ПОИСК
Події

Виктор прокопенко: «место тренера — это электрический стул, через который проходит тысяча вольт»

0:00 16 серпня 2008
Ровно год назад ушел из жизни известный футбольный специалист

Ровно год назад, 18 августа 2007 года, ушел из жизни Виктор Прокопенко — один из лучших тренеров отечественного футбола. Независимо от того, за какой клуб он выступал или какую команду тренировал — одесский «Черноморец» или волгоградский «Ротор», донецкий «Шахтер» или московское «Динамо», всегда оставался профессионалом. Виктор Прокопенко — дважды заслуженный тренер: Украины и России. Первый главный тренер национальной украинской футбольной сборной. Для кого-то он был просто Витей, для других — Евгеньичем, для третьих — Виктором Евгеньевичем, для абсолютного же большинства был и остался Прошкой, Прокопом — так звали его болельщики…

«С Виктором можно было двести лет жить и не тужить»

 — Мы познакомились в 1967 году в Виннице, когда он выступал за местный «Локомотив», — вспоминает вдова Виктора Прокопенко Лариса.  — Я работала неподалеку от стадиона, на котором футболисты тренировались и играли. Вите было 23 года, он только вернулся со службы в Германии, где выступал за футбольную команду группы советских войск. Встречались мы с ним два года. В нем мирно сосуществовали сразу несколько человек: рассудительный, серьезный, сосредоточенный и юморной, эмоциональный. С первого дня знакомства почувствовала его надежность. Знаете, мне постоянно кажется, что Витя жив, что он просто в очередной командировке и вот-вот вернется…

Несмотря на жесткий спортивный режим, он всегда урывал часик-другой, чтобы забежать домой — пообщаться с детьми, подбодрить меня. Когда же возвращался со сборов или из командной поездки, непременно привозил сувениры.

Был очень легкий на подъем. Приходит как-то и говорит: «Ларчик, давай сумки, сковородки, детей собирай и — вперед!» Куда? Да просто на новое место. Переезды, переезды… Казалось, что из них соткана наша жизнь: Винница, Одесса, Донецк, Херсон, опять Одесса (там Прокопенко работал уже в качестве старшего тренера родного «Черноморца».  — Авт. ), потом Волгоград, Одесса, снова Волгоград, Москва, Донецк, Киев… Его везде любили, всюду принимали. Я, бывало, возмущалась: зачем семье постоянная миграция! Он же всегда сглаживал острые углы. Скажет несколько шутливых фраз — на душе потеплеет, и подумаешь: с ним можно двести лет жить и не тужить…

РЕКЛАМА

Еще при жизни Виктора Евгеньевича его сын и дочь выбрали местом своего жительства Волгоград. Там же с родителями живет двухлетний Витенька, Виктор Евгеньевич — полный тезка деда Вити.

 — А мы — внучка Викуля (названная в честь деда.  — Авт. ), которой уже шестнадцать с половиной лет, моя восьмидесятилетняя мама и я — живем вместе в поселке Черноморка под Одессой, — говорит Лариса Прокопенко.  — В доме, который Витя заложил своими руками. Помог строить этот дом Слава Лещук, один из наших самых близких друзей.

РЕКЛАМА

 — Так получилось, что ту злополучную субботу мы с Витей провели вместе, — рассказал «ФАКТАМ» близкий друг и соратник Виктора Прокопенко, бывший капитан, начальник и президент одесского «Черноморца» Вячеслав Лещук.  — Гуляли, беседовали. Расстались буквально полчаса назад. Вдруг звонок Лары: «Витя без сознания!.. » Срочно организовали «скорую». Сам сразу же поехал. По пути еще один Ларин звонок: «Витя умер… » Не знаю почему, но тогда мне сразу же вспомнился случай с Евгением Кучеревским из «Днепра», у которого также отказало сердце. Кстати, тоже летом, но годом раньше. И тоже в августе…

Так тихо, без страданий уходят только добрые люди. Витя к тому же ушел еще и в самый канун Преображения Господнего (яблочного Спаса). Он был глубоко верующим человеком. И очень открытым для общения. Первым приходил на выручку. Помню, как помогал Герману Маневичу, бывшему администратору «Черноморца», который очень серьезно болел. Другое дело, Витю самого нередко подставляли недоброжелатели, завистники, которых у нормальных людей всегда хватает. Из-за них в нашем «Черноморце» организовали травлю Прокопенко, и он, будучи уже тренером, был вынужден дважды оставлять коллектив. В общей сложности Виктор отдал одесскому футболу два десятилетия. Под его руководством «Черноморец» выигрывал Кубок Федерации футбола СССР, дважды — Кубок Украины и бронзовые медали чемпионата страны.

РЕКЛАМА

До сих пор болельщики «Черноморца» считают его лучшим тренером за всю историю одесского футбола. Мэтр футбола Константин Бесков говорил: «Сейчас нормальных тренеров у нас практически нет. Разве что только Прокопенко»…

«Мы должны залечивать раны чувством юмора»

- Юмор для него был просто жизненной необходимостью, — рассказывает одесский журналист Евгений Женин, с которым Прокопенко дружил почти сорок лет.  — Виктор замечал: «Помните, что сказал барон Мюнхгаузен? Все самые большие глупости в мире делаются с серьезным выражением лица».

