Народные артисты украины владимир дидух и валентин реус: «у аркадия райкина рука была мягкая, как у хрущева, и теплая, точно только испеченная булочка. После их рукопожатий было жалко мыть руки! »
«Крестным отцом» нашего коллектива стал зять Никиты Хрущева»
На протяжении 40 лет состав квартета менялся не один раз. Владимир Дидух и Валентин Реус в нем с первого дня по сегодняшний. Им есть о чем рассказать.
- Явор — разновидность клена, — говорит
народный артист Украины Валентин Реус. — Это дерево испокон веков воспевали в народных песнях.
- И даже анекдоты о нем слагали! — добавляет его коллега народный артист Украины Владимир Дидух. — Знаете анекдот о том, как теща завещала зятю похоронить ее под явором? Так вот.
Приходить зять з роботи. А тут теща.
- Ой, синок, стара я стала, мабуть, буду
помирати
- Що ви таке кажете, мамо!
- Так-так Ти б домовився на цвинтарі, щоб могилка була в хорошому місці — під явором! — де б сонце не пекло та «ікаруси» тим димом мене не давили.
- За хороше місце, мамо, треба хабаря
давати!
- Та в мене щось трохи є у панчосі -
кволо відказує теща.
- Тоді давайте, несіть! — говорить зять.
Принесла теща гроші. Зять понабивав повні кишені. Пішов. На другий день ввечері приходить — ледве на ногах тримається. І прямо до тещі:
- Ну, мамо, де був, з ким балакав — не питайте, але у п'ятницю щоб були готові!
- А правда, что ваш коллектив появился с легкой руки зятя Никиты Хрущева Виктора Гонтаря, который в 60-е годы возглавлял киевскую филармонию?
- Да, «путевку в жизнь» нам дал именно он, — подтверждают артисты. — До того мы работали в капелле бандуристов.
- Потом Валя уехал в Минск, — продолжает Владимир Дидух. — А я получил предложение перейти из капеллы в квартет, создаваемый Евгением Игнатовым (впоследствии он стал руководителем квартета). Я как раз был в отпуске дома на Хмельнитчине. Вдруг на пороге гости — Игнатов и Коля Гуменюк, ставший у нас в коллективе первым тенором. «Ми прищхали за Володею, — говорят маме. — Хочемо створити квартет». Мама испугалась: «Та що це буде? В нього ж сім'я, дитина! У капелі він на квартирній черзі — а у вас що?»
- От капеллы, небось, у вас и общежитие было, и прописка, которая в те времена значила очень много
- Именно! И потерять все это было большим риском! Причем в капелле у меня была и хорошая карьерная перспектива, и жилье наши коллеги получали довольно быстро. Да и общежитие у нас — прямо в Пассаже на Крещатике — было шикарное! Точнее, съемные квартиры — площадью 80 квадратных метров каждая. Представляете?! Можно было выйти на балкон и петь вволю, что мы и делали. Прямо под домом стояли автоматы с горячим молоком по десять копеек и булочкой по пять. Выпьешь два стакана молока — и на работу!
- И что ж вы, не послушали маму?
- Наоборот, мама послушала, как мы поем, и ей очень понравилось. «Дуже гарно», — сказала она и добавила: «Ну що ж, дай Бог нашому теляті вовка з'їсти!» Так благословила. Вернувшись в Киев, мы вызвали из Минска Валентина. Целый месяц репетировали на Русановке в зарослях вербы. Помещения ведь не было. Подготовили семь-восемь песен — и в филармонию, прямо к директору Виктору Гонтарю, зятю Никиты Хрущева. Виктор Петрович послушал, ему понравилось, и мы стали работать И уже спустя три года получили звание заслуженных артистов УССР.
«В Кремлевском дворце съездов нас угощали лососевой икрой, осетриной и салатом с крабами»
- Правда, о том, как мы получали это звание, до сих пор забыть не можем, — улыбаются артисты. — До того мы уже не раз пели в правительственных концертах. И вот нас пригласили принять участие в декаде «Дни культуры Украины в РСФСР». В составе правительственной делегации вместе с Петром Шелестом, Борисом Гмырей, Александром Корнейчуком, Евгенией Мирошниченко едем в Ленинград. Там успешно выступаем, в связи с чем приглашены участвовать в заключительном концерте в Москве. Едем экспрессом «Красная стрела», разговариваем о том о сем!
Вдруг в наше купе заходит фотокор РАТАУ-ТАСС Женя Малишевский: «Ну, ребята, накрывайте поляну. Вы уже заслуженные артисты!» Мы, конечно, не верим, думаем: разыграть хочет. Но в результате таки выставились и посидели немного А на следующий день Кремлевский дворец съездов. Мы должны исполнять «Віночок українських пісень» и песню «Вот не везет ». В зале присутствуют Брежнев, члены правительства.
Мы уже на сцене. Все идет по плану. И тут запевала берет тональность почти на три тона выше положенной! Это провал! Конечно, мы допели. А за кулисами — истерика! Что с нами будет? Дисквалифицируют? «Отсюда до Соловков ближе, чем до Киева», — нервно шутим.
А тут еще к трио бандуристок подходит человек из начальства и сообщает, что их номер снят. Мы стоим сами не свои. А когда этот же человек подошел и сказал: «А вы, товарищи, оставайтесь», мы уже точно поняли: наше дело — труба!
