру в двести, а то и в пятьсот гривен, чтобы отправить вас искать сдачу. Этого времени ему хватило бы, чтобы все-таки что-то стащить.
Читайте также: Через 4 месяца после покупки жилья я узнала, что стала стала жертвой «черных риелторов», — киевлянка
Вскоре после визита «оконного мошенника» я узнал, что неподалеку от меня живет женщина, которая два года назад попадалась на удочку этих (или подобных) мошенников. Нина Курочко тогда решила поставить сразу три окна. И вот уже два года выплачивает банку кредит, который даже не держала в руках.
— Все было именно так, как вы рассказываете, — говорит Нина Курочко. — Долго уговаривать меня не пришлось. Ведь, по словам того афериста, сразу платить ничего не надо. А тут еще и волшебное слово «скидка» услышала. Я тогда была словно под гипнозом и не понимала, что именно подписываю. Документы прочитала, лишь когда через месяц мне позвонили из банка и потребовали начать погашать кредит.
Один экземпляр договора оставался у меня. И мне пришлось взять лупу, чтобы прочитать то, что было написано очень мелкими буквами. Прочитала и ахнула: оказывается, я сама подписала доверенность на то, чтобы кредит в тридцать тысяч гривен на три металлопластиковых окна за меня получило третье лицо.
Номер телефона аферистов у меня оставался на «скидочном талоне». Я позвонила. Трубку поднял какой-то парень. Начала спрашивать насчет кредита. «Мы вас не заставляли, — ответил он. — Вы сами подписали все документы». Потом позвонила в банк, и мне сказали, что месяц назад по доверенности на мое имя кредит получил некий гражданин. У него были мои копии кода и паспорта, которые я сама же ему отдала при оформлении… сама не знаю, для чего.
— А окна-то вам поставили?
— Нет, конечно. В первые полгода мне говорили, что человек, получивший за меня кредит, так и не перечислил на фирму деньги и они не могут начать работу. Я, правда, напомнила им, что они обещали сначала установить окна, а только после этого, через месяц, я могу начать выплачивать. Но мне ответили, что с того времени у них поменялись условия. Мол, посредник оказался ненадежным и потому установку они начнут лишь тогда, когда на их счет поступит хоть какая-нибудь сумма.
— «Менеджера» не пробовали разыскать? В полицию заявление писали?
— А как того афериста теперь найдешь? Я же у него никаких данных не взяла, кто он, где именно работает. В полицию ходила. Мне сказали, что я сама добровольно подписала все документы и состава преступления они не видят. Предложили решать вопрос в судебном порядке. Суд длится уже полтора года. И конца ему не видно. А коллекторы звонят мне каждый день и даже ночью. Требуют возврата денег, которых я не брала. Говорят, что я задолжала уже 45 тысяч гривен. Таких денег у меня нет. Хорошо, что пока еще двери не выламывают. Все-таки верю, что суд будет справедливым и все закончится благополучно.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали, что делать, если мошенники оформили на ваше имя онлайн-кредит, а также как не остаться без денег и жилья, покупая квартиру в новостройке.
8015Читайте нас у Facebook