В плотине Каневской ГЭС образовались опасные пустоты: экологи бьют тревогу
Во вторник, 19 мая, общественная организация «Национальный экологический совет Украины» распространила заявление о том, что у нее вызывает беспокойство состояние плотин водохранилищ Днепра. Нередко тревожные сообщения экологов-общественников оказываются, мягко говоря, преувеличенными. Но в данном случае приводится ряд конкретных фактов, которые настораживают.
«В ходе строительства Каневской ГЭС (1972−1975 годы) в состав гидротехнических бетонов примешивали золу с тепловых электростанций. Затем выяснилось, что это было фатальной ошибкой: вода все эти годы вымывала золу, на ее месте образовывались пустоты, — сказано в документе Национального экологического совета Украины. — Оценить масштабы повреждений очень трудно, поскольку пустоты находятся внутри конструкций. Инженеры не исключают, что в аварийном состоянии находится весь фронт плотины. Сегодня она удерживает давление 2,5 кубических километров воды, что является гигантской нагрузкой на ГЭС».
Читайте также: На грани полного исчезновения: в сети показали свежие фото водохранилища в Крыму
Ученые Национального экологического совета Украины подсчитали, что прорыв плотины Каневской ГЭС приведет к затоплению значительной части Черкасской области, возникновению непроходимых болот на этой территории, а также к увеличению давления на плотину Кременчугского водохранилища и ее прорыву. То есть дамбы, находящиеся ниже по течению, начнут складываться и разрушаться одна за другой по принципу домино.
При этом опасен выброс донных отложений, в которых находятся радиоактивные стронций-90 и цезий-137, которые оказались на дне Каневского водохранилища после Чернобыльской катастрофы.
— Эти и другие сведения, изложенные в нашем заявлении, обнародовал известный ученый доктор экономических наук Виталий Скоцик, — прокомментировал глава Национального экологического совета Украины Александр Чистяков. — Ниже Каневского и Кременчугского водохранилищ находится ДнепроГЭС. В 1997 году было официально задокументировано возникновение трещин в более чем двух десятках бетонных элементов этой гидроэлектростанции. После этого на протяжении пяти лет выделялись средства на реконструкцию, но их хватило не на укрепление плотины, а на новое оборудование для машинного зала. На этом реконструкция закончилась в 2002 году. А второй ее этап так и не начался. Официальный эксплуатационный ресурс ДнепроГЭСа, согласно требованиям стандартов технического надзора, истек в 2007 году. Сегодня вместо проведения капитальных ремонтных работ местные власти ограничивают проезд грузового транспорта через плотину.
Читайте также: Водохранилище в Крыму превратилось в лужу: Симферополь рискует лишиться воды (фото)
— Какие у вас замечания к надежности плотины Киевской ГЭС?
— За год до Чернобыльской катастрофы произошел прорыв земляной дамбы, разделяющей бетонную плотину Киевской ГЭС и обводной канал. Залатать промоину с помощью грунта не удалось, и тогда стали сыпать… муку. Это помогло. С тех пор место прорыва занесло землей, на том месте выросла трава, деревья, но угроза повторения ЧП остается.
Читайте также: Вода ушла на полкилометра: в сети показали впечатляющие фото обмелевшего озера Свитязь
— Я не согласен с такой оценкой состояний плотин на Днепре, — заявил «ФАКТАМ» по телефону авторитетный гидролог, доктор географических наук, профессор Виктор Вишневский. — Такого рода сооружения, как бетонные дамбы, выдерживают напор воды высотой в 100, а то и в 200 метров. А у нас на Днепре максимальный напор, который приходится на плотину ДнепроГЭСа, 35 метров. На остальных дамбах Днепровского каскада напор в пределах 12−15 метров. После многих месяцев засухи (практически бесснежной зимы) запасы воды в водохранилищах малы. Дожди, которые сейчас идут, напоят землю, но кардинально не изменят уровень воды в Днепре, а значит и нагрузку на плотины. Даже если представить, что произойдет такое крайне маловероятное событие, как прорыв дамбы Киевского водохранилища, то жителям столицы не следует опасаться затопления. Ведь 99% территории Киева находится выше уровня воды в Киевском водохранилище. Будут затоплены разве что острова на Днепре и отдельные участки Подола.
В государственном предприятии «Укргідроенерго», которое занимается контролем состояния плотин ГЭС, прокомментировали тревожное заявление Национального экологического совета Украины.
— Раз в пять лет независимые профильные научные и проектные организации проводят обследования технического состояния плотин гидроэлектростанций на Днепре, — заявил «ФАКТАМ» главный инженер «Укргидроэнерго» Вадим Рассовский. — Очередное такое обследование было проведено летом 2019 года. Как обычно, были проверены все плотины. Специалисты пришли к заключению, что они находятся в работоспособном состоянии и могут эксплуатироваться в своих проектных режимах. Ни у меня, ни у других профильных специалистов нет оснований сомневаться в том, что все без исключения плотины на Днепре находятся в безопасном состоянии.
— В заявлении Национального экологического совета Украины сказано, что в 2016 году в нашу страну приезжала делегация специалистов инженерных войск США для исследования состояния плотин Днепровского каскада. В заявлении экологов утверждается, что американские военные якобы рекомендовали укрепить плотины и назвали крайний срок для начала выполнения этих работ — 2020 год. Это соответствует действительности?
— Американские специалисты действительно приезжали и исследовали плотины. Мы с ними встречались. Их выводы о состоянии плотин положительные. Что же касается предельных сроков, то плотины рассчитаны как минимум на 100 лет эксплуатации. Самая старая из них на Днепре — ДнепроГЭС — работает с 1932 года. Так что ее расчетный ресурс еще не истек. Самая новая из днепровских ГЭС — Каневская — была построена в 1975 году. Ей служить еще долго.
— Экологи акцентируют внимание на том, что приходится ограничивать проезд автомобилей по плотине ДнепроГЭСа. Что заставило прибегнуть к таким мерам?
— Тут проблема не в плотине ДнепроГЭСа, а в плохом техническом состоянии мостового перехода, проходящем над ней. Его нужно на определенное время полностью закрыть и привести в порядок. Но если мы это сейчас сделаем, то сообщение между правым и левым берегами Днепра в районе Запорожья прервется. Поэтому в конце минувшего года, не останавливая движение, мы выполнили комплекс самых неотложных ремонтных работ. Они позволят безопасно ездить по проблемному мостовому переходу еще как минимум полтора года. Недавно местные власти заявили о возобновлении работ на строительстве нового моста, который пройдет через остров Хортица. Когда этот мост будет открыт (надеемся, что это произойдет приблизительно через полтора года), мы сможет остановить движение по старому мостовому переходу и приступить к его основательному ремонту.
Ранее «ФАКТЫ» писали о том, что ОРДЛО оказались на грани экокатастрофы из-за загрязнения водохранилищ — это создает угрозу для здоровья сотен тысяч людей и для местной экосистемы.
6025Читайте нас у Facebook