- И что же?
- И вдруг неожиданный поворот. Этот же человек подходит спустя минуту-две и сообщает: «Вы приглашены в Кремлевский дворец съездов на банкет!» Открывал его Иван Семенович Козловский песней «Де згода в счмействч». А когда спел ее, объявил: «Здесь присутствует квартет с Украины, который только что прекрасно выступил на сцене дворца» Мы от этих слов как заново на свет родились.
- Чем угощали в Кремле?
- Ой, чего там только не было на столах! Икра лососевая, осетрина, телятина с черносливом, салат с крабами, вареники с разными начинками, домашняя колбаса Сплошные деликатесы!
- Я, правда, ел одни кедровые орешки, — улыбается Валентин Реус. — После пережитого ничего в рот не лезло. А пить так вообще не пил ничего — мало ли что потом из этого может выйти
- А я ел, пил и наслаждался, — смеется Владимир Дидух. — Из напитков, как сейчас помню, были водка «Юбилейная», горилка с перцем и разные вина. Кстати, меню до сих пор храню, как раритет, у себя дома
«Чтобы вдоволь поспать в гостинице, Юра Гуляев просил поставить его в первое отделение концерта — менее престижное»
- Вас считали «придворным» квартетом. Как вы относились к этому?
- Наш квартет действительно обожали и Петр Шелест, и Владимир Щербицкий. Когда мы исполняли в Октябрьском дворце «Два кольори», Владимир Васильевич встал — и весь зал поднялся. Нас и на гастроли-то не часто отпускали из-за такого внимания к нам первых лиц государства. Мы могли понадобиться в любой момент в Киеве. Конечно, гастроли — это нелегко. Но, с другой стороны, гастролеры имели другие заработки — намного больше наших. К примеру, гонорар за концерт в Магадане был в два-три раза выше, чем в Киеве. Кстати, именно из этих соображений известная певица Людмила Сенчина выступала от Магаданской филармонии. Хотя жила в Ленинграде.
- Тем не менее вы объездили весь Советский Союз, были в США, Канаде, Польше, Франции
- Не раз мы выступали и в горячих точках. К примеру, в Чернобыле, Афганистане. Когда выступали в Чернобыле перед ликвидаторами, потеряли голос. Они-то сидели в респираторах, а мы пели без всяких защитных масок.
- Знаю, в вашем репертуаре песни не только на украинском языке
- Куда бы ни ехали, исполняли песни на языке страны, где гастролировали. Помнится, Муслим Магомаев после нашего выступления в Баку сказал: «Вы показали нашим певцам, как нужно исполнять нашу, азербайджанскую, классику».
- Вам приходилось общаться с Юрием Гуляевым, Львом Лещенко, Андреем Совой, Анатолием Паламаренко Слышала, вас очень любил Аркадий Райкин
- Это правда, — говорит Валентин Реус. — Мы с ним неоднократно встречались в концертном зале «Россия». Увидев нас издалека, Аркадий Иса-акович обычно приветствовал: «Ой, ребята, здравствуйте!» и обязательно жал руку.
- Рука у Райкина была такая мягкая, как у Хрущева, теплая, точно только что испеченная булочка, — улыбается Владимир Дидух. — Почему-то это запомнилось. А Хрущев жал нам руки, когда мы еще работали в капелле бандуристов! ВсЁ такие люди — после их рукопожатий и руки жалко было мыть (смеется).
- Какими вам запомнились Юрий Гуляев, молодой Лев Лещенко?
- С Левой гастролировали в Челябинске. Ему было около тридцати. Он все время пел — где бы ни был. Мы поехали на озеро искупаться. а он не отдыхает — все поет. Над ним смеялись: мол, побереги голос для сцены. Но Лева был настойчив и никого не слушал. А у Юры Гуляева мы учились философски относиться к жизни. Вот пример. Гастроли в Архангельске. Знаменитые артисты поют, как правило, во втором отделении. Но Юра хотел спеть и уехать в гостиницу отоспаться после дороги, поэтому просил поставить его в первое отделение. Для другого артиста такого уровня перейти из второго отделения в первое было бы ударом по самолюбию. А Юра шутил с организаторами: «Ребята, я у вас для приманки». Он знал себе цену! Популярность его в 60-70-е годы была не меньше, чем у Кобзона и Магомаева.
- Вы выступали на правительственных сценах. А самое необычное место выступления помните?
- (Переглядываются. ) Не поверите — реанимация! Разбился на автомобиле один наш знакомый — председатель колхоза. Мы поехали в Черновицкую область его проведать. Воскресенье, врачей в больнице нет. Глядим: наш приятель лежит на растяжках, стонет, рядом в палате еще двое в коме. Увидел нас — «ожил». «Спасибі, що прийшли, ану заспівайте», — просить. Ну мы как запели! Посбегались медсестры, няни
- От вашего пения больные не вышли из комы?
- Как говорится в анекдоте, «кома — то не крапка» (улыбаются).
Уходя из редакции, Владимир Евгеньевич и Валентин Николаевич тоже устроили концерт. Тут же набежали «зрители» из разных отделов. Я слушала их и думала: для настоящих Артистов сцена не обязательна
В нынешнем году квартет «Явчр» собирается устроить турне по городам Украины, где артистов помнят и любят до сих пор.
2059Читайте нас у Facebook