Знаменитой стала его шутка об игроке московского «Динамо», которое Виктор тренировал: «Он очень увлекающаяся натура, сейчас вот увлекся футболом». Эту фразу несколько лет кряду цитировали в столичном Доме актера.

Только заходил разговор о том, как на Привозе после побед игрокам и тренерам «Черноморца» взвешивают лучшие куски мяса, как Прокоп вспоминал анекдот: «В советское время родители-одесситы пришли свататься и увидели невесту. Родители невесты спрашивают: «Кто ваш сын?» — «Инженер». У них — гримаса на лице. «А шо вы думали?» — «Думали, хоть мясник».  — «А шо, она у вас такая красавица?!»

Как-то ему предложили издать книгу со «вкусными вставочками о футболе». Реакция была моментальной (как на футбольном поле): «Писателя Толстого знаю, а вот писателя Прокопенко — нет».

А однажды сказал: «Для здоровья тренерская профессия просто страшна. Когда игрок бегает по полю и у него пульс 200 ударов в минуту, это нормально. Но когда тренер сидит полтора часа на скамейке и у него пульс точно такой же, — это бесчеловечно. Риск получить от такой нагрузки разрыв сердца огромный. Но мы сами добровольно ведем себя на эту каторгу. И должны научиться готовить себя к худшему, философски относиться к поражениям, не слишком высоко задирать нос при победах. Мы должны залечивать раны чувством юмора».

«Есть баловни судьбы, а есть пасынки Фортуны. Хотелось бы не быть вторыми»

Донецкий «Шахтер» Виктор Прокопенко возглавил в ноябре 1999 года. За два с небольшим года команда дважды завоевывала серебряные награды и один раз — Кубок Украины. Затем был вице-президентом «Шахтера», а после двух лет работы на посту главного тренера московского «Динамо» вернулся в Донецк.

 — Помню, как Виктор Евгеньевич, он был тогда спортивным директором футбольного клуба «Шахтер», поддержал меня в первый же день на новом рабочем месте, — вспоминает руководитель пресс-службы «Шахтера» Руслан Мармазов.  — Пришел ко мне в кабинет и со словами: «Я принес вам верительные грамоты», презентовал авторучку.

По словам Руслана Мармазова, Прокопенко сыпал такими афоризмами, что главным для журналистов было… не корректировать, чтобы не испортить. Фразы Прокопенко: «Золотые медали лежали в кармане, пока их оттуда не украли», «Есть баловни судьбы, а есть пасынки Фортуны. Хотелось бы не быть вторыми», «Я посмотрел в глаза игроку. Да, с такими глазами лучше быть на поминках у дальних родственников, а не на поле выходить», — стали для игроков клуба крылатыми.

 — Впервые попав на сборы команды на Кипре в 2000 году и увидев, как Виктор Прокопенко (тогда он уже был главным тренером) и тренер Валерий Яремченко нервничают, кричат, «распаляются», делая замечания участникам всего лишь товарищеского матча, я подумал: «Эти два человека точно до конца игры не доживут. Увезут их, упаси Бог, на «скорой», — рассказывает Руслан Мармазов.  — Я уже представлял, какой разбор полетов будет. И просто опешил, когда после игры тренеры налили всей команде чаю. Минут пять все молча пили чай. А потом Прокопенко совершенно спокойным голосом произнес: «Ну, в целом неплохо, конечно, но нужно поработать над следующими моментами… » Потом я не раз вспоминал этот накал страстей и фразу Виктора Евгеньевича, которой он охарактеризовал свою работу: «Место тренера — это электрический стул, через который проходит тысяча вольт».

За свою жизнь он успел многим помочь, и тот, кто хоть раз сталкивался с ним, уже никогда не забывал этого человека и обязательно звонил ему на праздники и дни рождения. Один такой звонок поразил меня. «Передайте Вите привет от утопленника», — сказал голос в трубке. Я уже не знал, что и думать. Оказалось, еще в детстве Прокопенко спас жизнь своему однокласснику. Будучи уроженцем Мариуполя, он с мальчишками ходил купаться на море. И однажды один из подростков стал тонуть. Виктор вытащил товарища из воды. Взрослым решили об этом происшествии не рассказывать, чтобы не ругали. Но спасенный на всю жизнь остался благодарен Виктору Евгеньевичу…

Однажды перед игрой в Одессе он пригласил небольшую компанию из клуба на рыбалку. В число приглашенных попал и я. Прокопенко сам обеспечил запасы провианта, накупив на базаре всякой снеди, в том числе «фонтанских помидорок», как он выражался. Виктор не только любил вкусно угостить, но при этом и «вкусно» рассказывал. Тренер сам сел за руль микроавтобуса. По пути нас остановили гаишники — то ли пробка образовалась, то ли ДТП какое-то произошло, но проезд был ограничен. Тогда Виктор Евгеньевич высунулся из водительского окошка — просто показал гаишникам лицо, и… нас пропустили.

К годовщине смерти Виктора Прокопенко в ФК «Шахтер» сняли фильм «Сердце тренера». Съемки велись в Одессе, Мариуполе, Донецке и Волгограде, в него вошли уникальные кадры победных матчей и тренировок, которые проводил Виктор Прокопенко.

706

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів